Нажимая на кнопку "Отправить заявку", вы принимаете условия пользовательского соглашения.

Уточняем ваши пожелания. Подбираем лучшие тендеры.
Вы участвуете и побеждаете!
Вход в личный кабинет
Реклама
Главная | Интервью | Анна Нестерова: Пик выплат по гарантиям пройден

Анна Нестерова: Пик выплат по гарантиям пройден

Инициативу узаконивания единого реестра банковских гарантий и убытки банков из-за выплат по гарантийному обеспечению пресс-службе ГК BiCo прокомментировала Анна Нестерова – генеральный директор ООО «ИК «Центр Капитал», член Президиума генерального совета «Деловой России».

- Ассоциация региональных банков России (АРБР) обратилась в Совет Федерации и Госдуму, Центробанк, администрацию президента, Минэкономразвития, Минфин и Росфинмониторинг с просьбой создать в России единый реестр банковских гарантий и закрепить этот вопрос на уровне закона. Фактически реестр ведется в открытом виде на сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Анна Владимировна, зачем необходимо создание отдельного закона для регулирования ведения реестра?

- Фактически, закрепление за площадкой открытого статуса отражено в подзаконных актах, а не в законе, поэтому считаю предложение АРБР обоснованным и правильным. Действительно, существует проблема «серых» схем, при которых банковские гарантии по каким-либо критериям являются недействительными. Открытый реестр, безусловно, необходим: тогда и поставщики, и заказчики находятся в более защищенной позиции, так как можно проверить актуальность банковской гарантии. Кроме этого, сейчас на сайте государственных закупок реализована возможность посмотреть, какие банковские гарантии были отклонены.

- Как именно узаконивание единого реестра банковских гарантий решит проблему с ненадежными либо поддельными банковскими гарантиями? Каким образом узаконивание реестра будет выгодно поставщикам, заказчикам?

- Я думаю, данное нововведение частично позволит решить проблему «серых» банковских гарантий. Единый реестр банковских гарантий позволит легко проверить их подлинность. Таким образом, поставщик и заказчик будут более защищены. Ключевым вопросом здесь является информированность поставщиков о наличии подобного реестра.

- Если будет узаконен единый реестр банковских гарантий, то возможно ли создать некий шаблон к их выпуску?

- Требования к тексту банковской гарантии уже есть. Они закреплены в 44-ФЗ, в статье 45, п. 2. Единого шаблона нет, так как у каждого участника могут быть свои специфические условия и процедуры.

- По итогам 1 полугодия многие банки потерпели убытки из-за выплат по гарантийному обеспечению госконтрактов. (В том числе, первое место по убыткам занял Банк Москвы.) Сейчас рынок подрядчиков претерпевает трудности, все больше заемщиков теряют возможность расплатиться по долгам. Как Вы полагаете, повторится ли подобная ситуация и во втором полугодии? Ваш прогноз на 2016 год? Является ли гарантия достаточно эффективным инструментом?

- Ситуация с банковскими гарантиями тесно связана с экономической конъюнктурой в целом. Последний год был не самым удачным для российской экономики, инфляция, нестабильность национальной валюты и высокая ключевая ставка стали причиной снижения ВВП. Судя по экономическим данным, в четвертом квартале не стоит ждать значительного улучшения. Поэтому, я считаю, что во втором полугодии ситуация с выплатами по госгарантиям будет только хуже. Если посмотреть на цифры просроченной задолженности по кредитам, то она увеличивается как снежный ком: на сентябрь по сравнению с началом года рост составил 43% (29% в прошлом году). Это значит, что все большее количество заемщиков не может расплатиться с кредитами. Спрос в экономике упал, инвестиционные проекты заморожены, а заработные платы обесценены инфляцией. Я думаю, что в 2016 году ситуация сможет выправиться, а пик выплат по гарантиям уже пройден.

ЦБ РФ следит за соблюдением нормативов по банковским гарантиям, которые отнесены регулятором к высокой степени риска. В частности, максимальный размер крупных кредитных рисков (куда входят и гарантии), не должен быть более 800% капитала. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам) не должен быть более 50%. Поэтому банки стараются соблюдать нормативы и учитывают риски, которые банковские гарантии несут. Кроме этого, гарантии подразумевают создание значительных резервов, поэтому при наступлении выплаты, банк имеет подушку для ее реализации.

Банковская гарантия, в целом, является эффективным инструментом, который страхует закупщика.

- Есть ли какие-то возможности разместить «серую» банковскую гарантию? Может ли сам банк выдать недействительную гарантию? Как убедиться в подлинности гарантии?

- Существует масса «серых» схем по гарантиям, которые связаны, прежде всего, с «агентами» (брокерами), которые обещают поставщику в короткие сроки получить банковскую гарантию. Поставщик соглашается, а потом выясняется, что гарантия недействительна. Санкции за подделку гарантии достаточно существенные, поэтому банки едва ли возьмут на себя такой риск. Другое дело – отдельные сотрудники банков, которые могут выдать недействительную банковскую гарантию. Поэтому, даже обращаясь в банк, нужно себя обезопасить и убедиться, что гарантия настоящая. Это можно сделать по ряду критериев: банковская гарантия должна содержать все пункты, которые необходимы по законодательству; банк, выдавший гарантию должен входить в утвержденный Минфином перечень банков; нужно зайти на сайт zakupki.gov.ru и посмотреть, если ли выданная гарантия в перечне; кроме этого, сейчас на сайте государственных закупок реализована возможность посмотреть, какие банковские гарантии были отклонены.

- Законом 44-ФЗ предусмотрены два вида обеспечения исполнения контракта: денежные средства и банковская гарантия. Какой вид обеспечения выгоднее выбирать поставщику?

- Согласно закону 44-ФЗ, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. Стоимость банковской гарантии варьируется от 2 до 9%, в зависимости от банка и дополнительных условий. Для поставщика разница заключается в том, что в случае с банком деньги не возвращаются – это своеобразная страховая премия для банка. В случае с обеспечением исполнения контракта финансовые средства возвращаются, и их размер уменьшается в зависимости от размера исполнения контракта. Поэтому каждый поставщик выбирает, что ему более выгодно: изъять из оборота денежные средства и положить их в виде обеспечения либо выплатить более низкую стоимость за банковскую гарантию, но уже на безвозвратной основе.
 

Интервью подготовлено пресс-службой ГК BiCo.
Перепечатка и копирование материалов сайта обязательны со ссылкой на BicoTender.ru

 

Рекомендуем
ОНФ составил «Индекс расточительности» госкомпаний
11.10.2017

Активисты проекта ОНФ «За честные закупки» составили «Индекс расточительности». В него включены 25 самых дорогостоящих автомобилей, которые госкомпании приобрели в 2017 году в рамках закупок.

Единственные и неповторимые: закупки по 223-ФЗ идут на неконкурентной основе
23.08.2016

Министерство экономического развития представило итоги мониторинга применения 223-ФЗ в первом полугодии этого года. Статистика для поставщиков печальная: госкомпании по-прежнему отдают предпочтение неконкурентным процедурам. Тем более что закон оставляет огромное поле для закупочных маневров.

Аналитика – инновационная технология будущего
28.11.2014

В октябре 2014 года ГК BiCo запустила уникальный для тендерной отрасли проект «Аналитика». Он стал технологическим прорывом на рынке. Как новый сервис работает и чем он может помочь участнику тендеров, рассказывает генеральный директор ГК BiCo Алексей Орищенко.