Вход в личный кабинет
Главная | F.A.Q. | 223 ФЗ | Кто и в каком объеме должен закупать у МСП по 223-ФЗ?

Кто и в каком объеме должен закупать у МСП по 223-ФЗ?

Вопрос:

Кто и в каком объеме должен закупать у МСП по 223-ФЗ?

Краткий ответ:

Крупные заказчики по 223-ФЗ с годовой выручкой свыше 500 млн рублей обязаны закупать у малого и среднего бизнеса не менее 25% от годового объема. Из них не менее 20% должны составлять договоры, заключенные по итогам спецторгов только для СМП и самозанятых.

Ольга Никитина
На вопрос отвечает: Ольга Никитина
Должность: тендерный специалист
Стаж работы с тендерами: 3 года
Подробный ответ:

Кто из заказчиков обязан поддерживать МСП?

Закон 223-ФЗ сам по себе не обязывает всех без исключения заказчиков поддерживать малый и средний бизнес. Эта обязанность регулируется отдельным документом — Постановлением Правительства №1352. Согласно ему, выполнять квоту по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) и самозанятых должны не все, а только определенные категории заказчиков. В первую очередь, это крупнейшие компании с государственным участием.

Задать вопрос эксперту

В их число входят госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, а также их многочисленные дочерние общества. Кроме того, требование распространяется на автономные учреждения и хозяйственные общества с долей участия РФ или субъекта РФ более 50%. Главным же финансовым критерием для большинства из них является годовой объем выручки — он должен превышать 500 миллионов рублей. Заказчики с меньшим доходом от выполнения квоты освобождены.

Важный практический момент: каждый такой заказчик обязан утвердить и разместить в Единой информационной системе (ЕИС) специальный «Перечень товаров, работ, услуг» (Перечень ТРУ), закупка которых осуществляется именно у СМП. Для малого бизнеса это своего рода дорожная карта, показывающая, в каких нишах конкретный заказчик планирует отдавать контракты представителям СМП.

Квоты закупок у МСП: разбираемся в процентах

Ключевой вопрос, который волнует и заказчиков, и поставщиков, — это объем обязательных закупок. Постановление №1352 устанавливает две ключевые цифры, в которых часто путаются даже опытные специалисты. Важно понимать, что это не две отдельные квоты, а одна, вложенная в другую. Давайте разберемся:

  • 25% — общая годовая квота. Это минимальный годовой стоимостной объем договоров, который заказчик должен заключить с СМП и самозанятыми по итогам всех закупочных процедур. В этот объем входят как контракты, полученные в рамках спецторгов, так и контракты, которые малый бизнес выиграл в конкурентной борьбе на общих основаниях, опередив крупные компании.
  • 20% — специальная квота. Это минимальный годовой объем, который должен быть законтрактован по итогам закупок, проведенных исключительно среди СМП и самозанятых (так называемых спецторгов). Эта квота является частью общей 25-процентной квоты, а не идет в дополнение к ней.

Проще говоря, из общей массы закупок у малого бизнеса (25%) подавляющая часть (20%) должна приходиться на закрытые «клубы», куда крупным игрокам вход воспрещен. Оставшиеся 5% заказчик может «добрать» за счет побед СМП в обычных, открытых для всех тендерах или за счет привлечения малого бизнеса на субподряд.

Два способа выполнить квоту: спецторги и субподряд

Для достижения установленных квот у заказчиков есть два основных пути. Первый и самый очевидный — это проведение закупок, участниками которых могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства и самозанятые. Такие процедуры имеют в ЕИС специальную отметку, а начальная (максимальная) цена договора в них, как правило, не превышает 800 миллионов рублей. Это и есть те самые спецторги, формирующие 20-процентную квоту.

Второй способ более сложный и используется для выполнения «добирающей» части квоты. Заказчик может провести закупку на общих основаниях, где участвуют все желающие, но включить в проект договора обязательное условие. Согласно ему, победитель, если он сам не является субъектом МСП, обязан привлечь на субподряд компании из числа малого и среднего бизнеса. В договоре четко прописывается требуемый объем такого привлечения в процентах от общей цены контракта. Стоимость договоров с этими субподрядчиками и пойдет заказчику в зачет выполнения квоты.

Таким образом, даже если крупная компания выигрывает тендер, часть денег все равно достается малому бизнесу. Этот механизм позволяет СМП получать заказы даже в тех высококонкурентных или капиталоемких сферах, где у них не было бы шансов выиграть генподряд.

Как рассчитывается процент закупки у смп по 223 ФЗ и что не входит в расчет?

Казалось бы, все просто: берем общую сумму всех договоров заказчика за год и вычисляем от нее 25%. Однако на практике расчет процента закупки у смп по 223 ФЗ гораздо сложнее. Дело в том, что из совокупного годового стоимостного объема закупок (СГСОЗ), который служит базой для расчета, исключается целый ряд процедур. Это сделано для того, чтобы не ставить заказчиков в невыполнимые условия.

В расчет квоты не включаются закупки:

  1. Обеспечивающие оборону и безопасность государства.
  2. В области использования атомной энергии.
  3. Финансовые услуги, включая получение кредитов и банковских гарантий.
  4. Работы в области аудита и консалтинга.
  5. Процедуры, проводимые за пределами РФ.
  6. Закупки у единственного поставщика по решению правительства или президента.
  7. Закупки в сфере электроэнергетики и водоснабжения.

Таким образом, реальная база для расчета квоты — это не весь бюджет закупок заказчика, а только та его часть, которая остается после вычета всех этих исключений. Именно от этой, уже уменьшенной суммы, и отсчитываются заветные 25% и 20%. Поставщикам важно это понимать, чтобы адекватно оценивать реальный, а не номинальный объем рынка, зарезервированного для СМП у конкретного заказчика.

Отчетность и ответственность: что грозит заказчику за невыполнение квоты?

Государство не только установило квоты, но и создало жесткую систему контроля за их исполнением. Ежегодно, до 1 февраля, каждый заказчик, подпадающий под действие ПП №1352, обязан сформировать и опубликовать в ЕИС годовой отчет о закупках у СМП. В этом отчете детально расписывается, на какую сумму и каким способом были заключены договоры с малым бизнесом. Непредставление отчета или публикация недостоверных сведений влечет за собой административные штрафы для должностных лиц.

Однако самое суровое наказание ждет заказчика не за ошибки в отчете, а за невыполнение самой квоты. Если по итогам года выясняется, что заказчик не смог закупить у СМП положенные 25% (включая 20% по спецторгам), его ждет крайне неприятный сюрприз. С 1 февраля следующего года и до его окончания такой заказчик-нарушитель лишается права работать по своему Положению о закупке и принудительно «переводится» на гораздо более строгие и регламентированные рельсы Закона №44-ФЗ. Для крупной компании это равносильно катастрофе, так как 44-ФЗ лишает ее гибкости и значительно усложняет все закупочные процессы.

Получить консультацию специалиста

Система квотирования закупок у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ — это реально работающий механизм поддержки, открывающий для СМП и самозанятых многомиллиардный рынок сбыта. Понимание того, кто из заказчиков обязан выполнять квоту, как работают спецторги и как рассчитываются объемы, позволяет малому бизнесу целенаправленно искать и выигрывать контракты в зарезервированном для них сегменте. Для поставщиков это уникальная возможность конкурировать в «своей лиге», где нет крупных федеральных игроков, а для заказчиков — серьезный стимул развивать партнерские отношения с малым бизнесом, чтобы избежать санкций.

Находить закупки, предназначенные специально для малого бизнеса, — непростая задача. Приходится вручную просматривать сотни процедур в ЕИС, выискивая нужную отметку, или изучать планы закупок на сайтах самих госкомпаний, тратя на это драгоценное время. Поисково-аналитическая система BiCo полностью автоматизирует этот процесс. С помощью специальных фильтров вы можете в один клик отобрать все спецторги для СМП по вашей тематике со всех электронных площадок страны. Настройте мгновенные уведомления и получайте информацию о самых выгодных «квотируемых» закупках прямо на почту, чтобы тратить время не на поиск, а на подготовку победной заявки.

Наши эксперты

Сергей Лебедев
Сергей Лебедев
Должность: специалист по технической поддержке участия в торгах
Стаж работы: 5 лет
Анна Петрова
Анна Петрова
Должность: ведущий специалист по тендерному сопровождению
Стаж работы: 7 лет
Дмитрий Баторов
Дмитрий Баторов
Должность: эксперт по аккредитации и выпуску ЭЦП
Стаж работы: 8 лет
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!



Связаться с нами:
Получить доступ