Закупка товаров, работ и услуг — это процесс выбора поставщика (исполнителя, подрядчика) и заключения контракта на поставку материальных ценностей, выполнение конкретного задания с материальным результатом или оказание деятельности, не создающей овеществленного продукта, соответственно. Разница между ними принципиальна и определяет порядок описания предмета закупки, составления техзадания, приемки и оплаты результатов.
Банковское сопровождение контрактов в закупках — это обязательная процедура контроля целевого использования бюджетных средств, при которой все операции по счету поставщика (исполнителя) проходят через уполномоченный банк или Казначейство России для проверки соответствия платежей условиям государственного или муниципального контракта.
Чтобы успешно подать заявку на малую закупку, необходимо точно идентифицировать подходящую процедуру, внимательно изучить упрощенные требования извещения, подготовить минимальный пакет документов, вовремя внести обеспечение (если оно требуется) и корректно оформить предложение через функционал электронной площадки или ЕИС до окончания срока приема.
Электронное актирование по 44-ФЗ — это обязательная с 2023 года процедура оформления и подписания актов приемки результатов контракта в электронной форме через специализированный функционал Единой информационной системы (ЕИС) с использованием усиленной электронной подписи, заменяющая бумажный документооборот.
Чтобы успешно участвовать в закупках с дополнительными требованиями к участникам закупки по 44-ФЗ, необходимо тщательно проверить соответствие вашей компании всем установленным условиям на этапе подготовки заявки, собрать подтверждающие документы и правильно их оформить в соответствии с документацией.
Если реальная потребность в товарах, работах или услугах превысила цену заключенного договора, заказчик может либо заключить дополнительное соглашение на увеличение объема в пределах 10%, либо провести новую, отдельную закупку на недостающий объем, обосновав ее возникновение.
Порядок осуществления процедур закупок представляет собой строго регламентированный жизненный цикл, который включает в себя шесть основных этапов: планирование, объявление закупки, подача и рассмотрение заявок, определение победителя, заключение контракта и его последующее исполнение.
Бриф — это уникальный способ закупки, применяемый ГК «Росатом». Он представляет собой конкурентную процедуру, похожую на запрос предложений, где победитель определяется не только по цене, но и по совокупности других критериев, а сама процедура проходит в очень сжатые сроки.
При закупке у единственного поставщика описание объекта закупки должно соответствовать общим правилам статьи 33 44-ФЗ. Оно должно быть объективным, не содержать указаний на товарные знаки без необходимости и не приводить к необоснованному ограничению числа потенциальных поставщиков.
Союз закупщиков — это всероссийское профессиональное сообщество, созданное для объединения всех участников рынка закупок: от государственных заказчиков и корпораций до представителей бизнеса и независимых экспертов, с целью развития отрасли и построения конструктивного диалога.
44-ФЗ — это федеральный закон, который устанавливает строгие и единые правила для всех государственных и муниципальных закупок в России. Простыми словами, он объясняет, как госучреждения (школы, больницы, министерства) должны тратить бюджетные деньги на товары, работы и услуги.
Самый эффективный способ поиска тендеров — использование специализированных поисково-аналитических систем (агрегаторов). Они, в отличие от ручного поиска в ЕИС или на отдельных ЭТП, предоставляют доступ ко всем источникам в одном окне, обладают гибкими фильтрами и мощными инструментами аналитики.
Принципы контрактной системы — это фундаментальные правила и идеи, заложенные в основу закона 44-ФЗ. Они определяют саму логику госзакупок и направлены на обеспечение открытости, честной конкуренции, эффективности расходования бюджетных средств и ответственности всех участников.
Тендеры в России регулируются целым комплексом законодательных актов, но ключевыми являются два федеральных закона: № 44-ФЗ «О контрактной системе» для государственных нужд и № 223-ФЗ «О закупках отдельных видов юридических лиц» для госкомпаний, а также Гражданский кодекс РФ для коммерческих торгов.
Чтобы найти реестр контрактов в ЕИС, необходимо зайти на главный портал zakupki.gov.ru, в верхнем меню выбрать раздел «Контракты и договоры» и перейти на вкладку «Реестр контрактов». Далее можно использовать строку поиска или расширенные фильтры для навигации по заключенным сделкам.
Предстоящий год принесет поставщикам, работающим в сфере госзакупок, ряд значимых изменений. Законодатели продолжают совершенствовать правила игры: оптимизируют процедуры, ужесточают требования к достоверности информации и значительно расширяют сферу действия национального режима. Чтобы эффективно планировать свою деятельность и избежать рисков, участникам закупок важно заранее изучить нововведения, часть из которых уже действует, а другая вступит в силу с 1 января 2026 года.
ЭТП, или электронная торговая площадка, — это специализированный сайт в интернете, который выполняет функцию виртуального «аукционного дома». На нем заказчики размещают свои потребности в товарах, работах или услугах, а поставщики соревнуются за право заключить с ними контракт.
Для производителя «пробная закупка» — это стратегия выхода на рынок госзаказа через поставку тестовых партий. Легче всего это реализовать через закупки малого объема (ЗМО) у единственного поставщика в электронных магазинах или через простые конкурентные процедуры, например, запрос котировок.
Идентификационный код закупки (ИКЗ) — это уникальный 36-значный цифровой код, который присваивается каждой закупке по 44-ФЗ. Он обеспечивает сквозную прослеживаемость процедуры от этапа планирования до полного исполнения контракта и его оплаты, связывая все документы в единую цепь.
Независимая гарантия — это финансовый инструмент, который пришел на смену банковской гарантии. Он представляет собой письменное обязательство гаранта (например, банка) выплатить заказчику (бенефициару) определенную сумму, если поставщик (принципал) не исполнит свои обязательства.
Чтобы новичку начать работать на тендерных площадках, необходимо последовательно выполнить несколько шагов: получить квалифицированную электронную подпись (УКЭП), пройти регистрацию в ЕИС для автоматической аккредитации на федеральных ЭТП, открыть специальный счет и освоить поиск и анализ закупок.
Специализированные и особые закупки в плане-графике — это процедуры, которые проводятся в упрощенном порядке. К ним относятся закупки малого объема, у единственного поставщика и другие. В плане они отражаются не по отдельности, а общей строкой с присвоением особого идентификационного кода.
Запреты и ограничения на иностранные товары — это механизм защиты внутреннего рынка в рамках госзакупок, который работает через установление полного запрета, ограничение допуска (правила «второй/третий лишний») или предоставление ценовых преференций отечественным производителям.
Демпинг в государственных закупках регулируется статьей 37 Федерального закона № 44-ФЗ. Если участник снижает начальную цену контракта на 25% и более, включаются антидемпинговые механизмы. Победитель обязан либо предоставить обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, либо подтвердить свою добросовестность тремя исполненными контрактами.
Поиск и оценка тендеров — это фундамент успешной работы поставщика в сфере государственных и коммерческих закупок. Этот процесс требует не хаотичного просмотра лотов, а выстроенной системы фильтрации, глубокого анализа документации и трезвого финансового расчета. Чтобы не тратить ресурсы на заведомо проигрышные или убыточные процедуры, необходимо научиться выявлять скрытые риски еще на этапе знакомства с извещением и адекватно соотносить требования заказчика с собственными возможностями.
Нарушение условий контракта в сфере закупок влечет за собой целый комплекс негативных последствий для поставщика. Финансовая ответственность включает в себя уплату неустойки, которая делится на пени (за просрочку) и штрафы (за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств). Помимо денежных потерь, компания рискует попасть в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) и столкнуться с административными штрафами в отношении должностных лиц. Размер санкций строго регламентирован законом и условиями договора.
Процесс приобретения товаров государственными и муниципальными заказчиками строго регламентирован законодательством. Ключевым этапом подготовки к торгам является не только описание объекта закупки, но и корректный расчет начальной цены. Для этого используется понятие идентичности товаров. Это продукция, имеющая одинаковые характерные для нее основные признаки, функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики. Понимание механизма работы с такой номенклатурой критически важно как для заказчиков, чтобы избежать штрафов, так и для поставщиков, чтобы эффективно участвовать в процедурах.
Участие в тендерах — это эффективный способ масштабирования бизнеса, позволяющий получить доступ к огромному рынку сбыта, гарантированному государством или крупными корпорациями. Процесс входа в эту нишу требует тщательной подготовки: от получения цифровой подписи и настройки программного обеспечения до аккредитации в единых реестрах и открытия специальных счетов. Успех зависит не только от цены товара, но и от юридической грамотности поставщика.
Федеральный закон № 44-ФЗ предусматривает строго регламентированную систему выбора поставщиков для государственных и муниципальных нужд. Все закупочные процедуры делятся на две глобальные категории: конкурентные способы (аукционы, конкурсы, запросы котировок), где побеждает лучшее предложение, и неконкурентные закупки у единственного поставщика. Выбор конкретного метода зависит от суммы контракта, специфики товаров и срочности потребности.
Электронные закупки — это современный цифровой формат проведения тендеров, обеспечивающий прозрачность сделок, глобальную экономию ресурсов и географическую доступность заказов. Главные плюсы: отсутствие бумажной волокиты, дистанционное участие из любой точки мира и минимизация коррупционных рисков.
Основные преимущества электронных закупок — это прозрачность всех процедур, значительная экономия для заказчиков и поставщиков, равный доступ к рынку для бизнеса из любого региона, а также существенное снижение коррупционных рисков и административных издержек.
Единого места, где собраны абсолютно все закупки, не существует. Государственные тендеры публикуются в ЕИС (zakupki.gov.ru), а коммерческие — на сотнях разных площадок и сайтов компаний. Увидеть их все одновременно можно только с помощью систем-агрегаторов.
Конкретные заказчики по 223-ФЗ с годовой выручкой свыше 500 млн рублей обязаны закупать у малого и среднего бизнеса не менее 25% от годового объема. Из них не менее 20% должны быть закуплены через спецторги, где могут участвовать только МСП и самозанятые.
В закупках существуют два главных вида торгов: конкурентные (аукцион, конкурс, запрос котировок), где участники соревнуются за контракт, и неконкурентные, где контракт заключается напрямую с единственным поставщиком. Выбор формы зависит от объекта закупки и требований закона.
СМП в госзакупках — это субъект малого предпринимательства (малая или микро-компания, ИП), для которого государство создает особые льготные условия участия в торгах. Это делается для поддержки малого бизнеса и развития конкуренции в стране.
Чтобы начать участвовать в тендерах, нужно получить электронную подпись, пройти регистрацию в ЕИС и на торговых площадках, открыть спецсчет, найти подходящую закупку, внимательно изучить документацию, подготовить и вовремя подать заявку, а в случае победы — подписать контракт.
Тендер — это конкурентная форма закупки, при которой заказчик выбирает поставщика на основе заранее объявленных условий. Простыми словами, это соревнование между компаниями за право заключить контракт, предложив заказчику лучшие условия по цене, качеству или другим критериям.
Чтобы запросить разъяснения, участник закупки должен через функционал электронной площадки (ЭТП) направить анонимный вопрос заказчику. Это нужно сделать не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок. Заказчик обязан дать публичный ответ в установленные законом сроки.
Основные этапы включают планирование закупки заказчиком, публикацию извещения в ЕИС, поиск и подачу заявки поставщиком, проведение торгов на электронной площадке (ЭТП), определение победителя, заключение и последующее исполнение контракта, завершающееся приемкой и оплатой.
Обеспечение контракта — это финансовая гарантия от победителя для заказчика, подтверждающая серьезность намерений исполнить контракт. Его размер обычно составляет от 0,5% до 30% от начальной цены. Предоставить его можно либо живыми деньгами, либо в виде независимой банковской гарантии.
Главное отличие в том, что обычный договор — это гибкое соглашение, основанное на свободе воли сторон, а госконтракт — это жесткий, публичный документ, заключаемый по итогам торгов и строго регулируемый законом 44-ФЗ, где почти ничего нельзя изменить после подписания.
Законодательство РФ о закупках — это многоуровневая система, состоящая из двух основных законов (44-ФЗ для госнужд и 223-ФЗ для госкомпаний) и множества подзаконных актов. Они регулируют весь процесс от планирования до исполнения контракта, обеспечивая прозрачность и конкуренцию.
Чтобы начать участвовать в госзакупках, вам нужно получить электронную подпись, зарегистрироваться в ЕИС (ЕРУЗ), открыть спецсчет в банке, найти подходящий тендер, внимательно подготовить и подать заявку на электронной площадке, а в случае победы — заключить госконтракт.
РИС — это государственная система субъекта РФ, созданная для автоматизации закупок региональных и муниципальных заказчиков. Она интегрирована с федеральной ЕИС, но имеет свои особенности, например, электронные магазины для закупок малого объема, которые являются важным источником заказов.
Для участия в закупках нужно выбрать процедуру, подготовить заявку по ее правилам и подать на ЭТП. Основные виды: аукцион, где решает только цена; конкурс, где важна квалификация; и запрос котировок — быстрый способ для небольших контрактов, где побеждает минимальное ценовое предложение.
Искать тендеры можно на трех основных типах ресурсов: официальном портале ЕИС, отдельных электронных площадках (ЭТП) и в специализированных системах-агрегаторах. Для максимального охвата и экономии времени наиболее эффективным решением являются агрегаторы, такие как BiCo, собирающие данные из всех источников.
ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) — это, по сути, цифровой паспорт поставщика для работы в сфере госзакупок по 44-ФЗ. Регистрация в нем обязательна, бесплатна и позволяет получить аккредитацию сразу на всех восьми федеральных торговых площадках, открывая доступ к торгам.
Чтобы правильно заключить госконтракт, победитель закупки должен в установленный законом срок (обычно 5 рабочих дней) предоставить обеспечение и подписать своей КЭП проект контракта на электронной площадке. Любое промедление или ошибка может привести к признанию уклонистом и попаданию в РНП.
Чтобы составить описание объекта закупки по 44-ФЗ, необходимо строго следовать правилам статьи 33. Описывайте товар объективно через его характеристики, используйте данные из каталога КТРУ, не указывайте товарные знаки без возможности поставки эквивалента и не создавайте ограничение конкуренции.
Стартовые вложения для участия в тендерах начинаются от 5 000–15 000 рублей на базовые инструменты. Однако реальный бюджет зависит от масштаба закупок. Заработок на первом контракте не гарантирован и варьируется от нуля до сотен тысяч рублей, напрямую завися от маржинальности и вашей подготовки.
Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
| bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |