Реестр закупок малого объема (РЗМО) позволяет заказчику контролировать процесс ведения закупочной деятельности. Чтобы правильно вести такой реестр, важно понимать, какие закупки относят к малым и как они проходят.
В этой статье мы расскажем, что представляют собой закупки малого объема (ЗМО), а также реестры для их систематизации.
Термин «малые закупки» можно считать неофициальным, так как он не фигурирует ни в одном законе РФ. Под «ЗМО» понимают частные случаи размещения муниципального либо государственного заказа у единственного поставщика на определенную сумму.
Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.
Получить консультациюТакие тендеры проходят довольно быстро на специальных торговых площадках, называемых «электронными магазинами». Суть в том, что поставщик, подрядчик или исполнитель размещает свою продукцию, работы и услуги по фиксированной стоимости, а заказчик выбирает интересующее предложение. Возможен и другой вариант, когда заказчик публикуется запрос, а исполнитель откликается на него, если готов выполнить.
Малые закупки также называют «закупками у единственного поставщика» либо «неконкурентными».
В отличие от стандартных конкурентных тендеров, малые закупки:
Для участия в закупках малого объема также требуется квалифицированная электронная подпись, регистрация на портале «Госуслуги» и на самой площадке. Иногда необходима предварительная регистрация в ЕИС.
ЗМО проводят только у единственного контрагента с учетом предельной цены госконтракта и максимального годового объема. Их регулируют:
Хотя термин «дробление закупки» в 44 Федеральном законе отсутствует, при ЗМО он может использоваться, если производится поставка одноименной продукции с равнозначными условиями госконтрактов, направленными на достижение одних целей.
Некоторые федеральные заказчики проводят ЗМО через единый электронный агрегатор «Березка». На нем они размещают извещения сами.
При проведении тендеров по данной статье, контракт заключают в форме, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации. Если требуется, то информацию о закупке вносят в РЗМО по 44-ФЗ.
Торги проходят на сумму либо до 600 000 руб., либо, если заказчик закупает право на использование программного обеспечения для персонального компьютера (баз данных) — то не более 5 млн руб.
Чтобы узнать, можно ли проводить ЗМО по данному основанию, нужно:
Заказчику важно помнить, что на тендеры по данному основанию должно приходиться не более 5-ти миллионов рублей или 50% от совокупного годового объема закупок, а также не свыше 30 млн рублей по торгам в целом.
По этому пункту товары, работы, услуги вправе закупать только заказчики, указанные в нем, в том числе:
Также учитывается максимальный годовой объем. Возможность проведения закупки рассчитывается по той же схеме, что и в предыдущем случае.
Реестр закупок — это реестр, в который вносят информацию о тендерах без заключения контракта за счет бюджетных средств. Как правило, речь идет о торгах до 600 000 руб. поэтому такой реестр часто именуют «реестром ЗМО». Обратите внимание: реестром контрактов он не является.
Согласно пункту 1 статьи 73 БК РФ, реестр закупок должны вести все получатели бюджетных средств:
По мнению Министерства финансов РФ, бюджетные учреждения не обязаны вести реестр закупок, так как они не входят в перечень, указанный в Бюджетном кодексе РФ (Письмо от 19.09.2012 N 02-11-08/3805). Однако при закупках за счет бюджетных субсидий без подписания контракта, желательно все же вести такой реестр для предотвращения конфликтных ситуаций.
Мы выяснили, что ЗМО ограничены суммой, а также имеют годовой лимит. Однако это не единственная их особенность.
По части информационного обеспечения со стороны муниципальных и государственных органов, а также юридических лиц, они отличаются тем, что, согласно части 1 статьи 103 Федерального закона № 44, данные о таких тендерах не включаются в реестр контрактов.
В соответствии с ч. 15 ст. 4 ФЗ № 44 и ч. 3 ст. 4.1 ФЗ № 223, заказчик вправе не передавать информацию о них в ЕИС. То есть, он это делает на свое усмотрение.
Таким образом, заказчики не должны вести реестр закупок, за исключением категорий лиц, указанных в пункте 1 статьи 73 БК РФ, например, государственных учреждений. Они обязаны включать в реестр данные о закупках без заключения контракта. Иные категории заказчиков могут включить сведения о закупках по контракту, которые они не направляют в реестр контрактов, на свое усмотрение.
К закупкам без заключения контракта относят:
Поскольку у заказчиков нет строгой обязанности передавать информацию о ЗМО (за исключением категорий заказчиков, указанных в п. 1 ст. 73 БК РФ) в реестр контрактов, а также в ЕИС, перед ними встает вопрос о необходимости систематизации данных о таких тендерах. Без внесения сведений о малых закупках в специальные реестры очень сложно рассчитать их годовой объем. Поэтому заказчикам полезно вести реестры закупок малого объема. Это актуально как при использовании положений 223-ФЗ, так и 44-ФЗ.
Реестр ЗМО может быть как отдельной базой, так и составной частью реестра контрактов либо договоров, которые ведутся для конкурентных закупок. Требований к оформлению и ведению такого реестра нормативно-правовые акты не предъявляют. Однако, благодаря практике применения положений ФЗ-44, включая часть 2 статьи 103 данного закона, была разработана относительно универсальная структура РЗМО, позволяющая вести эффективный учет заключенных контрактов и отслеживать работу по проведению малых закупок.
В структуре ЗМО желательно прописывать:
Как пример и образец реестра ЗМО по ФЗ-44 можно взять страницу портала закупок малого объема в Ростовской области. В данном примере указывается основная информация о закупке, допустим, ее номер, регион, местонахождение заказчика, его данные и так далее. Это позволяет систематизировать тендеры, а также сделать расчеты максимального годового объема более эффективными.
Чтобы избежать неприятностей с контролирующими органами, желательно включать в реестр контрактов все закупки, в том числе с единственным поставщиком, проведенные на основании части 1 статьи 93 ФЗ № 44.
Часто контролирующие органы считают нарушением отсутствие реестра закупок (п. 1.8 Представления Счетной палаты РФ от 30.05.2017 № ПР 07-82/07-02) и необходимой информации в нем (п. 3 Представления Счетной палаты РФ от 31.05.2016 № ПР 02-119/07-02). При обнаружении нарушений они вправе выдать предписание и возбудить дело об административном правонарушении, а, если действия или бездействия заказчика содержат признаки преступления, то направить материалы и другие документы в правоохранительные органы (ст. 270.2 БК РФ и письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2020 года № 02-09-09/637).
Приведем основные выводы:
На сайте Бико вы найдете закупки со всех коммерческих федеральных торговых площадок, а также сможете воспользоваться полезными опциями, которые позволят вам получить выгодный контракт. Площадка оснащена интеллектуальным поиском и функциями проверки контрагентов, тендерным календарем, возможностью формирования онлайн-статистики и отчетов. Фильтры позволяют быстро найти интересующую закупку, не тратя время на рутинную работу.
Если у вас появятся вопросы, то наши эксперты ответят на них, а также, по необходимости, окажут комплексное тендерное сопровождение. Команда профессионалов с более, чем десятилетним опытом работы, поможет успешно подать заявку и гарантирует полное сопровождение на всех электронных торговых площадках. Специалисты выполнят свои обязательства «под ключ», а все условия сотрудничества четко пропишут в договоре.
В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.
Получить доступЕсли вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.
bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |