Вход в личный кабинет
Главная | Интервью | Анатолий Аксаков: Каждая сотая закупка проверяется ФАС

Анатолий Аксаков: Каждая сотая закупка проверяется ФАС

Интервью с Анатолием Аксаковым - bicotender.ruПредседатель комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков рассказал пресс-службе ГК BiCo о поправках в 44 и 223-ФЗ, доступе МСП к госзаказу и работе ФАС.
 
- Анатолий Геннадьевич, удалось ли, на Ваш взгляд, новому закону о контрактной системе устранить все недочеты и недоработки закона-предшественника?

- Основным отличием Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является более широкая сфера регулирования. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регулировал только процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними контрактов. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует весь цикл закупок, в том числе их планирование, определение поставщика (исполнителя, подрядчика), заключение контрактов, исполнение контрактов, включая их изменение и расторжение, мониторинг, аудит, контроль в сфере закупок.

Необходимо отметить, что при разработке ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» была учтена правоприменительная практика Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», изменения в законодательстве Российской Федерации, в том числе в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предложения, поступившие из федеральных органов исполнительной власти, общественных и экспертных организаций, а также зарубежный опыт.

- Есть ли, на Ваш взгляд, несовершенства в 44-ФЗ и 223-ФЗ?

- При применении любого законодательного акта могут быть выявлены какие-либо недостатки. Тесное взаимодействие Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству с органами государственной власти всех уровней, общественными и экспертными организациями, а также непосредственно с пользователями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» позволяет достаточно оперативно реагировать на недостатки, которые мешают эффективно осуществлять процесс закупок для государственных и муниципальных нужд, а также компаниями с государственным участием.

- Закон о контрактной системе прописывает несколько способов определения поставщиков. Как Вы полагаете, оказалось ли оправданным такое нововведение?

- В Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» была расширена линейка способов определения поставщика, в том числе введены такие новые способы, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений.

Прирост экономии бюджетных средств за счет использования процедур Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году увеличился на 22 процента: в 2014 году он составил 118 млрд рублей, а в первом полугодии 2015 года – 144,4  млрд рублей.

- С 1 января 2016 года планирование закупок будет осуществляться путем формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков. В чем их особенность?

- Существенным отличием контрактной системы от системы госзакупок стало планирование государственных и муниципальных нужд. В Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлена привязка срока, на который формируется план закупок, к сроку действия бюджета. То есть, другими словами, будут учитываться особенности бюджетного планирования всех уровней.

В свою очередь, Правительством Российской Федерации были приняты все необходимые нормативные правовые акты для внедрения такого ключевого нововведения контрактной системы, как планирование.

- Планируются ли какие-то поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ?

- В Государственной Думе в первом чтении 15 сентября текущего года были приняты два проекта федеральных законов, касающихся внесения изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает особенности осуществления закупки товаров, производство которых создается, модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом.

Проект Федерального закона о внесении изменений в ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предполагает обязать компании с государственным участием и субъектами естественных монополий применять конкурентные способы закупок, более детальную регламентацию процедур закупок, методику их проведения, сроки и виды необходимых документов, которые должны размещаться в единой информационной системе, а также установление обязанности заказчиков осуществлять объем закупок в наиболее конкурентной электронной форме.

- Как облегчить малому и среднему бизнесу доступ к госзаказу? Какие работы ведутся ГД в этом направлении?

Один из законопроектов, о котором было упомянуто ранее, предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и его целью как раз является расширение возможностей для доступа предприятий малого и среднего бизнеса к закупкам, осуществляемым компаниями с государственным участием и субъектами естественных монополий.

- Каким Вы видите регулирование работы ЭТП?

Регулирование работы любой организации должно быть эффективным и исходить из интересов развития государственной экономики и предпринимательства.

- На Ваш взгляд, повысилось ли качество надзора в сфере госзакупок, осуществляемого ФАС?

- За счет снятия с контрольных органов избыточной нагрузки на согласование закупок по результатам несостоявшихся электронных аукционов и запросов котировок повысилось качество функционирования системы контроля. Так, каждая сотая закупка в Российской Федерации в настоящее время проверяется Федеральной антимонопольной службой.
 

Интервью подготовлено пресс-службой ГК BiCo.
Перепечатка и копирование материалов сайта обязательны со ссылкой на BicoTender.ru

 


Связаться с нами: