Вход в личный кабинет
Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Пять признаков, которые указывают на сговор с заказчиком

Пять признаков, которые указывают на сговор с заказчиком

ФЗ № 44 содержит ст. 8, в которой обговаривается принцип защиты конкуренции. Согласно данной норме, контрактная система в области закупок направлена на создание равноправных условий между участниками, а любое заинтересованное лицо, в соответствии с законом, РФ может стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем.

К сожалению, иногда конкурентный принцип не соблюдается из-за картельного сговора между сторонами закупок. Расскажем, как участники тендеров нарушают положения ст. 8 ФЗ № 44 и приведем реальные примеры недобросовестной конкуренции в торгах.

Сговор поставщика с заказчиком

Гайды, кейсы, подборки тендеров — всё самое полезное из мира закупок в нашем Telegram-канале @BiCo_tender. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

Содержание

Особенности конкуренции в госзакупках

Добросовестная конкуренция — это один из базовых принципов участия в тендерах, который прослеживается не только в ст. 8 ФЗ № 44, но и ч. 1 ст. 1 ФЗ № 223. Согласно ст. 4 ФЗ № 135 «О защите конкуренции», нарушением этого принципа признаются любые действия участников, которые:

Получайте сразу новые тендеры в мессенджер или на почту!

В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!

Получить новый тендер 

  • нацелены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;
  • не соответствуют законам РФ, обычаям делового оборота, требованиям разумности, справедливости и добропорядочности;
  • уже причинили либо могут причинить иным участникам тендера убытки;
  • навредили или могут навредить деловой репутации конкурентов.

Для защиты принципа конкуренции закон определяет права, запреты и обязанности, в частности, в области тендеров. Например, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 11.1, ст. 17 ФЗ № 135 устанавливаются следующие правила при проведении торгов:

  1. Претенденты на заключение контракта не должны заключать соглашения со своими конкурентами, приводящими или могущими привести к повышению, уменьшению или поддержанию определенных цен в тендерах.
  2. Заказчики не вправе создавать определенным участникам торгов преимущества, предоставляя доступ к информации, если иное не указано в законе.
  3. Заказчики не вправе координировать работу претендентов на заключение контрактов, а также подписывать договорные соглашения с иными участниками и (или) организаторами закупок, если такие действия могут ограничить конкуренцию и (или) создать преимущества для определенных поставщиков. Исключения из этого правила бывают очень редко и указываются в законе.

К сожалению, нередко участники нарушают указанные принципы, например, вступая в картельный сговор.

Виды сговоров в торгах

Существуют следующие виды сговоров в тендерах:

  1. Сговоры участников торгов между собой или «картель».
  2. Сговор между заказчиком и поставщиком.

Картельный сговор: понятие и виды

Картельный сговор простыми словами — это горизонтальное соглашение между поставщиками, направленное на продажу товаров, работ или услуг по определенной цене или в конкретных объемах. Как правило, картель незаконно влияет на уровень цен и позволяет получить госконтракт по стоимости, близкой к максимальной.

Картельные сговоры проходят в виде «тарана», «соглашения о пассивном участии в тендерах» (или отказе от них) и направления неконкурентоспособного предложения.

Рассмотрим каждый вид сговора подробнее.

«Таран»

«Таран» — это стратегия участия в аукционе, направленная на вымещение добросовестных поставщиков.

Суть заключается в том, что участники сговора уменьшают цену контракта до экономически невыгодной, что вынуждает добросовестных конкурентов покинуть торги. При рассмотрении заявок выясняется, что «фирмы-тараны» не подходят под требования закупочной документации, что ведет к отклонению их заявок.

При этом третий участник тендера, победу которого обеспечивают демпингующие поставщики, незадолго до завершения аукциона направляет предложение, незначительно отличающееся от НМЦК контракта, и выигрывает в закупках по высокой цене.

Картельный сговор в виде «тарана» нередко встречается в судебной практике. Так, речь о нем идет в Постановлении от 04.07.2019 года № А10-3052/2018. В ходе судебного заседания суд выявил картельный сговор, что привело к признанию торгов недействительными.

Соглашения «о пассивном участии в тендерах» (или отказе от них)

По такой схеме работает сразу несколько участников, одни из которых направляют заявки, но не делают ценовых предложений. В результате третий поставщик забирает себе контракт. При этом участники сговора по очереди исполняют «пассивную» роль в закупочных процедурах.

ФАС РФ оценивает описанные действия как сформировавшуюся модель поведения, нацеленную на поддержание максимальной цены в закупках.

На достижение картельного сговора в тендерной деятельности указывает тот факт, что одинаковые компании участвуют в одних и тех же конкурентных торгах в определенное время. Как правило, они поочередно делят «активные» и «пассивные» роли. Заключая между собой соглашения, поставщики определяют, кто будет победителем.

Направление неконкурентного предложения

Еще один вариант картельного сговора, при котором одна из его сторон направляет неконкурентоспособное предложение с проигрышной ценой или неподходящими условиями исполнения контракта. В результате выигрывает определенный участник, предложивший цену, близкую к НМЦК.

Почему картельный сговор вредит заказчикам и поставщикам

Картельный сговор позволяет недобросовестному участнику получить контракт по цене, близкой к максимальной, что исключает экономию бюджетных средств. Кроме того, подача предложений, не соответствующих требованиям закупочной документации, и направление только одним участником подходящей заявки, лишает покупателя возможности выбора поставщика.

Поставщикам сговор по схеме «таран» не позволяет нормально участвовать в тендерах и получать контракты. Эта схема используется давно и повсеместно. Периодически ФАС выявляет картельные сговоры участников и налагает на виновников санкции.

Задать вопрос тендерному специалисту

Признаки картели

Приведем основные признаки картели:

  1. Получение госконтракта по цене, близкой к максимальной. Главный признак картельного сговора — это минимальное снижение цены контракта по результатам закупок. Многократное повторение подобных ситуаций с одним и теми же участниками может быть основанием для обращения заинтересованных лиц в ФАС РФ или прокуратуру.
  2. Намеренное допущение ошибок в заявках. Если участники картеля ожидают появления конкурентов, обычно они используют схему «таран», в которой участвует минимум три организации. Одна из них направляет ценовое предложение, а другие — торгуются друг с другом, значительно снижая цену. Это делает бессмысленным участие добросовестных поставщиков. При рассмотрении заявок участников заказчик обнаруживает в них ошибки. В результате он подписывает контракт с членом картели, предложившим цену, близкую к НМЦК.
  3. Одинаковые контактные данные участников в заявках, аналогичное описание товаров работ и услуг, выступающих предметом тендера, если текст не был взят из стандартов или закупочной документации. Возможно совпадение адресов госрегистрации компаний и другой подобной информации.
  4. Одинаковый IP-адрес участников, направивших заявки. Это тоже один из самых распространенных признаков картельного сговора. К какому выводу приходят как органы антимонопольной службы, так и суды.

Механизмы защиты от недобросовестных участников реализуются путем обращения в ФАС РФ. Если действия поставщиков привели к получению крупного дохода в размере, указанном в статье 178 УК РФ, то проверки проводят правоохранительные органы.

Сговор участника с заказчиком

В данном случае сговор — это антиконкурентное соглашение заказчика с участником закупки. Чтобы заключить контракт с определенным поставщиком, заказчик может:

  • повысить стартовую цену;
  • передать информацию победителю до проведения торгов;
  • незаконно внести ограничительные требования;
  • раздробить закупку;
  • создать невыгодные условия для конкурентов участника.

Пять признаков сговора поставщика с заказчиком

Приведем основные признаки, указывающие на сговор между участником и заказчиком:

  1. Одна цель закупки в нескольких контрактах. Даже если предметы договоров отличается, они не должны закрывать единую потребность заказчика.

Пример из практики:

Заказчик запустил пять закупок согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. По результатам выбора поставщика покупатель подписал госконтракты на поставку товара общей стоимостью 2 769 427 руб. При этом цена каждого из контрактов оказалась меньше 600 000 руб.

По итогам прокурорской проверки выяснилось, что заказчик закупил все товары, чтобы укомплектовать и обустроить рабочее место, то есть, цель закупки была единой. Контролеры признали госконтракты недействительными и обязали покупателя вернуть продавцу поставленные товары, а продавца — вернуть заказчику оплату по госконтрактам.

Правовое обоснование: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.11.2024 № Ф04-4794/2024 по делу № А70-22576/2023.

  1. Один предмет контракта в нескольких тендерах. Предметы разных госконтрактов не должны быть одинаковыми  и предполагать покупку сходных либо однородных товаров, работ, услуг.

Приведем пример из практики:

Стороны подписали два контракта на поставку товаров примерно на одинаковую сумму. В спецификации к первому госконтракту была указана поставка библиотечных стеллажей, столов, полок и шкафов. По второму контракту перечень поставляемых товаров был аналогичен. Позиции спецификации имели одинаковые характеристики, например, поставляемая мебель должна была быть изготовлена в одной цветовой гамме.

Прокуратура и Управление ФАС РФ, по результатам проверки, признали указанные сделки с единственным поставщиком дроблением. К заказчику применили меры административной ответственности в виде штрафа 50 000 рублей.

Правовое обоснование: Постановление АС Северо-Кавказкого округа от 02.12.2024 года № Ф08-8429/2024 по делу № А32-36335/2023.

  1. Слишком маленький временной промежуток между аналогичными контрактами.

Вопросы у контролеров может вызвать:

  • заключение контрактов с одинаковыми предметами;
  • временной промежуток между сделками в неделю или месяц.

Заказчик может организовать срочные прямые закупки только в исключительных случаях: при наступлении форс-мажорных обстоятельств или чрезвычайных происшествиях.

Приведем пример из практики:

Стороны подписали три госконтракта на поставку саженцев согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. В двух соглашениях были указаны одинаковые объемы товара и сумма. В третьем контракте количество товаров и сумма отличались от предыдущих.

Проверяющие органы выяснили, что все госконтракты были подписаны за короткий временной промежуток: с 24 по 26 марта, чтобы закрыть единую потребность заказчика на сумму, превышающую максимальный размер, установленный законом (600 000 руб.). В результате сделки признали недействительными.

Правовое обоснование: Постановление АС Поволжского округа от 06.09.2024 № Ф06-5447/2024 по делу № А12-32394/2023.

  1. Госконтракты подписаны с одним и тем же поставщиком. Соглашения с аналогичным предметом закупки, заключенные с одним и тем же поставщиком, свидетельствуют о ее дроблении. Заказчику будет сложно доказать, что этот участник более надежный, чем остальные.

Приведем пример из практики:

Заказчик подписал госконтракты с одним и теми же участниками, не проводя конкурентные тендеры. По результатам проверки выяснилось, что все соглашения имеют один и тот же предмет и направлены на достижение единой цели.

Покупатель «раздробил» закупку, а общая стоимость контрактов с каждым участником получилась более 600 000 рублей. Контролеры усмотрели в действиях заказчика дробление тендера и выдали ему предписание.

Правовое обоснование: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2024 года № Ф02-3790/2024 по делу № А33-21491/2022.

5. Предоставление заказчиком поставщику преимущества по участию в торгах путем сообщения ему информации о предмете тендера до публикации извещения в ЕИС.

Орган прокурорского надзора установил, что до проведения торгов и публикации извещения о закупке подрядчик знал технические требования к закупаемому объекту, что противоречило нормам антимонопольного законодательства. Из-за сговора будущий победитель тендера мог приступить к работам до размещения извещения.

Правовое обоснование: Решение АС Новосибирской области от 19.05.2022 по делу № А45-29760/2021.

Как действовать поставщику при обнаружении сговора на торгах

Чтобы защитить свои права при обнаружении сговора в торгах, недостаточно обратиться в ФАС со стандартной жалобой по ФЗ № 44. Картельные и другие сговоры попадают под регулирование ФЗ № 135 и рассматриваются согласно главе 9 данного нормативно-правового акта. Для возбуждения дела ФАС, заявителю нужно направить обращение по п. 2 ч. 2 ст. 39 ФЗ № 135.

Если вам потребуется профессиональная помощь, то обратитесь к экспертам Bicotender. Они детально проанализируют ситуацию и помогут разрешить юридические проблемы. Также эксперты расскажут, как поучаствовать в торгах и выиграть федеральный или коммерческий тендер.

Получите консультацию по участию в закупках!

Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.

Получить консультацию 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ