Вход в личный кабинет
Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Реестр закупок малого объема: что это и когда его нужно вести

Реестр закупок малого объема: что это и когда его нужно вести

Реестр закупок малого объема (РЗМО) позволяет заказчику контролировать процесс ведения закупочной деятельности. Чтобы правильно вести такой реестр, важно понимать, какие закупки относят к малым и как они проходят.

Иллюстрация для статьи про Реестр закупок малого объема по 44-ФЗ

В этой статье мы расскажем, что представляют собой закупки малого объема (ЗМО), а также реестры для их систематизации.
 

Содержание

Что такое малые закупки?

Термин «малые закупки» можно считать неофициальным, так как он не фигурирует ни в одном законе РФ. Под «ЗМО» понимают частные случаи размещения муниципального либо государственного заказа у единственного поставщика на определенную сумму.

Получите консультацию по участию в закупках!

Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.

Получить консультацию 

Такие тендеры проходят довольно быстро на специальных торговых площадках, называемых «электронными магазинами». Суть в том, что поставщик, подрядчик или исполнитель размещает свою продукцию, работы и услуги по фиксированной стоимости, а заказчик выбирает интересующее предложение. Возможен и другой вариант, когда заказчик публикуется запрос, а исполнитель откликается на него, если готов выполнить.

Малые закупки также называют «закупками у единственного поставщика» либо «неконкурентными».

Особенности закупок малого объема по 44ФЗ

В отличие от стандартных конкурентных тендеров, малые закупки:

  1. Имеют небольшие сроки проведения — от двух часов до 2 суток, в зависимости от площадки. Как правило, сделка проходит в течение пяти рабочих дней.
  2. В таких торгах нет большого и подробного техзадания, поскольку с помощью них обычно покупают простую продукцию, работы либо услуги, допустим, канцелярские товары.
  3. Требования к поставщикам более мягкие, чем в стандартных тендерах: не нужно подтверждать опыт и направлять большой пакет бумаг. Хватает несколько документов.
  4. Множество площадок для проведения ЗМО (в России их свыше пятидесяти). Такие онлайн-магазины размещены на региональных порталах и федеральных агрегаторах, например, «Березке».
  5. Гарантий проведения сделки меньше, чем в стандартных тендерах. То есть, заказчик может передумать подписывать договор, если найдет товар дешевле на иной площадке. Никаких санкций за это не предусмотрено.

Для участия в закупках малого объема также требуется квалифицированная электронная подпись, регистрация на портале «Госуслуги» и на самой площадке. Иногда необходима предварительная регистрация в ЕИС.

Лимиты ЗМО

ЗМО проводят только у единственного контрагента с учетом предельной цены госконтракта и максимального годового объема. Их регулируют:

  1. Пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44. При этом онлайн-закупка проходит на сумму не свыше 600 000 руб. Годовой объем тендеров, проводимых на основе данного пункта, должен быть не больше  2 миллионов рублей или 10% от совокупного годового объема закупок заказчика. В целом, он не может превышать 50 миллионов рублей. Ограничения не применимы к тендерам, проводимым для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
  2. Пункт 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44. Речь идет об осуществлении закупок некоторыми категориями заказчиков, например, государственными и муниципальными учреждениями культуры, нацеленными на сохранение и популяризацию использования объектов культурного наследия. В этом случае сумма тендера также не должна превышать 600 000 руб., а годовой объем торгов, которые заказчик может провести на основе данного пункта, не может быть более 5 миллионов рублей или 50% от совокупного годового объема закупок. В целом, он не должен превышать 30 млн рублей.
  3. ЭВМ и (или) базы данных, то тендер проходит по части 12 статьи 93 ФЗ № 44. Тогда сумма тендера не должна превышать 5 млн руб. Максимальный годовой объем по такой закупке должен быть до 100 млн руб. Такие торги проходят не на площадках для ЗМО, а на федеральных ЭТП.

Хотя термин «дробление закупки» в 44 Федеральном законе отсутствует, при ЗМО он может использоваться, если производится поставка одноименной продукции с равнозначными условиями госконтрактов, направленными на достижение одних целей.

Некоторые федеральные заказчики проводят ЗМО через единый электронный агрегатор «Березка». На нем они размещают извещения сами.

Особенности ЗМО по п. 4 ч. 1 статьи 93 ФЗ-44.

При проведении тендеров по данной статье, контракт заключают в форме, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации. Если требуется, то информацию о закупке вносят в РЗМО по 44-ФЗ.

Торги проходят на сумму либо до 600 000 руб., либо, если заказчик закупает право на использование программного обеспечения для персонального компьютера (баз данных) — то не более 5 млн руб.

Чтобы узнать, можно ли проводить ЗМО по данному основанию, нужно:

  1. Определить общий годовой объем закупок.
  2. Выяснить максимальный годовой объем ЗМО.
  3. Сложить сумму контрактов, заключенных по пункту 4 части первой статьи 93 ФЗ-44, или планируемых к заключению по данной норме.
  4. Вычесть итог из максимального годового объема закупок. Если результат больше запланированной стоимости закупки, то ее допускается провести.

Заказчику важно помнить, что на тендеры по данному основанию должно приходиться не более 5-ти миллионов рублей или 50% от совокупного годового объема закупок, а также не свыше 30 млн рублей по торгам в целом.

Особенности ЗМО по п. 5 ч. 1 статьи 93 ФЗ-44

По этому пункту товары, работы, услуги вправе закупать только заказчики, указанные в нем, в том числе:

  • образовательные учреждения;
  • зоопарки;
  • планетарии;
  • заповедники;
  • ботанические сады;
  • природные парки;
  • театры.

Также учитывается максимальный годовой объем. Возможность проведения закупки рассчитывается по той же схеме, что и в предыдущем случае.

Что такое реестр ЗМО по 44-ФЗ?

Реестр закупок — это реестр, в который вносят информацию о тендерах без заключения контракта за счет бюджетных средств. Как правило, речь идет о торгах до 600 000 руб. поэтому такой реестр часто именуют «реестром ЗМО». Обратите внимание: реестром контрактов он не является.

Согласно пункту 1 статьи 73 БК РФ, реестр закупок должны вести все получатели бюджетных средств:

  • государственные органы;
  • органы управления государственным внебюджетным фондом;
  • органы местного самоуправления (МСУ);
  • органы местной администрации;
  • казенные учреждения, находящиеся в ведении распорядителя бюджетных средств.

По мнению Министерства финансов РФ, бюджетные учреждения не обязаны вести реестр закупок, так как они не входят в перечень, указанный в Бюджетном кодексе РФ (Письмо от 19.09.2012 N 02-11-08/3805). Однако при закупках за счет бюджетных субсидий без подписания контракта, желательно все же вести такой реестр для предотвращения конфликтных ситуаций.

Чем полезен ЗМО?

Мы выяснили, что ЗМО ограничены суммой, а также имеют годовой лимит. Однако это не единственная их особенность.

По части информационного обеспечения со стороны муниципальных и государственных органов, а также юридических лиц, они отличаются тем, что, согласно части 1 статьи 103 Федерального закона № 44, данные о таких тендерах не включаются в реестр контрактов.

В соответствии с ч. 15 ст. 4 ФЗ № 44 и ч. 3 ст. 4.1 ФЗ № 223, заказчик вправе не передавать информацию о них в ЕИС. То есть, он это делает на свое усмотрение.

Таким образом, заказчики не должны вести реестр закупок, за исключением категорий лиц, указанных в пункте 1 статьи 73 БК РФ, например, государственных учреждений. Они обязаны включать в реестр данные о закупках без заключения контракта. Иные категории заказчиков могут включить сведения о закупках по контракту, которые они не направляют в реестр контрактов, на свое усмотрение.

К закупкам без заключения контракта относят:

  • закупки за наличный расчет;
  • закупки, проведенные через подписание актов (накладных) на поставку товаров, выполнение работ, предоставление услуг либо оплату выставленного счета.

Поскольку у заказчиков нет строгой обязанности передавать информацию о ЗМО (за исключением категорий заказчиков, указанных в п. 1 ст. 73 БК РФ) в реестр контрактов, а также в ЕИС, перед ними встает вопрос о необходимости систематизации данных о таких тендерах. Без внесения сведений о малых закупках в специальные реестры очень сложно рассчитать их годовой объем. Поэтому заказчикам полезно вести реестры закупок малого объема. Это актуально как при использовании положений 223-ФЗ, так и 44-ФЗ.

Как ввести РЗМО?

Реестр ЗМО может быть как отдельной базой, так и составной частью реестра контрактов либо договоров, которые ведутся для конкурентных закупок. Требований к оформлению и ведению такого реестра нормативно-правовые акты не предъявляют. Однако, благодаря практике применения положений ФЗ-44, включая часть 2 статьи 103 данного закона, была разработана относительно универсальная структура РЗМО, позволяющая вести эффективный учет заключенных контрактов и отслеживать работу по проведению малых закупок.

В структуре ЗМО желательно прописывать:

  • наименование и основные реквизиты заказчика;
  • наименование непосредственно реестра (ЗМО или закупок без заключения контракта);
  • название локального правового акта, который утверждает форму реестра, а также правила его составления и ведения;
  • информацию о временном промежутке, на протяжении которого информация остается в РЗМО;
  • номер по порядку для каждого тендера;
  • сведения о поставщике, исполнителе или подрядчике (на усмотрение заказчика это может быть как только название и контактная информация, так и более подробные данные);
  • стоимость приобретаемой продукции, работы или услуг;
  • дата проведения каждого тендера.

Как пример и образец реестра ЗМО по ФЗ-44 можно взять страницу портала закупок малого объема в Ростовской области. В данном примере указывается основная информация о закупке, допустим, ее номер, регион, местонахождение заказчика, его данные и так далее. Это позволяет систематизировать тендеры, а также сделать расчеты максимального годового объема более эффективными.

Как избежать правовых проблем?

Чтобы избежать неприятностей с контролирующими органами, желательно включать в реестр контрактов все закупки, в том числе с единственным поставщиком, проведенные на основании части 1 статьи 93 ФЗ № 44.

Часто контролирующие органы считают нарушением отсутствие реестра закупок (п. 1.8 Представления Счетной палаты РФ от 30.05.2017 № ПР 07-82/07-02) и необходимой информации в нем (п. 3 Представления Счетной палаты РФ от 31.05.2016 № ПР 02-119/07-02). При обнаружении нарушений они вправе выдать предписание и возбудить дело об административном правонарушении, а, если действия или бездействия заказчика содержат признаки преступления, то направить материалы и другие документы в правоохранительные органы (ст. 270.2 БК РФ и письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2020 года № 02-09-09/637).

Заключение

Приведем основные выводы:

  1. Закупки малого объема — это тендеры, проводимые государственными и муниципальными заказчиками на определенные суммы в соответствии с положениями пунктов 4, 5 части 1, частью 12 статьи 93 Федерального закона номер 44, в специальных онлайн-магазинах.
  2. В малых закупках существуют определенные лимиты относительно объема приобретаемых товаров, в том числе, за календарный год, которые должны учитываться заказчиками.
  3. Контракт, заключаемый в ходе закупок малого объема, составляется и подписывается по общим правилам гражданского законодательства.
  4. Заказчики, за исключением некоторых категорий, указанных в Бюджетном кодексе, не обязаны вести реестр закупок малого объема по 44-ФЗ. Однако делать это все же желательно во избежание путаницы с госконтрактами и привлечения к ответственности.
  5. Самыми частыми нарушениями, выявляемыми контролирующими органами в отношении реестра закупок, являются его отсутствие и не включение в него необходимой информации.
  6. Нарушение требований по ведению РЗМО может привести к привлечению к административной и даже уголовной ответственности.
  7. Единой формы реестра не существует, однако для его составления можно брать информацию со страниц региональных сайтов закупок.
  8. Чаще всего в реестр закупок малого объема включают следующую информацию: наименование закупки, название заказчика и исполнителя, информацию о них, сумму контракта, порядковый номер сделки, дату проведения тендера и другую.

На сайте Бико вы найдете закупки со всех коммерческих федеральных торговых площадок, а также сможете воспользоваться полезными опциями, которые позволят вам получить выгодный контракт. Площадка оснащена интеллектуальным поиском и функциями проверки контрагентов, тендерным календарем, возможностью формирования онлайн-статистики и отчетов. Фильтры позволяют быстро найти интересующую закупку, не тратя время на рутинную работу.

Если у вас появятся вопросы, то наши эксперты ответят на них, а также, по необходимости, окажут комплексное тендерное сопровождение. Команда профессионалов с более, чем десятилетним опытом работы, поможет успешно подать заявку и гарантирует полное сопровождение на всех электронных торговых площадках. Специалисты выполнят свои обязательства «под ключ», а все условия сотрудничества четко пропишут в договоре.

Получите доступ ко всем закупкам!

В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.

Получить доступ 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ