Закупки в РФ делятся на три группы: государственные (44-ФЗ) с жесткими правилами, закупки госкомпаний (223-ФЗ) с большей гибкостью, и коммерческие (ГК РФ), где правила устанавливает сам заказчик. Выбор зависит от сферы деятельности и целей поставщика.
Мир тендеров представляет собой огромный рынок сбыта для товаров, работ и услуг, но он неоднороден. Успех поставщика напрямую зависит не только от качества его предложения, но и от глубокого понимания «правил игры», которые кардинально различаются в зависимости от типа закупки. Попытка участвовать в торгах без этих знаний подобна выходу на футбольное поле по правилам хоккея: она обречена на неудачу, потерю времени и денег. Каждый вид закупок регулируется своим законодательством, имеет свои особенности в документации, процедурах и даже площадках для проведения.
Понимание этих различий позволяет бизнесу выстраивать грамотную стратегию. Например, компания может осознанно сосредоточиться на сегменте с менее жесткими требованиями или, наоборот, сделать ставку на высококонкурентные, но объемные государственные контракты. Знание специфики каждого направления помогает адекватно оценивать свои шансы на победу, правильно распределять ресурсы тендерного отдела и избегать досадных ошибок при подготовке заявок, которые могут привести к отклонению по формальным признакам.
Закупки, регулируемые Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», — это самый известный и строго регламентированный сегмент рынка. Заказчиками здесь выступают государственные и муниципальные органы власти, бюджетные учреждения: школы, больницы, министерства, администрации. Их основная цель — эффективно и прозрачно расходовать бюджетные средства, поэтому весь процесс от планирования до исполнения контракта подчинен единым и четким правилам.
Ключевая особенность системы 44-ФЗ — ее унифицированность. Для всех без исключения заказчиков действует единый регламент. Это означает, что поставщик, изучив закон один раз, может участвовать в закупках по всей стране. Условия контракта, опубликованные в извещении, являются окончательными и не подлежат изменению со стороны поставщика. Бюджет строго фиксирован в виде начальной максимальной цены контракта (НМЦК), и превысить ее невозможно. Документация, как правило, типовая, что упрощает подготовку заявки для опытных участников.
Оборотной стороной этой прозрачности и понятности является очень высокая конкуренция. Поскольку порог входа относительно низок, а рынок огромен (его объемы ежегодно растут), за каждый выгодный контракт борются десятки компаний. Это часто приводит к существенному снижению цены в ходе торгов, особенно на электронных аукционах. Все закупки проводятся на ограниченном перечне из девяти федеральных электронных торговых площадок (ЭТП), что упрощает мониторинг, но концентрирует всех участников в одном месте.
Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» занимает промежуточное положение между строгими госзакупками и свободными коммерческими тендерами. Под его действие подпадают компании с долей государственного участия более 50%, их дочерние общества, а также естественные монополии (например, РЖД, Газпром, Росатом) и ресурсоснабжающие организации. Эти заказчики тратят не только бюджетные, но и собственные средства, что дает им больше свободы.
Главное отличие 223-ФЗ от 44-ФЗ заключается в том, что каждый заказчик обязан разработать и опубликовать собственное «Положение о закупке». Этот документ становится внутренней конституцией, детально описывающей все возможные способы закупок, требования к участникам и порядок проведения процедур. Закон устанавливает лишь общие принципы, а вся конкретика — в Положении. Это создает как возможности, так и сложности для поставщиков. С одной стороны, стороны могут договориться об изменении условий договора, если это не противоречит Положению и закону.
С другой стороны, поставщику приходится изучать индивидуальные правила каждого потенциального клиента. Количество ЭТП здесь исчисляется сотнями, и многие из них являются платными. Это, а также более сложная и нетиповая закупочная документация, служит своеобразным финансовым и экспертным барьером. Как следствие, конкуренция в закупках по 223-ФЗ в среднем ниже, чем в госзаказе, что позволяет поставщикам предлагать более выгодные для себя ценовые условия и рассчитывать на более высокую маржинальность проектов.
Коммерческие закупки — это самый свободный и наименее формализованный сегмент. Он регулируется не специальными законами, а общими нормами Гражданского кодекса РФ (в частности, статьями 447-449). Заказчиками здесь выступают частные компании, которые организуют торги для выбора поставщиков на максимально выгодных для себя условиях. Цель — не освоить бюджет, а найти лучшее рыночное предложение по соотношению цены, качества и надежности. Это открывает широчайшие возможности для бизнеса, ведь фактически любые товары и услуги могут становиться предметом таких торгов.
Здесь заказчик — сам себе хозяин. Он самостоятельно разрабатывает внутренний регламент проведения закупок, выбирает способ определения победителя (это может быть не только аукцион или конкурс, но и многоэтапные переговоры), устанавливает требования к документации и выбирает площадку для размещения тендера. Часто торги проводятся на «нестандартных» ЭТП, корпоративных порталах или даже посредством простой рассылки предложений по базе аккредитованных поставщиков. Бюджет также может быть гибким и служить лишь ориентиром для участников.
Такая свобода означает, что сложность и прозрачность процедур полностью зависят от воли заказчика. Конкуренция в этом секторе, как правило, ниже, чем в государственных закупках, так как многие тендеры не афишируются широко. Однако для поставщика это несет и определенные риски: заказчик может в любой момент отменить процедуру без объяснения причин или провести ее непрозрачно. Успех в коммерческих тендерах часто зависит не только от формального соответствия требованиям, но и от репутации на рынке и выстроенных деловых отношений.
Выбор оптимального направления для участия в закупках — стратегическое решение, которое должно базироваться на ресурсах, опыте и целях компании. Чтобы сделать этот выбор осознанным, полезно сравнить три основных вида закупок по ключевым параметрам. Это поможет понять, какой из рынков наиболее соответствует вашей бизнес-модели и где ваши шансы на заключение выгодного контракта будут максимальными. Новичкам стоит начинать с более понятных и структурированных процедур, в то время как опытные игроки могут пробовать свои силы в более сложных и гибких сегментах.
Давайте структурируем основные отличия для наглядности:
| Критерий | 44-ФЗ Госзаказчики |
223-ФЗ Монополии и компании с долей госбюджета |
ГК РФ (ст. 409, 407) Коммерческие тендеры |
|---|---|---|---|
| Правовая основа | Единый четкий регламент для всех заказчиков | Каждый заказчик работает по своему положению о закупках | Заказчик работает по внутреннему регламенту (по нормам ГК) |
| Гибкость условий | Поставщик не может менять условия договора | Стороны вправе изменить условия, если это не нарушает закон | Выбирает для себя наиболее удобный способ закупки |
| Бюджет | Бюджет строго ограничен | Покупают за счет собственных средств | Гибкий бюджет |
| Документация | Простая типовая документация | Более сложная документация | Сложность или простота документации зависит от заказчика |
| Торговые площадки | 9 площадок по 44 ФЗ + порталы малых закупок | Более 357 ЭТП, многие платные | Часто размещают тендеры на «нестандартных площадках» |
| Конкуренция | Высокая конкуренция | Меньше конкуренции, ввиду дополнительных финансовых издержек | Конкуренция ниже, чем в госзакупках |
| Дополнительная информация | Количество товаров и услуг, закупаемых государственным сектором, ежегодно растет | - | - |
Таким образом, не существует единственно «правильного» вида закупок — есть тот, который оптимально подходит именно вашему бизнесу. Главное — четко понимать правила игры на выбранном поле, адекватно оценивать свои силы и планомерно двигаться к цели. Глубокое погружение в специфику каждого направления является фундаментом для построения успешной тендерной стратегии и стабильного потока контрактов. По мере накопления опыта и ресурсов можно осваивать новые сегменты, диверсифицируя источники дохода и снижая риски.
Разобраться во всех тонкостях законодательства, отследить релевантные тендеры на сотнях площадок и правильно подготовить документацию — задачи, требующие колоссальных временных и экспертных ресурсов. Сервисы компании BiCo созданы, чтобы снять эту нагрузку с вашего бизнеса. Мы предоставляем комплексные решения: от интеллектуального поиска закупок по всем трем направлениям до полного тендерного сопровождения, юридической поддержки и финансового анализа. Доверьте рутину профессионалам и сконцентрируйтесь на главном — развитии вашей компании и исполнении выигранных контрактов.
Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
| bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |