Минэкономразвития хочет ужесточить контроль над формированием НМЦК
Министерство экономического развития РФ предложило ужесточить контроль за начальной (максимальной) ценой госконтракта (НМЦК). Соответствующее предложение ведомство направило в правительство РФ.
На данный момент для определения НМЦК используется несколько различных методов. В большинстве случаев заказчики рассчитывают максимальную цену, исходя из средних цен по рынку на те же товары или услуги. Кроме того, НМЦК может рассчитываться посредством тарифного, проектно-сметного или затратного методов. Причем применяться может один или несколько методов сразу.
В докладе Минэкономразвития говорится, что за первое полугодие текущего года контролирующие органы и ведомства проверили только каждого тридцатого заказчика, причем проверки коснулись процедуры торгов, а не формирования НМЦК. Заказчики пользуются этим: часто назначают завышенные цены, в том числе для получения откатов. Сейчас манипулирование ценой является одним из главных нарушений на торгах, пишут «Ведомости». А заниженные начальные цены контрактов значительно снижают качество поставленных товаров и выполненных услуг.
Министерство предложило внедрить в практику госзакупок референтные цены, которые будут устанавливаться по каталогу товаров единой информационной системы. Это станет возможным с 2017 года. По замыслу чиновников, НМЦК должна определяться по минимум 10 контрактам, заключенным в конкретно взятом округе. По словам замминистра Минэкономразвития Евгения Елина, цена должна включать в себя все издержки поставщика – доставку и налоги. При этом министерство признает, что невозможно установить референтные цены для всех госзакупок. Например, нельзя определить цены контрактов для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поставки инновационной и уникальной продукции.
Министерство предлагает на время тестового периода определить НМЦК для 100 типовых товаров. Как пояснил Елин, референтные цены будут применяться не только в рамках
44-ФЗ, но и естественными монополиями и госкомпаниями. Напомним, что на данный момент законодательство не обязывает естественные монополии и госкомпании обосновывать НМЦК.
«В такой системе формирования начальной цены контракта, конечно, есть плюсы, – комментирует
руководитель тендерного отдела ГК BiCo Анна Крайнева. – Прежде всего, данное нововведение в случае принятия значительно снизит коррупцию в госзаказе и откаты. Грамотно спроектированная и внедренная система поможет сэкономить средства госбюджета, сделает процедуру закупок более прозрачной. Однако предложение Минэкономразвития может значительно усложнить работу заказчиков, в том числе и добросовестных. Остается непонятным, как будет формироваться НМЦК на специфическое оборудование, редкие товары и т.п. Кроме того, вызывают опасения инфляция и колебания валюты (за год доллар вырос в два раза!): как в таких экономических условиях заказчикам формировать НМЦК?»
17.12.2015
Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника - bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Пусть меня научат: разработан вузовский курс по закупкам
11.11.2015
Российская академия народного хозяйства при Президенте РФ и эксперты проекта «За честные закупки» презентовали новый образовательный курс «Государственные и муниципальные закупки». В чём его уникальность, пресс-служба BiCo выяснила у преподавателя РАНХиГС Бориса Пивовара.