Вход в личный кабинет
Главная | F.A.Q. | Национальный режим | Что такое национальный режим и как с ним работать в госзакупках?

Что такое национальный режим и как с ним работать в госзакупках?

Вопрос:

Что такое национальный режим и как с ним работать в госзакупках?

Краткий ответ:

Национальный режим в госзакупках — это свод правил, установленный статьей 14 44-ФЗ, который дает преференции товарам из России и стран ЕАЭС. Он реализуется через запреты, ограничения или особые условия допуска для иностранной продукции, стимулируя заказчиков выбирать отечественное.

Анна Петрова
На вопрос отвечает: Анна Петрова
Должность: ведущий специалист по тендерному сопровождению
Стаж работы с тендерами: 7 лет
Подробный ответ:
Содержание

Основы национального режима: что это и зачем нужно?

По своей сути, национальный режим — это ключевой инструмент государственной политики импортозамещения в сфере госзакупок. Его главная цель — не тотально запретить импорт, а создать такие экономические и административные условия, при которых государственным и муниципальным заказчикам становится выгоднее и проще закупать продукцию, произведенную на территории Российской Федерации или в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Задать вопрос эксперту

Представьте, что государство выступает крупнейшим оптовым покупателем в стране. Оно тратит триллионы бюджетных рублей на закупку всего: от канцелярских скрепок до сложнейшего медицинского оборудования. Направляя этот финансовый поток на поддержку отечественных заводов и разработчиков, оно решает сразу несколько стратегических задач: стимулирует рост национальной экономики, создает рабочие места, снижает зависимость от импорта и обеспечивает технологический суверенитет в критически важных отраслях.

Для поставщиков это означает, что рынок закупок разделен на две условные лиги. В одной играют поставщики российских и евразийских товаров, которые получают от государства различные бонусы. В другой — поставщики импортной продукции, для которых участие в торгах сопряжено с рядом барьеров. Понимание этих правил игры является фундаментальным для построения успешной стратегии работы на тендерном рынке.

Три кита нацрежима: запреты, ограничения и условия допуска

Механизмы национального режима, установленные Правительством РФ, можно разделить на три категории по степени их жесткости. Хотя конкретные номера постановлений и перечни товаров регулярно обновляются, сами принципы остаются неизменными, и важно понимать именно их логику.

  • Запрет на допуск. Это самая строгая мера. Если закупаемый товар попадает в запретительный перечень (например, как это работает для большинства видов иностранного программного обеспечения по ПП №1236 или промтоваров по ПП №616), то заявку с предложением импортного аналога просто отклонят. Участвовать с иностранным товаром можно только в исключительных случаях, например, если нужная продукция в России и странах ЕАЭС не производится в принципе, и это подтверждено заключением Минпромторга.
  • Ограничение допуска. Это более мягкий, но очень эффективный механизм, часто работающий по правилу «второй лишний» или «третий лишний». Суть в том, что если на торги подана хотя бы одна (для «второго лишнего») или две (для «третьего лишнего») заявки с товарами из реестров РФ/ЕАЭС, то все заявки с иностранными товарами автоматически отклоняются. Если же все подали заявки с импортом или была подана только одна «отечественная» заявка, то все участники соревнуются на общих основаниях. Классические примеры — ПП №878 для радиоэлектроники или ПП №617 для отдельных промтоваров.
  • Условия допуска. Самый гибкий механизм, который не отклоняет заявки с иностранными товарами, а делает их экономически менее привлекательными. Он работает через предоставление ценового преимущества участникам с отечественной продукцией. Если в аукционе побеждает участник с импортным товаром, то контракт с ним заключается по цене, сниженной на 15-30% от его победившего предложения. Это правило, известное по Приказу №126н, заставляет импортеров давать гораздо более низкую цену, чтобы их итоговое предложение осталось выгодным для заказчика.

Как доказать российское происхождение товара: работа с реестрами

Ключевой аспект работы с нацрежимом — это корректное подтверждение происхождения товара. Времена, когда было достаточно приложить сертификат СТ-1 или просто написать «Страна происхождения: Россия», давно прошли. Сегодня единственным легитимным доказательством российского или евразийского происхождения товара является его наличие в одном из официальных государственных реестров.

Основными являются Реестр российской промышленной продукции (ГИСП), Реестр российской радиоэлектронной продукции и Единый реестр российского программного обеспечения и баз данных. Для товаров из стран ЕАЭС существует Евразийский реестр промышленных товаров. Задача поставщика перед подачей заявки — убедиться, что предлагаемый им товар в нужном реестре присутствует. При подаче заявки необходимо задекларировать номер реестровой записи. Именно по этому номеру комиссия заказчика будет проверять легитимность вашего предложения.

Отсутствие товара в реестре автоматически приравнивает его к иностранному, даже если он фактически произведен в России. Поэтому производителям жизненно важно заблаговременно включать свою продукцию в эти списки, а дистрибьюторам — работать только с теми производителями, кто эту процедуру прошел, и постоянно проверять актуальность реестровых записей.

Нюансы и правила применения национального режима при закупке товаров

Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Существует несколько важных тонкостей, которые необходимо учитывать при работе с нацрежимом. Во-первых, если в рамках одного лота закупается несколько товаров, и хотя бы один из них подпадает под действие какого-либо акта нацрежима, то правила этого акта распространяются на весь лот целиком. Это важно учитывать при формировании коммерческого предложения.

Во-вторых, если на торги с установленными ограничениями или условиями допуска не было подано ни одной заявки с «правильным» российским товаром, то все участники с импортом соревнуются между собой на общих основаниях, и никакие «штрафы» или отклонения к ним не применяются. Система преференций включается только тогда, когда возникает реальная конкуренция между отечественным и зарубежным продуктом.

В-третьих, если закупка признана несостоявшейся из-за подачи всего одной заявки, то контракт с единственным поставщиком заключается по предложенной им цене, даже если он предложил иностранный товар. Механизмы сравнения и предоставления преференций в этом случае не активируются. Сложности применения национального режима при закупке товаров требуют от специалиста постоянного внимания к деталям извещения.

Нацрежим в 2026 году: к чему готовиться поставщикам?

Законодательство в сфере национального режима остается одним из самых динамичных, и к 2026 году тренд на углубление импортозамещения не просто продолжается, а конкретизируется. Прогнозы о смещении фокуса с формальных признаков на реальный уровень локализации уже становятся реальностью. Государство переходит от простого вопроса «Сделано ли в России?» к вопросу «Насколько оно российское?». Наглядный пример — введение балльной системы для лекарственных препаратов (ПП №1392), где для признания товара отечественным необходимо набрать определенное количество баллов за локализованные производственные операции. Эта тенденция подтверждается и общим уточнением критериев для промышленной продукции в рамках ПП №719 (ПП №1788).

Одновременно с этим происходит планомерное расширение номенклатуры товаров, попадающих под действие нацрежима. Так, перечень товаров для протезирования, на которые распространяется 30% ценовое преимущество по ПП №1875, пополнился новыми позициями (ПП №1326). Для поставщиков это означает, что выработанная ранее стратегия требует постоянной калибровки. Фундаментальные принципы трех механизмов — запрета, ограничения и условий допуска — остаются универсальным знанием. Однако ключевым фактором успеха становится глубокое понимание критериев локализации и выстраивание партнерств только с теми российскими производителями, кто реально инвестирует в производственные операции на территории РФ и может подтвердить это баллами или соответствием обновленным требованиям.

Для импортеров же риски возрастают, так как сфера применения ценовых «штрафов» постоянно расширяется. В перспективе до 2026 года успешными будут те компании, которые обеспечат гибкость своей товарной матрицы, наладят связи с производителями, прошедшими «глубокую» проверку на отечественность, и превратят рутинный мониторинг изменений законодательства в неотъемлемую часть своей бизнес-стратегии. Умение виртуозно ориентироваться в сложной, но предсказуемой логике нацрежима становится главным конкурентным преимуществом.

Как побеждать в закупках с нацрежимом: от теории к практике

Национальный режим — это не просто набор барьеров, а сложная система правил, которая формирует ландшафт рынка госзакупок. Успех в этой среде зависит не от попыток «обойти» систему, а от умения виртуозно играть по ее правилам. Однако анализ документации, безошибочное определение применяемого механизма, проверка соответствия товара реестрам и выстраивание ценовой стратегии с учетом всех рисков — это колоссальная нагрузка и зона повышенного риска даже для опытного специалиста. Цена ошибки — отклонение заявки или, что еще хуже, заключение убыточного контракта.

Получить консультацию специалиста

Именно поэтому теоретических знаний здесь недостаточно — требуется практический опыт. Вместо того чтобы рисковать и учиться на собственных ошибках, вы можете воспользоваться компетенциями команды BiCo. Наши специалисты по тендерному сопровождению обладают многолетним опытом участия и, что самое главное, побед в закупках с самыми сложными требованиями национального режима. Мы не просто находим тендеры — мы берем на себя всю работу: от глубокого анализа документации и подготовки безупречной заявки с учетом всех нюансов тендерного законодательства до сопровождения на всех этапах торгов. Мы превратим сложность нацрежима из барьера для вашего бизнеса в ваше конкурентное преимущество.

Наши эксперты

Иван Кузьмин
Иван Кузьмин
Должность: специалист по тендерному сопровождению
Стаж работы: 5 лет
Екатерина Смирнова
Екатерина Смирнова
Должность: менеджер по работе с ключевыми клиентами
Стаж работы: 6 лет
Дмитрий Баторов
Дмитрий Баторов
Должность: эксперт по аккредитации и выпуску ЭЦП
Стаж работы: 8 лет
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!



Связаться с нами:
Получить доступ