Запреты и ограничения на иностранные товары — это механизм защиты внутреннего рынка в рамках госзакупок, который работает через установление полного запрета, ограничение допуска (правила «второй/третий лишний») или предоставление ценовых преференций отечественным производителям.
Политика импортозамещения в государственных и муниципальных закупках реализуется через сложную систему нормативных актов, объединенных общим понятием «национальный режим». Его главная цель — создать благоприятные условия для российских и, в некоторых случаях, евразийских производителей, предоставив им приоритет перед иностранными конкурентами. По состоянию на конец 2025 года, этот механизм действует на трех уровнях, каждый из которых требует от поставщика особого внимания и подготовки.
Первый и самый строгий уровень — это запрет на закупку. Если товар попадает под действие соответствующего постановления, заказчик не может приобретать его иностранный аналог ни при каких обстоятельствах, за исключением редких случаев, когда производство необходимой продукции в РФ или странах ЕАЭС отсутствует. Второй уровень — ограничение допуска. Здесь иностранные товары могут участвовать, но будут отклонены при наличии достаточного количества предложений с отечественной продукцией. Третий, самый мягкий уровень — условия допуска, более известный как ценовые преференции.
Полный запрет является наиболее жесткой мерой национального режима. Ключевым документом в этой сфере остается Постановление Правительства РФ № 616. Оно устанавливает перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением стран-членов ЕАЭС), закупка которых для государственных и муниципальных нужд запрещена. В этот список входят самые разные категории: от мебели и текстиля до спецтехники и музыкальных инструментов. Поставщику перед подачей заявки необходимо сверить код ОКПД2 своего товара с перечнем из ПП РФ 616.
Если товар подпадает под запрет, поставка иностранного аналога невозможна. Единственным способом принять участие в такой закупке является предложение товара, произведенного на территории Российской Федерации или другой страны Евразийского экономического союза. Подтверждением российского происхождения служит наличие сведений о продукции в реестре российской промышленной продукции (ГИСП) или реестре евразийской промышленной продукции. Исключения из этого правила крайне редки и должны быть обоснованы заказчиком отдельно, например, через получение разрешения от Минпромторга.
Более гибкий, но не менее коварный механизм — это ограничения допуска. Здесь иностранные товары формально могут быть предложены, но их судьба зависит от наличия конкурентов с отечественной продукцией. Наиболее распространены два правила, которые должен знать каждый специалист по тендерам. Они применяются в зависимости от конкретного постановления правительства, регулирующего закупку определенного вида товаров, например, ПП РФ 617, ПП РФ 878 для радиоэлектронной продукции или ПП РФ 102 для медизделий.
Принцип их работы следующий:
Игнорирование этих правил приводит к неминуемому отклонению заявки. Поставщику, предлагающему импортный товар, необходимо заранее оценивать конкурентную среду и вероятность появления на торгах участников с продукцией из РФ или ЕАЭС. Для успешной работы критически важно понимать, под действие какого именно постановления подпадает предмет закупки и какое правило будет применять заказчик при рассмотрении заявок.
Ключевая задача поставщика, участвующего в закупках с национальным режимом, — корректно подтвердить страну происхождения товара. Простого декларирования в составе заявки «Сделано в России» уже давно недостаточно. Система верификации строится на официальных реестрах и документах, и именно их наличие или отсутствие определяет, будет ли товар считаться «отечественным» в глазах заказчика. В рамках того, как применяется нац режим в закупках 44 ФЗ, этот этап является решающим.
Для подтверждения российского происхождения промышленной продукции основным инструментом является выписка из Реестра российской промышленной продукции, который ведет Минпромторг в рамках ГИСП (Государственной информационной системы промышленности). Участник закупки должен в своей заявке указать номер реестровой записи. Для товаров из других стран ЕАЭС таким подтверждением служит выписка из евразийского реестра промтоваров. Для отдельных категорий товаров, не подпадающих под действие ПП РФ 616, может потребоваться сертификат о происхождении товара по форме СТ-1.
Процедура для поставщика выглядит следующим образом:
В конце 2024 года было принято знаковое Постановление Правительства №1875, которое вступило в силу с 2025 года и внесло существенные коррективы в работу с некоторыми видами промышленной продукции. Этот документ не отменил существующие ПП РФ 616 и ПП РФ 617, а дополнил их, унифицировав и ужесточив правила для закупок сложного оборудования, станков и транспортных средств. Основная цель нововведения — углубление политики импортозамещения и стимулирование реальной локализации производства, а не «отверточной сборки».
Ключевое изменение, введенное ПП РФ 1875, касается детализации критериев происхождения. Теперь для включения продукции в реестр Минпромторга производитель должен подтвердить не просто факт сборки на территории РФ, а выполнение определенного количества технологических операций. Для поставщиков это означает, что при подаче заявки помимо номера реестровой записи необходимо декларировать соответствие товара этим углубленным критериям. Заказчики получили право проводить экспертизу товара на предмет такого соответствия уже на этапе исполнения контракта.
Кроме того, постановление ввело балльную систему оценки локализации для некоторых позиций. Чем больше баллов набирает производитель за использование российских компонентов и выполнение технологических операций в РФ, тем выше его приоритет. Это создает многоуровневую систему преимуществ, в которой даже среди российских производителей более «отечественный» товар получает фору. Поставщикам в 2025 году необходимо еще тщательнее работать с производителями и запрашивать у них полную информацию о степени локализации продукции, чтобы не столкнуться с отклонением заявки или штрафами при исполнении контракта.
Национальный режим в закупках — это динамичная и сложная система, требующая от участников постоянной бдительности. Успешная работа в этих условиях невозможна без глубокого понимания актуальных нормативных актов, умения работать с реестрами и правильно формировать пакет документов для заявки. Ошибки в подтверждении страны происхождения товара или неверная оценка конкурентной ситуации неизбежно ведут к отклонению заявки и потере потенциальной прибыли. Внимательность к деталям извещения и проактивная проверка своего товара на соответствие требованиям — залог победы в закупках с нацрежимом.
Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
| bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |