Национальный режим в госзакупках — это свод правил, установленный статьей 14 44-ФЗ, который дает преференции товарам из России и стран ЕАЭС. Он реализуется через запреты, ограничения или особые условия допуска для иностранной продукции, стимулируя заказчиков выбирать отечественное.
По своей сути, национальный режим — это ключевой инструмент государственной политики импортозамещения в сфере госзакупок. Его главная цель — не тотально запретить импорт, а создать такие экономические и административные условия, при которых государственным и муниципальным заказчикам становится выгоднее и проще закупать продукцию, произведенную на территории Российской Федерации или в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Представьте, что государство выступает крупнейшим оптовым покупателем в стране. Оно тратит триллионы бюджетных рублей на закупку всего: от канцелярских скрепок до сложнейшего медицинского оборудования. Направляя этот финансовый поток на поддержку отечественных заводов и разработчиков, оно решает сразу несколько стратегических задач: стимулирует рост национальной экономики, создает рабочие места, снижает зависимость от импорта и обеспечивает технологический суверенитет в критически важных отраслях.
Для поставщиков это означает, что рынок закупок разделен на две условные лиги. В одной играют поставщики российских и евразийских товаров, которые получают от государства различные бонусы. В другой — поставщики импортной продукции, для которых участие в торгах сопряжено с рядом барьеров. Понимание этих правил игры является фундаментальным для построения успешной стратегии работы на тендерном рынке.
Механизмы национального режима, установленные Правительством РФ, можно разделить на три категории по степени их жесткости. Хотя конкретные номера постановлений и перечни товаров регулярно обновляются, сами принципы остаются неизменными, и важно понимать именно их логику.
Ключевой аспект работы с нацрежимом — это корректное подтверждение происхождения товара. Времена, когда было достаточно приложить сертификат СТ-1 или просто написать «Страна происхождения: Россия», давно прошли. Сегодня единственным легитимным доказательством российского или евразийского происхождения товара является его наличие в одном из официальных государственных реестров.
Основными являются Реестр российской промышленной продукции (ГИСП), Реестр российской радиоэлектронной продукции и Единый реестр российского программного обеспечения и баз данных. Для товаров из стран ЕАЭС существует Евразийский реестр промышленных товаров. Задача поставщика перед подачей заявки — убедиться, что предлагаемый им товар в нужном реестре присутствует. При подаче заявки необходимо задекларировать номер реестровой записи. Именно по этому номеру комиссия заказчика будет проверять легитимность вашего предложения.
Отсутствие товара в реестре автоматически приравнивает его к иностранному, даже если он фактически произведен в России. Поэтому производителям жизненно важно заблаговременно включать свою продукцию в эти списки, а дистрибьюторам — работать только с теми производителями, кто эту процедуру прошел, и постоянно проверять актуальность реестровых записей.
Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Существует несколько важных тонкостей, которые необходимо учитывать при работе с нацрежимом. Во-первых, если в рамках одного лота закупается несколько товаров, и хотя бы один из них подпадает под действие какого-либо акта нацрежима, то правила этого акта распространяются на весь лот целиком. Это важно учитывать при формировании коммерческого предложения.
Во-вторых, если на торги с установленными ограничениями или условиями допуска не было подано ни одной заявки с «правильным» российским товаром, то все участники с импортом соревнуются между собой на общих основаниях, и никакие «штрафы» или отклонения к ним не применяются. Система преференций включается только тогда, когда возникает реальная конкуренция между отечественным и зарубежным продуктом.
В-третьих, если закупка признана несостоявшейся из-за подачи всего одной заявки, то контракт с единственным поставщиком заключается по предложенной им цене, даже если он предложил иностранный товар. Механизмы сравнения и предоставления преференций в этом случае не активируются. Сложности применения национального режима при закупке товаров требуют от специалиста постоянного внимания к деталям извещения.
Законодательство в сфере национального режима остается одним из самых динамичных, и к 2026 году тренд на углубление импортозамещения не просто продолжается, а конкретизируется. Прогнозы о смещении фокуса с формальных признаков на реальный уровень локализации уже становятся реальностью. Государство переходит от простого вопроса «Сделано ли в России?» к вопросу «Насколько оно российское?». Наглядный пример — введение балльной системы для лекарственных препаратов (ПП №1392), где для признания товара отечественным необходимо набрать определенное количество баллов за локализованные производственные операции. Эта тенденция подтверждается и общим уточнением критериев для промышленной продукции в рамках ПП №719 (ПП №1788).
Одновременно с этим происходит планомерное расширение номенклатуры товаров, попадающих под действие нацрежима. Так, перечень товаров для протезирования, на которые распространяется 30% ценовое преимущество по ПП №1875, пополнился новыми позициями (ПП №1326). Для поставщиков это означает, что выработанная ранее стратегия требует постоянной калибровки. Фундаментальные принципы трех механизмов — запрета, ограничения и условий допуска — остаются универсальным знанием. Однако ключевым фактором успеха становится глубокое понимание критериев локализации и выстраивание партнерств только с теми российскими производителями, кто реально инвестирует в производственные операции на территории РФ и может подтвердить это баллами или соответствием обновленным требованиям.
Для импортеров же риски возрастают, так как сфера применения ценовых «штрафов» постоянно расширяется. В перспективе до 2026 года успешными будут те компании, которые обеспечат гибкость своей товарной матрицы, наладят связи с производителями, прошедшими «глубокую» проверку на отечественность, и превратят рутинный мониторинг изменений законодательства в неотъемлемую часть своей бизнес-стратегии. Умение виртуозно ориентироваться в сложной, но предсказуемой логике нацрежима становится главным конкурентным преимуществом.
Национальный режим — это не просто набор барьеров, а сложная система правил, которая формирует ландшафт рынка госзакупок. Успех в этой среде зависит не от попыток «обойти» систему, а от умения виртуозно играть по ее правилам. Однако анализ документации, безошибочное определение применяемого механизма, проверка соответствия товара реестрам и выстраивание ценовой стратегии с учетом всех рисков — это колоссальная нагрузка и зона повышенного риска даже для опытного специалиста. Цена ошибки — отклонение заявки или, что еще хуже, заключение убыточного контракта.
Именно поэтому теоретических знаний здесь недостаточно — требуется практический опыт. Вместо того чтобы рисковать и учиться на собственных ошибках, вы можете воспользоваться компетенциями команды BiCo. Наши специалисты по тендерному сопровождению обладают многолетним опытом участия и, что самое главное, побед в закупках с самыми сложными требованиями национального режима. Мы не просто находим тендеры — мы берем на себя всю работу: от глубокого анализа документации и подготовки безупречной заявки с учетом всех нюансов тендерного законодательства до сопровождения на всех этапах торгов. Мы превратим сложность нацрежима из барьера для вашего бизнеса в ваше конкурентное преимущество.
Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
| bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |