Крупные заказчики по 223-ФЗ с годовой выручкой свыше 500 млн рублей обязаны закупать у малого и среднего бизнеса не менее 25% от годового объема. Из них не менее 20% должны составлять договоры, заключенные по итогам спецторгов только для СМП и самозанятых.
Закон 223-ФЗ сам по себе не обязывает всех без исключения заказчиков поддерживать малый и средний бизнес. Эта обязанность регулируется отдельным документом — Постановлением Правительства №1352. Согласно ему, выполнять квоту по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) и самозанятых должны не все, а только определенные категории заказчиков. В первую очередь, это крупнейшие компании с государственным участием.
В их число входят госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, а также их многочисленные дочерние общества. Кроме того, требование распространяется на автономные учреждения и хозяйственные общества с долей участия РФ или субъекта РФ более 50%. Главным же финансовым критерием для большинства из них является годовой объем выручки — он должен превышать 500 миллионов рублей. Заказчики с меньшим доходом от выполнения квоты освобождены.
Важный практический момент: каждый такой заказчик обязан утвердить и разместить в Единой информационной системе (ЕИС) специальный «Перечень товаров, работ, услуг» (Перечень ТРУ), закупка которых осуществляется именно у СМП. Для малого бизнеса это своего рода дорожная карта, показывающая, в каких нишах конкретный заказчик планирует отдавать контракты представителям СМП.
Ключевой вопрос, который волнует и заказчиков, и поставщиков, — это объем обязательных закупок. Постановление №1352 устанавливает две ключевые цифры, в которых часто путаются даже опытные специалисты. Важно понимать, что это не две отдельные квоты, а одна, вложенная в другую. Давайте разберемся:
Проще говоря, из общей массы закупок у малого бизнеса (25%) подавляющая часть (20%) должна приходиться на закрытые «клубы», куда крупным игрокам вход воспрещен. Оставшиеся 5% заказчик может «добрать» за счет побед СМП в обычных, открытых для всех тендерах или за счет привлечения малого бизнеса на субподряд.
Для достижения установленных квот у заказчиков есть два основных пути. Первый и самый очевидный — это проведение закупок, участниками которых могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства и самозанятые. Такие процедуры имеют в ЕИС специальную отметку, а начальная (максимальная) цена договора в них, как правило, не превышает 800 миллионов рублей. Это и есть те самые спецторги, формирующие 20-процентную квоту.
Второй способ более сложный и используется для выполнения «добирающей» части квоты. Заказчик может провести закупку на общих основаниях, где участвуют все желающие, но включить в проект договора обязательное условие. Согласно ему, победитель, если он сам не является субъектом МСП, обязан привлечь на субподряд компании из числа малого и среднего бизнеса. В договоре четко прописывается требуемый объем такого привлечения в процентах от общей цены контракта. Стоимость договоров с этими субподрядчиками и пойдет заказчику в зачет выполнения квоты.
Таким образом, даже если крупная компания выигрывает тендер, часть денег все равно достается малому бизнесу. Этот механизм позволяет СМП получать заказы даже в тех высококонкурентных или капиталоемких сферах, где у них не было бы шансов выиграть генподряд.
Казалось бы, все просто: берем общую сумму всех договоров заказчика за год и вычисляем от нее 25%. Однако на практике расчет процента закупки у смп по 223 ФЗ гораздо сложнее. Дело в том, что из совокупного годового стоимостного объема закупок (СГСОЗ), который служит базой для расчета, исключается целый ряд процедур. Это сделано для того, чтобы не ставить заказчиков в невыполнимые условия.
В расчет квоты не включаются закупки:
Таким образом, реальная база для расчета квоты — это не весь бюджет закупок заказчика, а только та его часть, которая остается после вычета всех этих исключений. Именно от этой, уже уменьшенной суммы, и отсчитываются заветные 25% и 20%. Поставщикам важно это понимать, чтобы адекватно оценивать реальный, а не номинальный объем рынка, зарезервированного для СМП у конкретного заказчика.
Государство не только установило квоты, но и создало жесткую систему контроля за их исполнением. Ежегодно, до 1 февраля, каждый заказчик, подпадающий под действие ПП №1352, обязан сформировать и опубликовать в ЕИС годовой отчет о закупках у СМП. В этом отчете детально расписывается, на какую сумму и каким способом были заключены договоры с малым бизнесом. Непредставление отчета или публикация недостоверных сведений влечет за собой административные штрафы для должностных лиц.
Однако самое суровое наказание ждет заказчика не за ошибки в отчете, а за невыполнение самой квоты. Если по итогам года выясняется, что заказчик не смог закупить у СМП положенные 25% (включая 20% по спецторгам), его ждет крайне неприятный сюрприз. С 1 февраля следующего года и до его окончания такой заказчик-нарушитель лишается права работать по своему Положению о закупке и принудительно «переводится» на гораздо более строгие и регламентированные рельсы Закона №44-ФЗ. Для крупной компании это равносильно катастрофе, так как 44-ФЗ лишает ее гибкости и значительно усложняет все закупочные процессы.
Система квотирования закупок у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ — это реально работающий механизм поддержки, открывающий для СМП и самозанятых многомиллиардный рынок сбыта. Понимание того, кто из заказчиков обязан выполнять квоту, как работают спецторги и как рассчитываются объемы, позволяет малому бизнесу целенаправленно искать и выигрывать контракты в зарезервированном для них сегменте. Для поставщиков это уникальная возможность конкурировать в «своей лиге», где нет крупных федеральных игроков, а для заказчиков — серьезный стимул развивать партнерские отношения с малым бизнесом, чтобы избежать санкций.
Находить закупки, предназначенные специально для малого бизнеса, — непростая задача. Приходится вручную просматривать сотни процедур в ЕИС, выискивая нужную отметку, или изучать планы закупок на сайтах самих госкомпаний, тратя на это драгоценное время. Поисково-аналитическая система BiCo полностью автоматизирует этот процесс. С помощью специальных фильтров вы можете в один клик отобрать все спецторги для СМП по вашей тематике со всех электронных площадок страны. Настройте мгновенные уведомления и получайте информацию о самых выгодных «квотируемых» закупках прямо на почту, чтобы тратить время не на поиск, а на подготовку победной заявки.
Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
| bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |