Вход в личный кабинет
Главная | Статьи | От каких иностранных товаров отказывается Россия?

От каких иностранных товаров отказывается Россия?

Запрет иностранных товаров​Вторая половина 2014 года запомнится нам очередной порцией запрещающих законов от наших депутатов. Каждый раз, когда мы слышим новости о принятых актах, с замиранием сердца следим за тем, что еще нам запретили. Богатым на такие события выдались август и сентябрь: практически каждую неделю появлялись сообщения о том, что тот или иной товар иностранного производства могут запретить либо уже запретили ввозить на территорию России.

Как показали социологические опросы, больше половины граждан России уверены, что такие явления, как «санкции» и «эмбарго» их не коснутся. И поэтому стоит сразу отметить – запреты уже коснулись всех: как чиновников, предпринимателей-поставщиков – исполнителей государственных заказов, так и рядовых потребителей.

Если в годы советского и постсоветского дефицита мы страдали от отсутствия продуктов питания, то сложившаяся ситуация приводит к тому, что мы остаемся без прошутто, хамона, фуа-гра, баварских колбасок, американских орехов и других полюбившихся нам деликатесов. И пусть сырки «Карат» и южнороссийские каймаки не заменят нам сыр с благородной плесенью, тем не менее, от голода мы не умрем. Омлеты в детских садах будут готовить из иранских яиц, салаты для школ – из палестинских овощей, котлеты в больницах – из южноамериканского мяса, а праздники в госучреждениях будут отмечаться под звон бокалов с «Советским шампанским» и крымскими винами.

Но вот что делать, например, тем, чей бизнес построен на поставках как раз иностранных товаров? Искать других надежных производителей? Налаживать деловые связи с новыми партнерами? На эти и другие вопросы депутаты, к сожалению, ответы не дают.

Оставим за рамками нашей статьи предпосылки того, что послужило причиной таких запретов. Давайте лучше посмотрим, чего же мы лишились или можем лишиться в течение уходящих месяцев 2014 года.

Товарам из Таможенного союза дан «зеленый свет»!

Итак, напомним еще и о том, что в рамках развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и до начала событий на Украине был разработан и подписан пакет документов, предоставляющий ряд преференций поставщикам из РФ, Белоруссии и Казахстана, участвующим в государственных закупках. Например, в марте 2014 года глава Министерства экономического развития подписал приказ «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Приказ от 25 марта 2014 года). Согласно этому документу, поставщики товаров российского, белорусского и казахстанского происхождения могут воспользоваться преференцией в размере 15% в отношении цены контракта. В приказ попали такие товары, как овощи, фрукты, соль, мясо, консервы, фарфор, так и хирургическое оборудование, трубы, а также ядерные реакторы. И действует документ до 31 декабря 2015 года (читайте Приказ на сайте bicotender.ru).

В июле этого года заработало Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года №656, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Под запрет попали следующие виды иностранного транспорта:

  • Трамваи
  • Экскаваторы, бульдозеры
  • Грузовые машины, автокраны, погрузчики
  • Спецтехника для уборки улиц и другая техника. Полный список техники смотрите на сайте bicotender.ru.

И с сентября стало известно, что по этому Постановлению государственные предприятия уже не смогут закупать для служебных нужд такие автомобили, как Peugeot 408, Citroen C4, Mitsubishi Outlander.

Обеспечим безопасность запретами?

Но самые интересные события начали разворачиваться как раз в августе, когда вышел важный документ – Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»

Приведем цитату из этого Указа: «Органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению»

Согласно Указу, Правительство РФ должно:

  • Определить перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые подпадают под действие Указа
  • Установить перечень конкретных действий, необходимых для реализации Указа
  • Принять меры по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию
  • Организовать оперативный мониторинг товарных рынков и контроль за их состоянием
  • Обеспечить разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение предложения отечественных товаров
  • А также при необходимости вносить предложения об изменении срока действия запрета.

Буквально на следующий день Правительство, не теряя времени, начало исполнять положения Указа. Один за другим посыпались проекты, постановления, приказы рекомендации и прочие нормативные акты. Например, самое известное – это Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. №778, по которому запрещено ввозить в РФ практически все товары сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из Соединенных Штатов Америки, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Королевства Норвегия. Исключение составили товары, предназначенные для детского питания. Это именно то Постановление, которое и оставило наши столы без заморских деликатесов.

Две недели спустя Правительство смягчило запрет, введя в действие Постановление от 20 августа 2014 г. N 830 и, тем самым, разрешив ввозить продукты, которым сложно найти замену в России.

Со второй половины сентября информационное поле всколыхнули сообщения о том, что будут разрабатываться законы, вводящие ограничения на госзакупки других иностранных товаров. Например, лекарств, табачной и алкогольной продукции, тканей, программного обеспечения и так далее. В одном из проектов предполагается, что, в случае если на участие в госторгах по одному наименованию товара заявки подали по меньшей мере два производителя из Таможенного союза, то им будет отдаваться приоритет. В другом проекте отмечается, что чиновники государственных структур не могут закупать импортный алкоголь за бюджетные деньги. Будут ли приняты подобные меры – пока не известно.

Но известно, что на территорию России не могут ввозиться многие украинские товары. Например, запрещены поставки соковой продукции, сои, подсолнечника, овощных, фруктовых и рыбных консервов, мяса и конфет. Велика вероятность и того, что под запрет попадут еще овощи и фрукты.

Кстати, интересные запреты действуют не только в России. Например, компания Daimler приостановила поставки в Россию бронированного автомобиля марки Mercedes-Benz. Высокий класс защиты такого автомобиля повлиял на то, что он попадает под категорию двойного назначения – якобы броневик может использоваться в качестве военной техники.

Несомненно, подобные действия со стороны государства должны положительно сказаться на отечественном производстве. Минэкономразвития уже давно разрабатывает программу по реализации ряда мер, направленных на поддержку отечественных производителей, в том числе и при участии в государственных закупках. И сейчас самый подходящий момент для того, чтобы отечественные производители начали полностью обеспечивать нужды как рядовых потребителей, так и государственных учреждений.

Однако любой запрет порождает и поиск возможностей его обхода. Например, как только были введены санкции на поставку товаров из США и Евросоюза, так некоторые предприниматели воспользовались возможностью реэкспорта. То есть товары из стран, подпадающих под запрет, ввозятся на территорию России через другие страны, например, через Белоруссию и Казахстан, где, как известно, подобные запреты не действуют. Это значит, что на стол госучреждений все-таки могут попасть и польские яблоки, и молдавские вина, и прибалтийские кисломолочные продукты, и украинские сладости.

Дети и животные – отдельная категория населения РФ

Как было отмечено выше, от санкций освобождены товары, предназначенные для производства детского питания. Оно и понятно, ведь дети должны быть вне политики. Приведем еще один любопытный факт. Если у вас есть домашнее животное, кошка или собака, то вы наверняка покупаете корм – сухой, в виде паштета или измельченный в баночках и пакетиках. Так вот, во-первых, обратите внимание на разнообразие марок и видов кормов – с мясом, рыбой, морепродуктами и овощами. Во-вторых, посмотрите на страну изготовителя – многие товары этой категории произведены в США и странах Европейского союза. При этом они по-прежнему продаются в российских магазинах. То есть животным питаться кормом из санкционных стран депутаты все-таки не запретили.

Как будут дальше развиваться события с запретами ввоза иностранных товаров, покажет время. Будем надеяться, что процесс импортозамещения в России пройдет безболезненно как для нас, так и для поставщиков.

Статья опубликована в информационно-аналитическом еженедельнике "Аукционный вестник" № 212.



Связаться с нами: