Вход в личный кабинет
Реклама
Главная | Статьи | Машина – не роскошь?

Машина – не роскошь?

Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале сентября подписал постановление «Об определении требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым государственными органами и государственными внебюджетными фондами». Данным документом Медведев значительно поубавил аппетиты руководителей министерств и ведомств, предпочитающих покупать дорогие автомобили за казенный счет.

К постановлению прилагается перечень товаров, допустимых к приобретению за счет бюджета. В реестре указаны предельные цены, которые отныне при формировании госзаказов не должны превышать власти. Теперь, согласно постановлению, у высокопоставленных чиновников не будет возможности приобретать через госзакупки машины дороже 2,5 млн рублей и мощностью двигателя более 200 лошадиных сил.

Подписанное премьером постановление вызвало шквал обсуждений в сети. Причем наряду с одобрением встречалась и жесткая критика. Так например, известный блоггер и политик Алексей Навальный написал на своем сайте, что «крайне недоволен конкретной реализацией». Блоггер указывает на то, что в постановлении запрет действует только на покупку роскошных авто и совершенно не распространяется на аренду, лизинг и заказ транспортных услуг, подразумевающий автомобиль с водителем. По словам Навального, именно последние схемы и используют уже более двух лет все высокопоставленные ведомства, Госдума и прочие любители роскошной жизни за счет бюджета.

Разговоры ведутся давно

Инициативы о запрете покупок люксовых авто за счет бюджетных средств нет-нет, да и возникали. Еще два года назад, в мае 2013-го, немало копий было сломано о законопроект, который планировали внести в Госдуму депутаты от Общероссийского народного фронта. Тогда законодатели хотели прямо запретить чиновникам всех уровней и рангов аренду и покупку на государственные деньги автомобилей стоимостью свыше 3 млн рублей. Сумма в 3 млн рублей, по мнению одного из авторов законопроекта – первого заместителя руководителя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Лысакова, вполне достаточная для того, чтобы «удовлетворить все потребительские требования, критерии безопасности, комфорта и т. д., не переходя черту, которая, наверное, является просто личными амбициями некоторых чиновников». Дальше законопроекта дело тогда не пошло.

Некоммерческий общественный проект «РосПил» год назад подготовил и вынес на народное обсуждение поправку в закон о госзакупках. Согласно проекту, госзаказчики не могли покупать легковые автомобили стоимостью свыше 2 млн рублей. В тех случаях, когда нужен более дорогой транспорт (для высших должностных лиц либо бронированные автомобили для чиновников, жизнь которых может реально подвергаться опасности), согласие на покупку авто должен давать премьер-министр РФ. Данная инициатива собрала в 2014-м более ста тысяч подписей.

По сути, до подписанного Медведевым в начале сентября этого года постановления прямого запрета на покупку дорогих машин так и не существовало – можно было брать хоть за 5, хоть за 10 млн (требования к приобретаемым авто и цены ограничивались лишь фантазией власть имущих). Многие общественные деятели и эксперты говорят о том, что новоиспеченный документ – какой-никакой, но все-таки шаг в сторону прозрачности госзакупок.

Факты и цифры

Мы, в свою очередь, воздержимся от каких-либо комментариев по этому поводу – ограничимся лишь наглядными примерами из поисковой сиcтемы bicotender.ru и статистическими данными модуля «Аналитика» и выясним, какие автомобили за последние два года (с 2013-го по сей момент) на какие бюджетные деньги покупались. Выборку сделаем по самым популярным во властных структурах маркам машин.

Как только в 2013-м ОНФ подготовил поправки в закон о закупках, ограничивающие цену приобретаемого за госсчет авто, заказчики явно оживились: на сайте госзакупок буквально за пару недель спрос на люксовые машины превысил предложение. По данным аналитики, абсолютным лидером среди предпочтений чиновников стал автомобиль Toyota Land Cruiser 200 – самый дорогой в модельном ряду. Два года назад стоимость машины составляла чуть более 3 млн рублей.



Так, управление Федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарии разместило заказ на приобретение Toyota Land Cruiser 200 черного цвета в комплектации «полный люкс» за 3,3 млн. В Белорецке (Башкортостан) администрация заказала автомобиль в юбилейной версии 4,7 Luxe за 3,2 млн. Но дальше всех пошла Федеральная служба безопасности: разместила заказ на бронированный Land Cruiser 200 за 7 млн бюджетных рублей.

Всего за 2013 год, по данным модуля «Аналитика», посредством госзаказа было приобретено 109 автомобилей дороже 2,5 млн рублей. В общей сложности на машины ушло 346,2 млн рублей из бюджетов всех уровней. С помощью нехитрых арифметических действий определяем среднюю цену одной машины, купленной в 2013-м за счет бюджета – 3,2 млн. Пальму первенства среди самых дорогих авто, закупленных в 2013-м, аналитика BiCo отдала тендеру от ГБУ «Автобаза администрации Брянской области» с максимальной ценой контракта 6,3 млн рублей. За эти деньги заказчики хотели иметь салон из черной кожи, сидения повышенной комфортности с подогревом и вентиляцией, руль, отделанный кожей и деревом, с подогревом, холодильник, DVD-чейнджер на 6 дисков, ТВ-тюнер аналоговый или цифровой, интерфейс Bluetooth с функцией громкой связи, Впечатляет, не правда ли?

За 2014 год на бюджетные средства было всего закуплено 64 дорогих автомобиля, суммарно потрачено 216,1 млн рублей. Количество закупок авто равно 59-ти. Самый дорогой тендер на приобретение автомобиля разместила в свое время администрация Томаринского городского округа Сахалинской области. Чиновники планировали купить все ту же Toyota Land Cruiser 200 за 3,6 млн казенных рублей. Но после широкого общественного резонанса тендер отменили. 

Теперь год 2015-й. За 8 с половиной месяцев было размещено 18 госзаказов на общую сумму 121,6 млн рублей. Закуплено 27 авто. Самый дорогой автомобиль пока заказало УФСИН Чеченской республики. Вряд ли авто за 4,3 млн рублей с кожаным салоном, подогревом сидений, рулем с кожаной отделкой, круиз-контролем и многими другими благами предназначено для перевозки заключенных. Марка и модель автомобиля в условиях тендера, кстати, умалчиваются.

Из недавнего: в начале сентября в базе госзакупок появился интересный тендер от одной из госкорпораций. Чиновники опубликовали условия приобретения внедорожника класса «люкс» Infiniti QX80. Заказчиком выступил филиал «Аэронавигация Центральной Волги» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». На дорогостоящую иномарку планировалось потратить 4,5 млн бюджетных рублей.



За эти деньги заказчик хотел получить ко всему прочему: обивку сидений непременно из светлой кожи, 2-й ряд «капитанских» сидений с индивидуальными подлокотниками, отделения для ПК и хранения мобильного телефона, 3-зонный климат-контроль с автоматическим режимом рециркуляции воздуха и системой ионизации и очистки воздуха, аналоговые часы Infiniti, руль с отделкой из кожи и дерева с подогревом, русифицированный маршрутный компьютер, ветровое стекло с зеленоватым затемнением и тонированные стекла, авторегулировку громкости звука в зависимости от скорости движения, рычаг переключения передач с оплеткой из натуральной кожи, подогрев сидений 1 и 2 рядов, передние сидения с вентиляцией. Под нажимом общественности тендер в итоге был отменен.



За период с 2013 по 2015 г. лидером среди регионов по покупке дорогостоящих машин стала, естественно, Москва – 70 автомобилей, 53 тендера. На втором месте по количеству автомобилей с ценником выше 2,5 млн – Республика Башкортостан и Ростовская область. Чаще всего, по аналитике, люксовые машины заказывают суды и муниципальные и областные администрации.

Кстати, данные аналитики свидетельствуют об уменьшении количества тендеров и закупаемых дорогостоящих авто. Возможно, это связано как раз с предпочтением брать люксовые машины в аренду, о котором писал г-н Навальный.



Вступает в силу подписанное премьером постановление только с 1 января 2016 года – у всех желающих еще есть немного времени потратить немалые бюджетные деньги на покупку дорогих авто.
 

Рекомендуем
ФАС сочла торги госкомпаний фиктивными
22.11.2016

Руководитель Федеральной антимонопольной службы России Игорь Артемьев заявил, что львиная доля торгов, которые проводят государственные компании, является фиктивной.

Малые закупки по 44-ФЗ
22.03.2016

Любому государственному заказчику время от времени приходится совершать закупки на небольшие суммы. В некоторых случаях их объем настолько мал, что проведение конкурентных торгов считается нерациональным с экономической точки зрения. Поэтому законодатель разрешает проводить малые закупки по 44-ФЗ у единственного поставщика.

Необходимо готовиться к изменениям макроэкономической ситуации.
05.02.2015

Исполнительный директор в Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский поделился с «БиКо» своим мнением о реализации 44-ФЗ, стимуляции поддержи малого и среднего бизнеса и расширении их прав и свобод , а также рассказал о новых проектах компании.