Вход в личный кабинет
Главная | Интервью | «Системная проблема» госзаказа

«Системная проблема» госзаказа

Число махинаций, используемых заказчиками при проведении закупок, постоянно растет. Можно ли искоренить головную боль поставщиков – «серые» схемы, пресс-службе BiCo рассказал заместитель руководителя проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Иван Ястреб.

– Иван, какие самые нетривиальные «серые» схемы вы выявляли? Какие из них вам особенно запомнились?

– Все схемы, выявленные активистами проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки», уникальны. С каждым сигналом активистов становилось понятно, что практика применения «серых» схем в госзаказе – системная проблема. Сигналы легли в основу «Серой книги Остапа Бендера», ставшей практическим пособием для общественников, которые добиваются более эффективного расходования бюджетных средств. Но ежедневно активисты выявляют все более изощренные способы нажиться на государственных деньгах. Второе издание книги содержит 28 «серых» схем, с помощью которых обогащаются не честные на руку участники госзаказа.

В наиболее запутанных и интересных закупках присутствуют признаки договоренностей поставщиков. Выявить такую схему сложнее. Один из ярких примеров – сговор участников госзаказа в поставках медикаментов. Активистам удалось найти закономерность в закупках на поставку препаратов для лечения ВИЧ: участие принимали одни и те же компании, а снижение цены было минимальным. Создавалась иллюзия конкурентной борьбы. Если говорить в цифрах, то это более 400 договорных аукционов на сумму более 700 миллионов рублей. ФАС возбудила дело о картельном сговоре.

– Зачем понадобилось собирать схемы и издавать целую книгу о них?

– Авторы книги – общественники, неравнодушные граждане. Книга о реалиях госзакупок в субъектах РФ. Для нас важно развитие в проекте горизонтальных коммуникаций среди участников. А «Серая книга Остапа Бендера» – руководство, консолидировавшее сигналы активистов со всей страны. Благодаря пособию каждый человек, поставщик или общественник, может выявить нарушения в закупке. Кстати, электронный формат книги можно посмотреть на сайте проекта z4z.onf.ru.

Особенность книги в том, что она показывает махинации заказчиков, ну а для заказчиков это пособие о том, как делать не нужно. Сегодня в проекте более 5000 активистов, которые мониторят государственные закупки на предмет нарушений и злоупотреблений со стороны заказчиков.
 
– Какие «серые» схемы являются самыми популярными и распространенными?

– Самые популярные схемы – самые действенные. Манипуляции с закупкой начинаются у истоков, при формировании начальной (максимальной) цены контракта. Если следовать букве закона, то приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта является метод сопоставимых рыночных цен. Заказчик запрашивает коммерческие предложения, а сверху закладывает сумму, на которую рассчитывает, на практике – «откат». Сигналы о завышении цены приходят к нам со всей страны, в отдельных случаях завышения доходят до 30-40%.

Приведу в пример еще одну схему: форму, которую необходимо заполнить для участия в конкурсе, заказчик выкладывает в некопируемом формате, объем 100 и более страниц. Это позволяет исключить неудобные компании, а дружественной компании получить государственный контракт. Такие схемы популярны, так как не нарушают действующее законодательство. На площадке ОНФ мы поднимаем такие вопросы и выходим с предложениями по доработке нормативных актов и законов с поправкой на реалии госзаказа.

– А кто чаще всего прибегает к «серым» схемам – заказчики по 44-ФЗ или по 223-ФЗ?

– Более изобретательными приходится быть государственным заказчикам, работающим по 44-ФЗ. Закон не идеален, но дает меньший простор для махинаций в госзаказе, в отличие от 223-ФЗ. 223-ФЗ устанавливает лишь общие правила закупок товаров, работ, услуг. Остальные правила проведения торговой процедуры регламентируют заказчики, разрабатывая положение о закупках.

Многие махинации, применяемые заказчиками, мы постарались отразить в «Серой книге Остапа Бендера». Если закупка совпадает с примерами из книги, то можно говорить о жульничестве. Прежде чем обращаться в контролирующие органы, я советую отправить запрос на имя заказчика с просьбой разъяснить сомнительные положения конкурсной документации.

– Сколько новых «серых» схем Вам удалось выявить только за последнее время (например, за этот год)?

– Сегодня действия активистов ОНФ находят отражение на самом высоком уровне. Мы стараемся идти на опережение распространения «выдумок» государственных заказчиков. Это как сарафанное радио: в одном регионе нашли лазейку и по цепочке начинают пользоваться в других субъектах. Мы стремимся добавить в книгу самые актуальные схемы, применяемые в госзаказе.

«Серая книга» содержит 28 схем. На данный момент нам известно еще несколько. С одной мы столкнулись впервые. Так, в одном из городов Кемеровской области Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства обратилось в группу энергетических компаний с просьбой выполнить работы без проведения торговых процедур. Работы были проведены на основании писем-ходатайств. Оплатить их предполагалось из городского бюджета, однако денег исполнители не получили. Тогда группа компаний обратилась в суд с требованиями о возмещении затраченных средств по актам выполненных работ. Примечательно, что и акты приемки были подписаны сотрудником УДКХиБ в обход руководства. Из актов приемки невозможно определить, какие виды работ выполнены и как рассчитана стоимость. В итоге «суды, не располагая сведениями о подложности документов, иски о взыскании задолженности удовлетворили», а финансовое управление города частично оплатило требуемые суммы. Вот такая наглядная «серая» схема освоения бюджетных средств через суд в обход закупочных процедур.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров рассказал в интервью, что самые распространенные махинации заказчиков – с помощью русского языка. Как, на Ваш взгляд, с такими бороться? Что делать поставщику, если в документации встретятся подобные уловки, умышленность которых практически невозможно доказать?

– Да, действительно практика подобных махинаций в госзаказе существует. Я бы добавил еще одну уловку на примере одного из сигналов из Ставропольского края. Для нужд МФЦ планировалось закупить офисную мебель. В тексте на поставку имелись символы, цвет которых изменён на белый. При просмотре документа эти символы не видны, а при копировании текста и перенесении его в любой текстовый редактор белые символы автоматически обретали чёрный цвет и становились видимыми, существенно меняя суть требований заказчика. Единого рецепта борьбы с такими уловками пока нет. При обнаружении подобных закупок можно обратиться за разъяснениями к заказчику. Что касается замены букв кириллицы на латиницу, то в данном случае поиск закупок можно осуществить по наименованию заказчика, как правило, участники государственного заказа представляют, какое ведомство заказывает те или иные товары, работы, услуги.

Можно ли, на Ваш взгляд, полностью искоренить махинации или хотя бы уменьшить их число? Иссякнет ли когда-нибудь фантазия заказчиков, или же тендерное законодательство дает безграничные возможности для различного рода уловок?

–  «Серая книга» – один из инструментов. Если говорить о результатах, то стоит рассматривать ситуацию с госзакупками в комплексе работы активистов проекта «За честные закупки». За три года работы проекта мы отменили и устранили нарушения в 728 закупках на сумму 227 млрд рублей. Все они проходили с использованием «серых» схем. Говорить о тотальном искоренении махинаций пока рано. Но мы наблюдаем тенденцию к уменьшению злоупотреблений в отдельных сферах. Сегодня эффективность расходования бюджетных средств достигается принятием дополнительных постановлений, внесений изменений в законодательство. Хотелось бы, чтобы у закупщиков на ментальном уровне пришло понимание, что государственные деньги – это прежде всего налоги, которые платят граждане. Воруя на госзакупках, ты воруешь у себя. Желание обогатиться приводит к появлению новых схем для обхода законодательства. Но благодаря активистам, общественному контролю удается быстро реагировать на «изобретения» государственных заказчиков.   
   
Какие из махинаций реально оспорить в ФАС или суде, добиться отмены тендера?

– Каждое дело нужно рассматривать индивидуально. В соответствии с 44-ФЗ участник закупки может обжаловать в суде или ФАС действия (бездействие) заказчика, если они нарушают права и законные интересы участника закупки. Например, если заказчик предъявляет повышенные требования к поставляемому товару и описывает характеристики, под которые подходит только один товар, то это явное ограничение конкуренции. С такими фактами поставщик может обратиться в ФАС. Это может быть предъявление необоснованных требований к участникам, нечеткое описание объекта закупки, отсутствие обоснования НМЦК в закупочной документации. Если же ФАС нарушения не находит, то за поставщиком остается возможность обжалования в суде.

Еще одна головная боль поставщиков – нереальные сроки для подачи заявки и сбора документации. Как грамотно обосновать в жалобе, что срок действительно мал?

– Если говорить о сроках подачи заявок, то тут необходимо разделять 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 44-ФЗ сроки для подачи заявок четко регламентированы: к примеру, срок подачи на участие в электронном аукционе на сумму менее 3 млн рублей – не менее 7 дней с момента размещения извещения в ЕИС до даты окончания приема заявок, если аукцион на сумму более 3 млн рублей, то срок уже составляет от 15 дней. В случае если заказчик указывает меньший срок для подачи заявки, чем закреплено в законе, то нарушение влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тысяч рублей. 223-ФЗ не содержит ограничений в отношении установления порядка подачи заявок на участие в закупке, а также срока их подачи. Документация о закупке должна содержать информацию о порядке, месте, дате начала и дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, определенную положением о закупке. Таким образом, заказчики самостоятельно устанавливают сроки в Положении о закупке. Стоит добавить, что в настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которым предлагается установить исчерпывающий перечень способов закупки, а также порядок и сроки их проведения.

Связаться с нами: