Вход в личный кабинет
Главная | Интервью | Тендеры — это спорт, в котором необходимо упражняться и научиться побеждать...

Тендеры — это спорт, в котором необходимо упражняться и научиться побеждать...

Интервью с Ильёй Лазученковым на Bicotender.ru

Управляющий партнер одного из лидирующих Российских брендинговых агентств, работающих в сегменте корпоративного брендинга и брендинга услуг, Plenum Brad Consultancy Илья Лазученков рассказывает компании «БиКо» об участии в тендерах и делится нюансами профессиональных навыков.

Илья, ваше агентство Пленум занимается созданием брендов. Расскажите, пожалуйста, об основах основ, о том, какие услуги популярны сейчас, на что вы тратите больше всего рабочего времени?

Наша основная специализация — это разработка, поддержка и внедрение брендов. Если говорить об основах основ, то существует много трактовок того, что такое бренд. Более того, для каждого направления брендинга определение звучит по-разному. Мы трактуем это понятие очень широко. Мы создаем для компаний причину выбора, согласно которой клиенты будут выбирать определённые продукты и услуги. Если говорить о том, что сейчас популярно, то, на мой взгляд, брендинг в России – достаточно новая отрасль, и многие компании занимаются брендированием продукции и услуг впервые. И именно сейчас люди решили для себя обратиться к этому инструменту правильно и профессионально. И поэтому большую часть рабочего времени мы общаемся с клиентами, разрабатываем и реализуем бренд-стратегии, создаём правильные графические оболочки. Также сейчас мы проводим много времени на работу с трендами, мы смотрим, на то, какие изменения происходят на рынке в связи с экономической ситуацией, как дела у различных отраслей бизнеса – кто растет, а кто, наоборот, падает. Это помогает в развитии наших услуг.

Раскройте немного тему трендвотчинга?

Мы и активно предлагаем свои услуги, и смотрим, какие предложения на рынке будут более востребованы, чтобы самим обеспечить рентабельность собственного бизнеса. Но также мы смотрим на то, на каких рынках появляются новые возможности, потому что рынки, в которые начинают инвестировать деньги, чаще всего и нуждаются в наших услугах. Когда вы создаёте новую компанию или разрабатываете новую услугу, то вам необходимо обратиться в брендинговое агентство, чтобы правильно себя позиционировать для нужной вам аудитории.

Илья, какие рынки сейчас самые развивающиеся и какие из них самые перспективные для вас?

Все рынки перечислять я не буду. На поверхности лежит продуктовый рынок, ведь сейчас идет мощный импортозамещения. Много продуктов, уходят с рынка, есть большое движение в рядах производителей товаров повседневного спроса, вышедших для замещения продуктов, которые больше в Россию не поставляются. Производители ищут новых поставщиков за рубежом, создают новые бренды для продукции, и, разумеется, сейчас этот тренд на подъеме. Думаю, это достаточно устойчивая тенденция на ближайших год-два.

Нашим читателям было бы интересно узнать о новых способах брендинга, которые недавно появились, и почему они, по вашему мнению, будут широко развиваться?

Компании обычно обращаются к нам за полным спектром. Но если говорить о том, что становится популярным, то это интеграция с другими медиа, интерактивные и digital-решения (коммуникационные решения, работающие в интернет-среде). Все бренды так или иначе себя в этом пробуют, и это влияет на их позиционирование, инструментарий и коммуникации. Сфера торговли и услуг активно пробуют создание эмоциональных торговых пространств и управление потребительскими впечатлениями. Это создание сценариев для прохождения клиентами сервисных и торговых точек. Для примера, «Макдональдс» или «Старбакс» — компании, у которых есть четкий сценарий прохождения услуги. Вы проходите все точки, приготовленные для вас компанией, и формируете уникальное впечатление о бренде именно на уровне механики получения услуги.. Это очень полезно для бренда и хорошо работает на его узнаваемость.

Вы представляете действительно актуальную услуг, и поэтому вас должны интересовать тендеры. Расскажите, пожалуйста, в каких тендерах вам уже удалось победить?

По нашим представлениям, мы стабильно входим в десятку лучших брендинговых агентств по России (хотя официального рейтинга до сих пор не существует), и тендеры нас, разумеется, интересуют. Участвуем мы и в открытых государственных, и в неформальных коммерческих, и в тендерах через закупочные площадки.

Как вы знаете, красота и удобство – это понятие субъективное, что-то нравится одному, что-то другому. И в этом отношении создание сайта, формирование бренда - довольно сложные процессы. Сталкивались ли вы с тем, что при исполнении тендера заказчик вроде бы согласовал макеты, но конечный продукт ему не нравится? Если да, то как действовать с заказчиком в таком случае? Как решать эту проблему?

Это риски, которые на нашем рынке встречаются часто. Заказчик, который делает первый проект, менее прогнозируемый, чем заказчик, с опытом. Бывает, что у заказчика меняется видение или идет переосмысление целей, что, разумеется, отражается на процессе согласования. Есть, например, быстро развивающиеся рынки, такие, как телеком или электронная коммерция, и за время нашей работы сам рынок успевает поменяться, и предлагаемые решения становятся неактуальными. Самый частый случай возникновения таких спорных моментов – это когда лицо, принимающее решение, не участвует в разработке стратегии и позиционирования и оценивает работу только по субъективным факторам «нравится/не нравится».В этом случае крайне тяжело спрогнозировать результаты.

Теперь поговорим о нашумевших тендерах от ОАО «Концерн «Калашников», в которых вы участвовали или планируете участвовать. Расскажите, пожалуйста, о проблеме, связанной с отклонением вашей заявки на участие в тендере на разработку бренда?

На любом рынке бывают ситуации, когда заказчик выбрал для себя подрядчика и предпочитает работать с определенной компанией. Это нормально. Но также есть и законодательство, которое обязывает проводить закупку по определённым процедурам. Путь даже это подчас не лучшим образом может отражаться на результате, и компании придётся выбрать подрядчика, с которым меньше взаимопонимания. В нашей практике были случаи, когда заказчики хотят работать именно с нами, но вынуждены отдать подряд другому агентству, так как условия работы у нас получаются не самые выгодные.

Тендер «Концерна «Калашников» проводился таким образом, что лучшие агентства России не успели подать заявки из-за маленьких сроков... Все говорит о том, что тендер сделан под конкретного исполнителя, и рассматривать альтернативы никто не собирался. Да, де-юре все выполнено правильно, но де-факто подряды выигрывает только одна компания. К тому же одним из условий этого тендера было такое условие – подача заявки самым первым. Разумеется, если вы хотите, чтобы тендер выиграл кто-то определенный, то вы просто предупреждаете его, и ни у кого на рынке не остается шанса, даже условия будут хорошие.

Это не рыночный подход. Например, мы работаем с группой ВТБ, маркетинговый отдел которой никогда не будут устраивать тендеры подобным образом. Как бы сильно они не любили одно или другое агентство, каждый подряд - это честный взгляд на идеи и цены нескольких участников.

Недавно главный производитель оружия опубликовал тендер на выполнение работ по созданию сайта. Вы будете в нем участвовать?

Участвовать в этом тендере мы не будем, потому что сейчас конец года, и у нас колоссальная загрузка. Мы участвуем в достаточном количестве тендеров, и просто не успеем подготовиться к тендеру Калашникова.

Вы чувствуете свою причастность к процессу раскрытия информации об этом тендере? Ведь вы привлекли к нему много внимания как специалистов, так и рядовых участников рынка?

Да, это то, ради чего стоило затевать такие процессы, к таким случаям необходимо привлекать больше внимания, и это неоспоримый факт.

Будете ли вы участвовать в других тендерах от известных корпораций? Не отбила ли у вас желание ситуация с Калашниковым?

Нас эта история не отпугнула! Разумеется, в тендерах мы участвовать будем, ведь тендерные процедуры захватывают все больше и больше областей и территорий. Все чаще заказы даются через закупки, и, по мнению нашей компании, тендеры — это спорт, в котором необходимо упражняться и научиться побеждать. Поэтому мы наращиваем себе инфраструктуру для тендерной борьбы, структурируем и держим в порядке свои документы, копим опыт для участия в больших тендерах.

Что бы вы посоветовали другим участникам тендеров? Что делать, в первую очередь, при встрече с такими заказчиками, как Калашников?

Рекомендую сразу подключать хороших, сильных юристов, у которых есть хорошие компетенции в этой сфере. Также поможет очень внимательное чтение технического задания и требований к документам. Это тяжелые тексты, написанные сложным косным языком. Тем не менее лучше уделить заявке больше времени и выиграть, чем исправлять недочеты во время процедуры торгов.

Спасибо, Илья, желаем вам развития бренда в этой актуальной сейчас отрасли и только побед!

А мы напоминаем пользователям сайта bicotender.ru, что для Вас всегда открыты консультации с тендерными юристами «БиКо». Задавайте вопросы, готовьте заявки с нами и учитесь побеждать!

Интервью подготовлено пресс-службой ГК BiCo.
Перепечатка и копирование материалов сайта обязательны со ссылкой на BicoTender.ru

 


Связаться с нами: