Вход в личный кабинет
Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | От царских подрядов до цифровых платформ: история госзакупок в России

От царских подрядов до цифровых платформ: история госзакупок в России

Для современного предпринимателя тендеры — это четко регламентированная процедура с понятными правилами, прописанными в федеральных законах. Открыл сайт Единой информационной системы или агрегатор тендеров, нашел закупку, подал заявку.

Но задумывались ли вы, какой путь проделала эта система, прежде чем принять свой нынешний вид? Понимание ее эволюции — это не просто экскурс в прошлое, а ключ к осознанию логики современных правил, их сильных и слабых сторон. Это знание помогает предвидеть будущие изменения и адаптировать свою стратегию участия в торгах.
История государственных закупок России

Гайды, кейсы, подборки тендеров — всё самое полезное из мира закупок в нашем Telegram-канале @BiCo_tender. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

Ведь то, что мы сегодня называем контрактной системой, не возникло на пустом месте. Это результат многовекового поиска баланса между интересами государства и бизнеса, борьбы с коррупцией и стремления к эффективности расходования бюджетных средств.

Каждый этап этой долгой истории оставлял свой след, формируя те нормы и механизмы, с которыми поставщики и заказчики сталкиваются каждый день. Давайте же вместе проследим этот увлекательный путь от первых «подрядов и поставок» до эпохи тотальной цифровизации.

Содержание

Зарождение госзаказа: подряды и поставки в Царской России

Первые системные элементы государственных закупок можно проследить в эпохе Петра I. Его масштабные реформы, строительство флота, армии и новой столицы требовали колоссального объема товаров и работ. Именно тогда появляются понятия «казенные подряды» и «поставки». Государство, уже тогда выступая в роли крупнейшего заказчика, нуждалось в механизме привлечения исполнителей. Основным инструментом стали публичные торги, о которых объявляли заранее. Это обеспечивало хоть какую-то гласность и привлекало больше потенциальных подрядчиков.

Получайте сразу новые тендеры в мессенджер или на почту!

В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!

Получить новый тендер 

Процедура была по-своему интересной. Например, использовались «торги со свечой»: участники могли делать свои предложения, пока горит оплывающая свеча. Кто сделал последнее и самое выгодное для казны предложение до того, как фитиль погаснет, тот и получал подряд. Конечно, система была далека от идеала. Отсутствие четких законов, строгой отчетности и контроля порождало множество злоупотреблений. Тем не менее, именно в период Царской России были заложены базовые принципы: состязательность, публичность и заключение формального договора с победителем.

Советский период: закупки без конкуренции в плановой экономике

С приходом к власти большевиков и формированием Советского Союза система кардинально изменилась. В условиях централизованной плановой экономики и отсутствия частной собственности само понятие рыночной конкуренции было упразднено. Отношения между предприятиями (которые все принадлежали государству) строились не на основе договоров, заключенных по итогам торгов, а на основе директив и планов, спускаемых сверху. Центральную роль в этом играл Госплан.

Госплан определял, что, в каком объеме и для кого должно производить каждое предприятие. Все ресурсы распределялись централизованно через систему фондов и лимитов. Понятия «поставщик» и «заказчик» сохранялись, но их взаимодействие было предопределено планом на годы вперед. Не было нужды искать контракты, бороться за них, предлагать лучшую цену. Главной задачей было выполнить план. Такая модель полностью исключала рыночные механизмы и, как следствие, не стимулировала предприятия повышать эффективность или качество продукции.

Лихие 90-е и первый шаг к реформе закупок

Распад СССР и переход к рыночной экономике в 1990-х годах породили настоящий хаос и в сфере снабжения государственных нужд. Старая система рухнула, а новая еще не была создана. Закупки часто проводились непрозрачно, на основе личных договоренностей, процветал бартер. Отсутствие внятного законодательства создавало плодородную почву для масштабной коррупции и неэффективного расходования скудных бюджетных средств. Стало очевидно, что стране срочно нужна четкая и единая система правил.

Именно в этот сложный период новый виток истории государственных закупок начался с попыток создать правовое поле. В 1999 году был принят первый рамочный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Он был несовершенен, но стал важным шагом: впервые на законодательном уровне были закреплены принципы конкуренции и прозрачности. Этот документ стал предвестником грядущей большой реформы закупок.

Задать вопрос эксперту

Эпоха 94-ФЗ: переход на электронные торги и борьба с формализмом

Настоящей революцией стал Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов…», который вступил в силу в 2006 году. Его главной целью было создание единых правил для всех заказчиков и максимальное искоренение коррупции. Закон ввел множество новых процедур, в том числе электронные аукционы. Именно 94-ФЗ инициировал массовый переход на электронные торги, что значительно повысило прозрачность и географический охват закупок, позволив компаниям из любого региона участвовать в торгах по всей стране.

Однако, несмотря на благие цели, закон имел и серьезные недостатки, которые стали очевидны со временем. Основной проблемой стал чрезмерный формализм, когда главным и единственным критерием победы в аукционе стала цена. Это привело к массовому распространению демпинга, падению качества поставляемых товаров и работ, а также появлению множества лазеек для недобросовестных участников. Стало понятно, что система нуждается в дальнейшей, более глубокой модернизации. Ключевые проблемы 94-ФЗ:

  • Цена как единственный критерий оценки заявки в аукционе.
  • Отсутствие требований к квалификации и опыту участников.
  • Возможность заключения контракта с фирмой-однодневкой.
  • Сложность обжалования действий заказчика и участника.

Современный этап: 44-ФЗ, 223-ФЗ и цифровая трансформация

Ответом на недостатки 94-ФЗ стало принятие в 2013 году нового, ныне действующего закона № 44-ФЗ «О контрактной системе…». Он не просто заменил старый закон, а ввел новую философию, охватив весь жизненный цикл закупки: от планирования до приемки и аудита. Появились новые способы определения поставщика, неценовые критерии оценки (квалификация, опыт), антидемпинговые меры и единая информационная система (ЕИС), которая стала центральным ядром всей системы.

Одновременно с 44-ФЗ действует и закон № 223-ФЗ, регулирующий закупки госкорпораций и компаний с госучастием. Он предоставляет заказчикам больше свободы, позволяя им разрабатывать собственные положения о закупках, но также обязывает их работать в рамках принципов прозрачности и конкуренции. Таким образом, сегодня мы имеем двухуровневую систему, которая прошла долгий путь проб и ошибок и продолжает развиваться в сторону большей цифровизации, открытости и эффективности.

Выводы

История показывает, что система закупок постоянно усложняется, и с каждым новым этапом реформ объем информации, который нужно отслеживать участнику, только растет. Ручной мониторинг десятков, а то и сотен электронных площадок в поисках подходящего контракта сегодня — это неэффективная трата самого ценного ресурса — времени. Чтобы вы могли сосредоточиться на бизнесе, а не на рутинном поиске, мы создали умный и быстрый сервис BiCoTender, который собирает закупки со всех площадок страны и доставляет их вам по настроенным фильтрам.

А если вы хотите полностью делегировать сложный процесс участия в торгах и быть уверенным, что каждый этап от анализа документации до подписания контракта будет выполнен профессионалами, воспользуйтесь нашей услугой комплексного тендерного сопровождения и превратите историю чужих побед в свою собственную.

Получите консультацию по участию в закупках!

Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.

Получить консультацию 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ