ФЗ № 44 содержит ст. 8, в которой обговаривается принцип защиты конкуренции. Согласно данной норме, контрактная система в области закупок направлена на создание равноправных условий между участниками, а любое заинтересованное лицо, в соответствии с законом, РФ может стать поставщиком, подрядчиком или исполнителем.
К сожалению, иногда конкурентный принцип не соблюдается из-за картельного сговора между сторонами закупок. Расскажем, как участники тендеров нарушают положения ст. 8 ФЗ № 44 и приведем реальные примеры недобросовестной конкуренции в торгах.
Гайды, кейсы, подборки тендеров — всё самое полезное из мира закупок в нашем Telegram-канале @BiCo_tender. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Добросовестная конкуренция — это один из базовых принципов участия в тендерах, который прослеживается не только в ст. 8 ФЗ № 44, но и ч. 1 ст. 1 ФЗ № 223. Согласно ст. 4 ФЗ № 135 «О защите конкуренции», нарушением этого принципа признаются любые действия участников, которые:
В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!
Получить новый тендерДля защиты принципа конкуренции закон определяет права, запреты и обязанности, в частности, в области тендеров. Например, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 11.1, ст. 17 ФЗ № 135 устанавливаются следующие правила при проведении торгов:
К сожалению, нередко участники нарушают указанные принципы, например, вступая в картельный сговор.
Существуют следующие виды сговоров в тендерах:
Картельный сговор простыми словами — это горизонтальное соглашение между поставщиками, направленное на продажу товаров, работ или услуг по определенной цене или в конкретных объемах. Как правило, картель незаконно влияет на уровень цен и позволяет получить госконтракт по стоимости, близкой к максимальной.
Картельные сговоры проходят в виде «тарана», «соглашения о пассивном участии в тендерах» (или отказе от них) и направления неконкурентоспособного предложения.
Рассмотрим каждый вид сговора подробнее.
«Таран» — это стратегия участия в аукционе, направленная на вымещение добросовестных поставщиков.
Суть заключается в том, что участники сговора уменьшают цену контракта до экономически невыгодной, что вынуждает добросовестных конкурентов покинуть торги. При рассмотрении заявок выясняется, что «фирмы-тараны» не подходят под требования закупочной документации, что ведет к отклонению их заявок.
При этом третий участник тендера, победу которого обеспечивают демпингующие поставщики, незадолго до завершения аукциона направляет предложение, незначительно отличающееся от НМЦК контракта, и выигрывает в закупках по высокой цене.
Картельный сговор в виде «тарана» нередко встречается в судебной практике. Так, речь о нем идет в Постановлении от 04.07.2019 года № А10-3052/2018. В ходе судебного заседания суд выявил картельный сговор, что привело к признанию торгов недействительными.
По такой схеме работает сразу несколько участников, одни из которых направляют заявки, но не делают ценовых предложений. В результате третий поставщик забирает себе контракт. При этом участники сговора по очереди исполняют «пассивную» роль в закупочных процедурах.
ФАС РФ оценивает описанные действия как сформировавшуюся модель поведения, нацеленную на поддержание максимальной цены в закупках.
На достижение картельного сговора в тендерной деятельности указывает тот факт, что одинаковые компании участвуют в одних и тех же конкурентных торгах в определенное время. Как правило, они поочередно делят «активные» и «пассивные» роли. Заключая между собой соглашения, поставщики определяют, кто будет победителем.
Еще один вариант картельного сговора, при котором одна из его сторон направляет неконкурентоспособное предложение с проигрышной ценой или неподходящими условиями исполнения контракта. В результате выигрывает определенный участник, предложивший цену, близкую к НМЦК.
Картельный сговор позволяет недобросовестному участнику получить контракт по цене, близкой к максимальной, что исключает экономию бюджетных средств. Кроме того, подача предложений, не соответствующих требованиям закупочной документации, и направление только одним участником подходящей заявки, лишает покупателя возможности выбора поставщика.
Поставщикам сговор по схеме «таран» не позволяет нормально участвовать в тендерах и получать контракты. Эта схема используется давно и повсеместно. Периодически ФАС выявляет картельные сговоры участников и налагает на виновников санкции.
Приведем основные признаки картели:
Механизмы защиты от недобросовестных участников реализуются путем обращения в ФАС РФ. Если действия поставщиков привели к получению крупного дохода в размере, указанном в статье 178 УК РФ, то проверки проводят правоохранительные органы.
В данном случае сговор — это антиконкурентное соглашение заказчика с участником закупки. Чтобы заключить контракт с определенным поставщиком, заказчик может:
Приведем основные признаки, указывающие на сговор между участником и заказчиком:
Пример из практики:
Заказчик запустил пять закупок согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. По результатам выбора поставщика покупатель подписал госконтракты на поставку товара общей стоимостью 2 769 427 руб. При этом цена каждого из контрактов оказалась меньше 600 000 руб.
По итогам прокурорской проверки выяснилось, что заказчик закупил все товары, чтобы укомплектовать и обустроить рабочее место, то есть, цель закупки была единой. Контролеры признали госконтракты недействительными и обязали покупателя вернуть продавцу поставленные товары, а продавца — вернуть заказчику оплату по госконтрактам.
Правовое обоснование: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.11.2024 № Ф04-4794/2024 по делу № А70-22576/2023.
Приведем пример из практики:
Стороны подписали два контракта на поставку товаров примерно на одинаковую сумму. В спецификации к первому госконтракту была указана поставка библиотечных стеллажей, столов, полок и шкафов. По второму контракту перечень поставляемых товаров был аналогичен. Позиции спецификации имели одинаковые характеристики, например, поставляемая мебель должна была быть изготовлена в одной цветовой гамме.
Прокуратура и Управление ФАС РФ, по результатам проверки, признали указанные сделки с единственным поставщиком дроблением. К заказчику применили меры административной ответственности в виде штрафа 50 000 рублей.
Правовое обоснование: Постановление АС Северо-Кавказкого округа от 02.12.2024 года № Ф08-8429/2024 по делу № А32-36335/2023.
Вопросы у контролеров может вызвать:
Заказчик может организовать срочные прямые закупки только в исключительных случаях: при наступлении форс-мажорных обстоятельств или чрезвычайных происшествиях.
Приведем пример из практики:
Стороны подписали три госконтракта на поставку саженцев согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. В двух соглашениях были указаны одинаковые объемы товара и сумма. В третьем контракте количество товаров и сумма отличались от предыдущих.
Проверяющие органы выяснили, что все госконтракты были подписаны за короткий временной промежуток: с 24 по 26 марта, чтобы закрыть единую потребность заказчика на сумму, превышающую максимальный размер, установленный законом (600 000 руб.). В результате сделки признали недействительными.
Правовое обоснование: Постановление АС Поволжского округа от 06.09.2024 № Ф06-5447/2024 по делу № А12-32394/2023.
Приведем пример из практики:
Заказчик подписал госконтракты с одним и теми же участниками, не проводя конкурентные тендеры. По результатам проверки выяснилось, что все соглашения имеют один и тот же предмет и направлены на достижение единой цели.
Покупатель «раздробил» закупку, а общая стоимость контрактов с каждым участником получилась более 600 000 рублей. Контролеры усмотрели в действиях заказчика дробление тендера и выдали ему предписание.
Правовое обоснование: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2024 года № Ф02-3790/2024 по делу № А33-21491/2022.
5. Предоставление заказчиком поставщику преимущества по участию в торгах путем сообщения ему информации о предмете тендера до публикации извещения в ЕИС.
Орган прокурорского надзора установил, что до проведения торгов и публикации извещения о закупке подрядчик знал технические требования к закупаемому объекту, что противоречило нормам антимонопольного законодательства. Из-за сговора будущий победитель тендера мог приступить к работам до размещения извещения.
Правовое обоснование: Решение АС Новосибирской области от 19.05.2022 по делу № А45-29760/2021.
Чтобы защитить свои права при обнаружении сговора в торгах, недостаточно обратиться в ФАС со стандартной жалобой по ФЗ № 44. Картельные и другие сговоры попадают под регулирование ФЗ № 135 и рассматриваются согласно главе 9 данного нормативно-правового акта. Для возбуждения дела ФАС, заявителю нужно направить обращение по п. 2 ч. 2 ст. 39 ФЗ № 135.
Если вам потребуется профессиональная помощь, то обратитесь к экспертам Bicotender. Они детально проанализируют ситуацию и помогут разрешить юридические проблемы. Также эксперты расскажут, как поучаствовать в торгах и выиграть федеральный или коммерческий тендер.
Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.
Получить консультациюЕсли вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.
bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |