При закупке у единственного поставщика описание объекта закупки должно соответствовать общим правилам статьи 33 44-ФЗ. Оно должно быть объективным, не содержать указаний на товарные знаки без необходимости и не приводить к необоснованному ограничению числа потенциальных поставщиков.
Среди заказчиков бытует крайне опасное заблуждение: раз закупка неконкурентная и заключается прямой договор с заранее известным поставщиком, то в техническом задании и в описании объекта закупки можно дать волю фантазии. Мол, какая разница, если торгов все равно не будет, и никто другой не подаст заявку? Это в корне неверный и рискованный подход, который может привести к серьезным проблемам с контролирующими органами, в первую очередь, с ФАС.
Несмотря на отсутствие торгов, все принципы контрактной системы, включая принцип прозрачности, эффективности и предотвращения коррупции, распространяются и на закупки у единственного поставщика. Любая закупка, даже на 10 тысяч рублей, может стать объектом проверки. Если выяснится, что описание объекта закупки было составлено так, чтобы искусственно «подогнать» его под конкретного поставщика и отсечь даже гипотетическую возможность закупки у кого-то другого в будущем, это может быть расценено как ограничение конкуренции.
Последствия могут быть неприятными: от предписания устранить нарушение до административного штрафа на должностное лицо. Поэтому правило номер один, которое должен усвоить каждый заказчик: к описанию объекта закупки в прямом контракте нужно подходить так же ответственно и формализованно, как и при подготовке к электронному аукциону на миллионы рублей. Вы всегда должны быть готовы обосновать каждую характеристику и каждое слово в вашем описании.
Да, распространяются. Статья 33 44-ФЗ, устанавливающая общие правила описания объекта закупки, является нормой общего действия и применяется ко всем закупкам, если в законе прямо не указано иное. А для закупок у единственного поставщика (статья 93 44-ФЗ) таких исключений не сделано. Это значит, что при подготовке проекта контракта с единственным поставщиком заказчик обязан руководствоваться постулатами статьи 33.
Давайте вспомним ключевые из них:
Эти правила — не просто формальность. Они нужны для того, чтобы обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств и возможность последующего контроля. Проверяющий должен четко понимать, что именно закупило учреждение и соответствует ли цена этому объекту.
Самый массовый вид закупок у единственного поставщика — это, безусловно, закупки малого объема (ЗМО): до 600 тыс. рублей по пункту 4 и до 5 млн рублей по пункту 5 части 1 статьи 93. Часто они проводятся через так называемые «электронные магазины» (агрегаторы торговли). Здесь есть своя специфика.
В электронном магазине заказчик, как правило, не формирует полноценное техническое задание с нуля. Он выбирает товар из уже размещенных «предварительных предложений» поставщиков. В этом случае, казалось бы, заказчик снимает с себя ответственность за описание. Но это не совсем так. Во-первых, при выборе товара он все равно должен убедиться, что его характеристики соответствуют потребностям учреждения и являются адекватными. Во-вторых, даже в «электронных магазинах» многие заказчики сначала формируют свою «потребность» с описанием, а система уже подбирает под нее предложения поставщиков.
При формировании такой потребности заказчик должен придерживаться все тех же правил статьи 33. Он не может вписать в описание, например, «смартфон с надкушенным яблоком на корпусе». Он должен указать объективные характеристики: диагональ экрана, объем памяти, разрешение камеры. А уже потом система покажет ему все смартфоны, которые подходят под это описание, и он сможет выбрать из них тот, что устраивает его по цене и другим параметрам. Это и есть реализация принципа объективности в рамках ЗМО.
Это один из самых скользких моментов. По общему правилу, указывать товарный знак запрещено. Необходимо добавлять слова «или эквивалент». Но что делать, если вам нужен не эквивалент, а совершенно конкретная вещь, и закупка при этом идет у единственного поставщика? Закон предусматривает случаи, когда такое возможно. Для грамотного описания объекта закупки, когда единственный поставщик уже определен и поставляет конкретный бренд, нужно ссылаться на исключения из правил.
Указание конкретного товарного знака без слов «или эквивалент» допускается, если:
1. Существует несовместимость. Закупаемые товары будут использоваться во взаимодействии с товарами, уже имеющимися у заказчика, и при этом необходимо обеспечить их совместимость. Классический пример — закупка оригинального картриджа для имеющегося в учреждении принтера. Обоснование: «Использование неоригинальных картриджей может привести к поломке принтера и снятию его с гарантийного обслуживания».
2. Закупаются запчасти и расходники. Речь идет о закупке запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию, которые уже есть у заказчика, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Важно: это исключение должно быть четко и документально обосновано в самом контракте или в приложениях к нему. Простого желания заказчика купить товар определенной марки недостаточно. Нужна объективная техническая или эксплуатационная необходимость.
В контексте закупок у единственного поставщика описание объекта закупки нельзя рассматривать в отрыве от двух других важнейших элементов: обоснования невозможности или нецелесообразности использования конкурентных способов и обоснования цены контракта. Все эти три части должны составлять единую, логичную и непротиворечивую конструкцию.
Представим ситуацию: заказчик закупает по п. 4 ч. 1 ст. 93 уникальный химический реактив.
1. Описание объекта закупки: он указывает точную химическую формулу, степень чистоты, вид упаковки. Это описание само по себе уже делает объект уникальным.
2. Обоснование выбора ЕП: заказчик в своих внутренних документах может указать, что после мониторинга рынка было установлено, что реактив с такой формулой и степенью чистоты в России производит и поставляет только одна компания — ООО «ХимСинтез».
3. Обоснование цены контракта: заказчик запрашивает у ООО «ХимСинтез» коммерческое предложение, возможно, ищет в реестре контрактов аналогичные поставки и на основе этих данных формирует цену.
В итоге получается стройная история, которую легко защитить при любой проверке: «Нам был нужен именно этот объект (описание) потому, что только он подходит для нашего оборудования. Мы выяснили, что его поставляет только одна компания (выбор ЕП), и договорились с ней о рыночной цене (обоснование цены)». Если же описание будет размытым, а поставщик выбран неочевидный, вся конструкция рассыплется.
Подготовка описания объекта закупки для контракта с единственным поставщиком — это не формальность, а важный этап, требующий от заказчика не меньшей внимательности и профессионализма, чем при организации торгов. Необходимо строго придерживаться правил статьи 33 44-ФЗ, использовать КТРУ, избегать необоснованного указания товарных знаков и всегда быть готовым объяснить каждую прописанную характеристику. Грамотное, объективное и детальное описание не только обеспечивает поставку именно того, что нужно учреждению, но и служит надежной защитой от претензий контролирующих органов, подтверждая прозрачность и эффективность расходования бюджетных средств.
Даже в, казалось бы, простых закупках у единственного поставщика правильное описание объекта и обоснование цены требуют глубокого анализа рынка. Необходимо изучить, какие аналогичные товары закупали другие заказчики, по каким ценам и с какими характеристиками. Ручной поиск этой информации в ЕИС может занять часы. Сервисы BiCo позволяют решить эту задачу за минуты. Наша аналитическая система предоставит вам полную картину по любой товарной позиции, покажет цены по исполненным контрактам и поможет сформировать безупречное описание и обоснование цены, которое не вызовет вопросов у проверяющих.
Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
| bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |