Вход в личный кабинет
Главная | F.A.Q. | Практика | Кто на самом деле участвует в закупках?

Кто на самом деле участвует в закупках?

Вопрос:

Кто на самом деле участвует в закупках?

Краткий ответ:

В закупочном процессе участвуют заказчики, тратящие бюджетные деньги, участники, желающие исполнить контракт, операторы электронных площадок, обеспечивающие торги, и контролирующие органы, следящие за соблюдением правил. Понимание роли каждого — ключ к успешной работе.

Анна Петрова
На вопрос отвечает: Анна Петрова
Должность: ведущий специалист по тендерному сопровождению
Стаж работы с тендерами: 7 лет
Подробный ответ:
Содержание

Заказчики: инициаторы и главные распорядители средств

В центре всей системы госзакупок находится заказчик. Это та сторона, у которой есть потребность в товарах, работах или услугах и бюджетные средства для ее удовлетворения. Закон четко очерчивает круг тех, кто обязан проводить закупки по правилам 44-ФЗ. Прежде всего, это государственные и муниципальные органы власти всех уровней, от сельской администрации до федерального министерства, а также органы управления внебюджетными фондами (ПФР, ФСС).

Вторая крупная категория — бюджетные учреждения: школы, поликлиники, театры, научные институты. Они закупают все необходимое для своей деятельности за счет выделенных им субсидий. Также к заказчикам по 44-ФЗ относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы). Их основная обязанность — планировать расходы, обосновывать цены, проводить конкурентные процедуры и в итоге эффективно тратить деньги налогоплательщиков.

Внутри организации-заказчика за закупки отвечают конкретные люди. Если годовой объем закупок превышает 100 млн рублей, создается целая контрактная служба. Если меньше — назначается один контрактный управляющий. Эти специалисты разрабатывают технические задания, готовят документацию, публикуют извещения в Единой информационной системе (ЕИС) и несут персональную, в том числе административную, ответственность за соблюдение всех норм закона.

Участники закупок: кто может стать поставщиком для государства?

Участник закупки — это любой, кто хочет побороться за право заключить государственный контракт. Закон придерживается принципа максимальной открытости: стать поставщиком может любое юридическое лицо, вне зависимости от формы собственности (ООО, АО), или физическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей и даже самозанятых. Главное — соответствовать единому набору требований, который закон предъявляет ко всем без исключения.

Эти требования проверяются на этапе рассмотрения заявок, и несоответствие хотя бы одному пункту ведет к неминуемому отклонению. Поэтому перед выходом на торги каждая компания должна убедиться, что у нее полный порядок со следующими пунктами:

  • Компания не находится в процессе ликвидации или банкротства.
  • Деятельность компании не приостановлена по решению суда.
  • Отсутствует задолженность по налогам и сборам, превышающая 1/4 балансовой стоимости активов.
  • У руководителя и главного бухгалтера нет судимости за экономические преступления.
  • Компания и ее руководство не привлекались к административной ответственности за незаконное вознаграждение (взятку) в течение последних двух лет.
  • Самое главное — отсутствие сведений о компании в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП).
  • Между участником и заказчиком отсутствует конфликт интересов.

Основное взаимодействие: роли ключевых субъектов 44-ФЗ в закупках

Процесс закупки — это сложное взаимодействие между его основными сторонами. Заказчик, определив потребность и получив финансирование, формирует план-график, где указывает все свои будущие закупки на год. На основе плана он готовит извещение и закупочную документацию, в которой подробно описывает объект закупки (техническое задание) и условия будущего контракта. Вся эта информация в обязательном порядке публикуется в открытом доступе в ЕИС.

Участник, в свою очередь, осуществляет поиск интересных ему тендеров. Найдя подходящую процедуру, он детально изучает документацию, оценивает свои возможности и экономическую целесообразность участия. Если решение положительное, он готовит и подает заявку — свое официальное предложение, подтверждающее готовность исполнить контракт на условиях заказчика. Таким образом, заказчик формирует спрос, а участники создают предложение и конкурируют между собой.

Итогом этого взаимодействия в случае успешного проведения конкурентной процедуры (аукцион, конкурс, запрос котировок) становится заключение государственного контракта. С этого момента участник-победитель официально становится поставщиком (или подрядчиком, исполнителем) и обязуется поставить товар, выполнить работу или оказать услугу в соответствии с условиями, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его. На этом этапе их роли и обязанности становятся зеркальными.

Цифровая среда: операторы ЭТП и Единая информационная система

Современные госзакупки полностью переведены в электронный формат, и это было бы невозможно без специальных цифровых платформ. Важнейшими субъектами здесь являются операторы электронных торговых площадок (ЭТП). Это коммерческие организации, которые отобраны правительством для обеспечения технической стороны торгов. Именно на их сайтах участники подают заявки, а в ходе аукциона — соревнуются в цене. Оператор ЭТП — это независимый арбитр, который обеспечивает бесперебойную работу системы и фиксирует все действия сторон.

Вершиной всей этой цифровой пирамиды является Единая информационная система (ЕИС). Это глобальный государственный портал, который служит единым источником всей информации о закупках. ЕИС интегрирована со всеми федеральными ЭТП. Именно в ЕИС заказчики публикуют свои планы и извещения, а по итогам процедур — протоколы и сведения о заключенных контрактах. Для поставщика ЕИС является главным инструментом для поиска тендеров и анализа закупочной деятельности любого заказчика в стране.

Таким образом, и ЕИС, и операторы ЭТП не являются стороной сделки. Их функция — предоставить технологическую инфраструктуру, обеспечить прозрачность и равный доступ к информации для всех. Благодаря им весь процесс от планирования до заключения контракта становится виден любому заинтересованному лицу, что значительно снижает коррупционные риски и повышает эффективность бюджетных расходов.

Контролирующие органы и другие помощники

Сфера, где распределяются триллионы бюджетных рублей, не может существовать без строгого надзора. За законностью действий всех вышеперечисленных субъектов следит целая система контролирующих органов. Главный из них — Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и ее территориальные управления. Любой участник, считающий, что заказчик нарушил его права (например, установил неправомерные требования в ТЗ или необоснованно отклонил заявку), может подать жалобу в ФАС.

Антимонопольная служба рассматривает жалобу, и если находит нарушения, выдает заказчику обязательное для исполнения предписание и может наложить крупный штраф. Также ФАС ведет тот самый Реестр недобросовестных поставщиков. Помимо ФАС, финансовый контроль осуществляет Федеральное казначейство, которое проверяет, чтобы расходы заказчика не выходили за рамки выделенных ему лимитов. Аудитом эффективности трат занимаются также Счетная палата и местные контрольно-счетные органы.

Не стоит забывать и о других, менее очевидных, но важных фигурах. Заказчик для подготовки документации или проведения процедуры может привлечь специализированную организацию. Для приемки сложного научного оборудования или результатов строительных работ он обязан привлекать внешних экспертов или экспертные организации, которые дают заключение о соответствии поставленного товара условиям контракта. А следить за закупками вправе любой гражданин или общественное объединение в рамках общественного контроля.

Разобраться в сложной иерархии и правилах взаимодействия всех участников закупочной системы — непростая задача, особенно для начинающего поставщика. Поиск информации о заказчиках, анализ их прошлых закупок и выявление потенциальных рисков отнимают массу времени и требуют специальных знаний. Чтобы упростить эту работу и сосредоточиться на подготовке выигрышных предложений, воспользуйтесь аналитическими и поисковыми сервисами BiCo. Наша система соберет все данные в одном месте, поможет найти надежных заказчиков и перспективные ниши, превращая сложный мир госзакупок в понятный и прибыльный канал продаж.

Наши эксперты

Ольга Никитина
Ольга Никитина
Должность: тендерный специалист
Стаж работы: 3 года
Дмитрий Баторов
Дмитрий Баторов
Должность: эксперт по аккредитации и выпуску ЭЦП
Стаж работы: 8 лет
Алексей Сафонов
Алексей Сафонов
Должность: тендерный аналитик
Стаж работы: 6 лет
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!



Связаться с нами:
Получить доступ