Вход в личный кабинет
Реклама
Главная | Статьи | Закупки по списку

Закупки по списку

Список закупокС 1 января 2017 года госзаказчики должны будут указывать в извещении наименование предмета закупки в соответствии с каталогом товаров, работ и услуг (ТРУ). Однако в конце ноября месяца ситуация с каталогом остается туманной: эксперты сомневаются, что с января он увидит свет и начнет работать даже в ограниченном режиме.

Формирование и ведение единого каталога товаров, работ и услуг предусмотрено 44-ФЗ. Предполагается, что функционировать он будет на базе единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. Так как ЕИС находится в ведомстве Министерства экономического развития РФ, то и все работы по созданию каталога ведет пока данный профильный ФОИВ.

Стандартный подход

«Стандартизация нужна всегда и везде, где работает государство, так как она лишает возможности конкретных должностных лиц применять собственный подход при принятии решений, – объяснял необходимость создания каталога директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов. – Единые правила и стандарты, которые распространяются на неограниченный круг лиц, – это основная преграда для любых коррупционных проявлений и излишнего творчества. Так, существовала проблема закупки одного и того же товара по абсолютно разным ценам в различных субъектах РФ. Именно для того чтобы не допустить такого разброса и дальше, был создан каталог по стандартизации закупок, который уже готов в качестве прототипа и в настоящее время дорабатывается».

По задумке правительства, каталог будет представлять собой набор шаблонов описания товаров, работ и услуг, систематизированный по кодам, которые формируются на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

По мнению чиновников МЭР, ведение и использование каталога повысит прозрачность тендеров, снизит издержки заказчиков за счет стандартного подхода к описанию закупок, повысит эффективность контроля, в том числе общественного, за счет расширения возможностей по поиску и анализу информации.

С заказчиками всё понятно: чиновники хотят максимально стандартизировать закупки и исключить тем самым излишние требования к приобретаемым товарам и услугам, свести на нет коррупционную составляющую. «А вот для поставщиков создание каталога имеет две стороны, – поясняет руководитель тендерного отдела ГК BiCo Екатерина Дементьева. – Во-первых, вся информация будет унифицирована, участник закупки сможет легко находить тендер в поиске, не будет в наименовании документации так любимых заказчиками латинских букв и синонимичных названий, не позволяющих определить соответствие объекта закупки сфере деятельности участника. Скорее всего, значительно снизится процент отклонений. А с другой стороны, при поиске закупок в выборку может попадать много «мусора»: товары, работы, услуги как напрямую, так и косвенно касающиеся сферы деятельности поставщика. Данный факт увеличит время подбора тендеров для участия. Кроме того, пока непонятно, как поставщик будет подавать заявку: пока предполагается только его согласие на участие в закупке. В случае подачи согласия участник не обязан указывать конкретные показатели товара, что повлечет за собой вопросы при заключении контракта в части составления спецификации и при приемке товара».

Как поясняют в Министерстве экономического развития, в каталог будут включены лишь те товары, работы и услуги, которые можно четко описать. Соответственно, в нем нельзя найти высокотехнологичную и инновационную продукцию: ее закупка будет, скорее всего, регулироваться специальным постановлением правительства РФ.

Кто в ответе?

«Сейчас сосредоточены усилия на подготовке постановления Правительства РФ, устанавливающие порядок и правила ведения этого каталога, – комментировал весной этого года Чемерисов. – После этого каталог будет еще раз доработан и выпущен в открытый доступ, чтобы с ним могли ознакомиться будущие правоприменители».

Обещанное чиновником постановление, регламентирующее порядок ведения каталога, Минэкономразвития представило в августе. В середине ноября оно было доработано и опубликовано вновь. Проект документа утверждает временные правила формирования и ведения каталога ТРУ в ЕИС. Постановление до сих пор не подписано Белым домом.

В том, что процесс разработки каталога существенно затянулся, не сомневается уже никто из участников тендерного рынка. Так, эксперты в один голос твердят: как такового перечня пока в помине нет – есть лишь программная оболочка. А для того чтобы наполнить каталог информацией, понадобится не год, не два, а, в лучшем случае, лет пять.

В скорейшем внедрении каталога ТРУ заинтересованы и высшие эшелоны власти: на недавних совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова его создание стало одной из ключевых тем для обсуждения. Кстати, само МЭР в затянувшемся процессе разработки и формирования перечня товаров, работ и услуг винит другие ведомства и министерства – в частности, ФАС и Минфин. Так, антимонопольщики предлагали исключить из разработки каталога Минэкономики и передать эти полномочия «Ростеху». А министр Открытого правительства Михаил Абызов предложил вообще забрать контроль над контрактной системой у Минэкономразвития и отдать его Минфину: по мнению министра, это позволит быстрее завершить работу по формированию каталога. Чиновники от экономики, естественно, свои полномочия добровольно отдавать не желают.

Источник в МЭР подтвердил, что в вопросе создания и ведения каталога у ведомства существует некая конфронтация с тем же Минфином: экономический ФОИВ жалуется на палки в колеса и строчит по этому поводу всевозможные письма, в том числе, президенту.

По столичному образцу

Пока министерства выясняют отношения, участники рынка закупок находятся в неведении относительно не только запуска каталога, но и его начинки. Например, многим непонятен один существенный момент: как именно будет актуализироваться информация о товарах, работах и услугах в каталоге. «Реалии российской экономики таковы, что стремительно меняется курс валюты, высока инфляция, – комментирует тендерный специалист ГК BiCo Надежда Александрова. – Кроме того, к моменту окончательного заполнения каталога многие прописанные в нем товары могут устареть. У нас в практике не единичны случаи, когда уже в процессе проведения закупки (от этапа планирования до момента заключения контракта) её объект (например, видеокамеры или картриджи определенной модели) становился неактуальным в связи с производством усовершенствованного товара. Победителю тендера приходится в срочном порядке согласовывать с заказчиком эквиваленты».

Екатерина Дементьева, в свою очередь, уверена: с 1 января следующего года (то есть фактически через месяц) каталог так и не будет запущен. На данный момент он не функционирует даже в тестовом режиме. Минэкономразвития, как вариант, предлагает поэтапный запуск: взять за основу каталог, по которому на Портале поставщиков приобретают товары, работы и услуги в рамках малых закупок столичные заказчики, и в 2017 году протестировать его на ограниченном количестве федеральных закупок, а в 2018-м распространить действие каталога на всех госзаказчиков.

Рекомендуем
ФАС считает отсканированные документы нарушением 44-ФЗ
31.01.2017

Федеральная антимонопольная служба России опубликовала разъяснения, касающиеся формата размещения в ЕИС технической документации о закупках. Регулятор запретил заказчикам размещать отсканированные бумаги.

Тендерная CRM-система: прорывная технология BiCo
29.03.2016

ГК BiCo активно готовится к запуску уникальной тендерной системы, после которой, по заверению создателей, участие в тендерах перейдет на качественно новый уровень. О разработке рассказал генеральный директор ГК BiCo Алексей Орищенко.

Закрытые способы закупок
14.01.2016

Разнообразие государственных нужд обуславливает применение различных способов определения поставщиков тех или иных товаров или услуг. Одна из наименее раскрытых в составе законодательства категорий - это закупки закрытыми способами. Именно о них мы и расскажем вам в этом материале.