Нарушение условий контракта в сфере закупок влечет за собой целый комплекс негативных последствий для поставщика. Финансовая ответственность включает в себя уплату неустойки, которая делится на пени (за просрочку) и штрафы (за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств). Помимо денежных потерь, компания рискует попасть в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) и столкнуться с административными штрафами в отношении должностных лиц. Размер санкций строго регламентирован законом и условиями договора.
Победа в тендере — это лишь начало пути. Главная задача любого бизнеса, работающего с государственным или корпоративным заказом, заключается в своевременном и качественном исполнении взятых на себя обязательств. Однако на практике возникают ситуации, когда поставка срывается, сроки нарушаются, или товар не соответствует заявленным характеристикам. В таких случаях вступает в силу механизм гражданско-правовой ответственности.
В рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ понятие «неустойка» является обобщающим. Оно включает в себя два вида санкций, которые имеют разную правовую природу и методы расчета:
Важно понимать, что заказчик (особенно государственный) не имеет права «простить» нарушение. Он обязан начать претензионную работу и потребовать уплаты санкций, иначе контролирующие органы обвинят его в бездействии и нанесении ущерба бюджету. Для коммерческих заказчиков правила могут быть мягче, но суть остается прежней: договор должен исполняться неукоснительно.
Просрочка — самое частое нарушение в госзакупках. Машина сломалась, завод задержал отгрузку, бухгалтер заболел — причин может быть масса, но для закона важен только факт нарушения срока. Механизм расчета пени по 44-ФЗ строго регламентирован частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Правила едины для всех заказчиков федерального и муниципального уровня.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет одну трехсотую (1/300) действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Разберем это сложное определение на составляющие. Ключевым фактором здесь является объем исполненных обязательств. Если вы должны были поставить 100 компьютеров, а поставили 90 вовремя, и 10 с опозданием, пеня будет начисляться не на всю сумму контракта, а только на стоимость этих 10 компьютеров. Это защищает поставщика от несоразмерных убытков. Однако, если этапов нет, и приемка осуществляется единовременно, база для начисления будет полной.
Для коммерческих тендеров и закупок по 223-ФЗ формула может быть иной. Заказчики вправе прописывать в своих Положениях о закупках другие размеры пени, например, 0,1% или даже 1% за каждый день просрочки. Это существенно жестче государственных норм, поэтому перед подписанием договора необходимо досконально изучать раздел «Ответственность сторон». Нередко невнимательность на этом этапе приводит к тому, что сумма пени превышает прибыль от сделки.
Если пени «капают» каждый день, то штраф — это разовая санкция за конкретный проступок. Порядок определения размеров штрафа для госзакупок утвержден Постановлением Правительства РФ № 1042. Этот документ устанавливает жесткую градацию штрафов в зависимости от цены контракта. Это сделано для того, чтобы исключить произвол заказчиков, которые раньше могли установить штраф в 50% от цены за малейшую ошибку.
Согласно действующим правилам, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (кроме просрочки) устанавливаются следующие размеры штрафов:
Существует также особый вид штрафа — за неисполнение обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, если поставщик не предоставил копии документов в срок или не явился на обязательное совещание, если это было прописано в ТЗ. В таких случаях размеры штрафов фиксированы: от 1000 рублей до 100 000 рублей в зависимости от цены контракта.
Важный нюанс расчетов: общая сумма начисленной неустойки (штрафов и пеней) не может превышать цену контракта. Это законодательный «потолок», который спасает поставщика от бесконечной долговой ямы.
Многие предприниматели ошибочно полагают, что все риски ограничиваются потерей денег компании или удержанием обеспечения. Однако законодательство предусматривает и персональные санкции. Помимо финансовых санкций, предусмотренных договором, существует и административная ответственность за нарушение ФЗ о закупках, которая ложится лично на должностных лиц поставщика и заказчика. Данная сфера регулируется Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ), в частности, статьей 7.32.
Наиболее серьезным нарушением со стороны поставщика считается действия (или бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства (ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ). Чаще всего это применяется при срыве социально значимых контрактов (стройки школ, поставка лекарств, питание в больницах).
Штрафы здесь внушительные:
Суды применяют эту статью, если доказано, что поставщик умышленно уклонялся от исполнения или проявил преступную халатность. Если же нарушение вызвано объективными обстоятельствами, шансы избежать административного штрафа выше, но гражданско-правовая ответственность (пени по договору) все равно останется.
Пожалуй, самым страшным сном любого тендерного специалиста является включение компании в Реестр недобросовестных поставщиков. Это не денежный штраф в прямом смысле, но косвенные убытки от такого события могут привести к банкротству. РНП — это открытая база данных, куда попадают компании, существенно нарушившие условия контрактов или уклонившиеся от их заключения после победы.
Процедура попадания в «черный список» выглядит следующим образом. Если поставщик не справляется с обязательствами, заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Это решение вступает в силу через 10 дней после надлежащего уведомления. После этого заказчик обязан направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Комиссия ФАС рассматривает дело и выносит вердикт: виноват поставщик или нет.
Включение в РНП накладывает запрет на участие в государственных (44-ФЗ) и большинстве корпоративных (223-ФЗ) закупок сроком на 2 года. Причем в реестр попадает не только название юрлица, но и данные об учредителях и генеральном директоре. Это значит, что открыть новую фирму на тех же людей и продолжить работу не получится — система автоматически заблокирует заявки. Это крах для бизнеса, ориентированного на B2G рынок.
Государство не верит поставщикам на слово, требуя финансового обеспечения исполнения контракта. Это деньги, которые «страхуют» риски заказчика. Если поставщик нарушает условия, заказчик имеет право не просто выставить счет, а удержать сумму штрафа или пени из этого обеспечения.
Существует два способа внесения обеспечения:
Ситуация с раскрытием гарантии опасна тем, что она портит кредитную историю компании. В будущем получить кредиты или новые гарантии станет крайне сложно и дорого. Поэтому эксперты рекомендуют не доводить дело до обращения взыскания на гарантию, а пытаться урегулировать вопросы неустойки в досудебном порядке или оплачивать их добровольно.
Законодательство предусматривает механизмы поддержки поставщиков, попавших в сложную ситуацию не по своей вине. Знание этих инструментов позволяет законным способом уменьшить или полностью аннулировать штрафные санкции.
Списание неустоек. Периодически Правительство РФ выпускает постановления (например, Постановление № 783), обязывающие заказчиков списывать начисленные суммы неустоек при соблюдении определенных условий. Как правило, полное списание возможно, если общая сумма штрафов не превышает 5% от цены контракта, и обязательства (пусть и с опозданием) исполнены в полном объеме. Если сумма составляет от 5% до 20%, можно списать половину долга, оплатив вторую половину. Для этого поставщик должен направить заказчику письменное обращение с просьбой о списании и приложением акта сверки расчетов.
Форс-мажор. Обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, внезапные санкционные ограничения) освобождают от уплаты неустойки, если доказана причинно-следственная связь. Однако просто заявить «у нас форс-мажор» нельзя. Необходимо получить официальный сертификат в Торгово-промышленной палате (ТПП) региона. Отсутствие денег на счете, скачок курса валют или нарушение обязательств вашими контрагентами (субпоставщиками) форс-мажором не являются.
Несоразмерность неустойки. Если дело дошло до суда, поставщик имеет право ходатайствовать о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса РФ. Суды часто идут навстречу, если размер санкций явно несоразмерен последствиям нарушения. Например, если просрочка составила один день, а штраф насчитали как за полный срыв поставки.
Резюмируя, можно сказать, что ответственность поставщика — это многоуровневая система. Она начинается с копеечных пеней за день просрочки и заканчивается многомиллионными штрафами, потерей репутации (РНП) и дисквалификацией руководителя. Грамотное управление контрактом, своевременная переписка с заказчиком и знание своих прав на защиту — единственные способы минимизировать эти риски в суровых реалиях госзаказа.
В хитросплетениях формул расчета неустоек и правилах списания штрафов легко запутаться, что может стоить компании значительной части прибыли или даже привести к банкротству. Сервисы компании BiCo и команда профессиональных юристов помогут вам не остаться один на один с проблемой. Мы обеспечиваем экспертное сопровождение на всех этапах исполнения контракта: от анализа рисков в проекте договора до подготовки аргументированных ответов на претензии заказчика и защиты интересов в ФАС, помогая избежать необоснованных штрафов и сохранить репутацию надежного поставщика.
Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
| bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |