Заказчики могут оплачивать товары, работы и услуги авансом — полностью или частично. Размер предоплаты для заказчиков по Закону № 44-ФЗ ограничен правовыми актами Правительства, региональной или муниципальной власти. Заказчики по Закону № 223-ФЗ выплачивают аванс на свое усмотрение. Исключение – автономные и бюджетные учреждения.
В нашей статье разберем общие и особые условия авансирования по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В проекте контракта или договора заказчики прописывают порядок, условия платежа и размер аванса. Если поставщик принимает все условия и соглашается с ними, то он подписывает контракт.
Размер аванса рекомендуется указывать в виде процента от общей суммы сделки. При поэтапном выполнении работ размер платежа рассчитывают отдельно для каждого этапа.
Устанавливать разную величину аванса для этапов запрещено. Выплата аванса проводится также поэтапно. Сначала заказчик переводит аванс по первому этапу работ, затем по второму и так далее. Но есть исключения из правил.
Для отдельных этапов комплексных строительных контрактов по ч. 56 ст. 112 44-ФЗ госзаказчики могут устанавливать разный процент аванса.
Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.
Получить консультациюВыплаты проводят также поэтапно.
Размер допустимого аванса зависит от вида заказчика и закупаемого товара.
Региональные и муниципальные заказчики работают по нормативам своего региона и придерживаются общих правил об авансовых платежах, а федеральные заказчики работают по правилам из Постановления Правительства № 1496 от 09.12.2017 года.
Федеральным госучреждениям разрешено устанавливать аванс по 44‑ФЗ:
Федеральным заказчикам запрещено выплачивать аванс за заказ:
А теперь давайте более подробно разберемся, сколько же процентов авансового платежа допустимо устанавливать для каждого из видов авансирования.
Аванс в размере 100 процентов разрешен в контрактах с федеральными заказчиками при закупке (подп. «в» п. 18 Положения, утвержденного ПП № 1496):
Заказчикам федерального уровня допускается выплачивать повышенный аванс — до 70% (подп. «б» п. 18 Положения, утвержденного пп 1496) — в контрактах:
Это разрешено только при выполнении основного условия оплаты - ранее выплаченный аванс уже отработан. Простыми словами, подрядчик имеет право запросить у заказчика повышение аванса до 70%, только если выполнил работы, за которые получил предыдущий аванс.
Согласно п. п. 1, 2 Постановления Правительства № 2411 от 24.12.2022 года и Постановления Правительства РФ от 30.06.2023 № 1083 госзаказчики по 44-ФЗ до конца 2024 года обязаны выплачивать повышенный аванс (не менее 80%) в следующих закупках:
В настоящее время у поставщиков отечественной промышленной продукции появились еще более выгодные условия для работы. Поставка государству по предварительной предоплате по факту дает возможность брать больше заказов и получать быструю прибыль.
Правило о повышенном авансировании в закупках промышленных товаров действует только до конца 2024 года.
Правила авансирования по Постановлению Правительства № 2411 распространяются и на контракты с единственным поставщиком.
Если за счет средств федерального бюджета вы закупаете у единственного поставщика промтовары из специального перечня с соблюдением запрета на допуск иностранных товаров, то вы вправе установить аванс в размере до 80 процентов, но не более предельной цены ЛБО (лимиты бюджетных обязательств).
МЧС и подведомственным Министерству авиационно-спасательным учреждениям власти допускается устанавливать предоплату по восстановлению и поддержанию годности воздушных судов (Постановление Правительства РФ от 18.07.2023 № 1165).
Максимальный размер предоплаты за обслуживание судов — 90%, при условии, что контракт подлежит казначейскому сопровождению.
В 2024 году в контрактах с казначейским сопровождением устанавливают аванс:
В закупках под ключ (ч. 56 ст. 112 44‑ФЗ), где строительство проходит в несколько этапов (пример, от проектирования зданий до поставки оборудования) разрешено выплачивать аванс на особых условиях:
При уменьшении заказчиками размера авансовых платежей по первым этапам работ, подрядчикам придется рассчитывать на собственные средства.
Отметим несколько основных условий при согласовании аванса:
Заказчик обязуется внести аванс в срок до 23.07.2024 г. |
Возможно указание не конкретной даты, а количество дней:
Заказчик обязан внести аванс не позднее 7 календарных дней с момента подписания настоящего контракта. |
Сумму аванса указывают по согласованию сторон: в процентном соотношении от цены договора или конкретное значение.
Заказчик обязуется произвести расчеты за работы в следующие сроки: в срок до 19.06.2024 — аванс в размере 50% от стоимости товаров; в срок не позднее 7 календарных дней с момента подписания акта приемки — оставшиеся 50%. |
![]() |
Если вы сомневаетесь в формулировках договора, не тратьте свое время – обратитесь за помощью к нашим экспертам.
Федеральный закон о закупках не предусматривает никаких правил для отдельных видов юридических лиц по авансированию по 223‑ФЗ. Госкомпании самостоятельно их разрабатывают и отражают в положении о закупке.
Все правила, утвержденные госкомпанией, не должны расходиться с нормами Гражданского кодекса. Например, если заказчик перевел деньги поставщику, а тот не отгрузил товар, заказчик может потребовать возврат выплаты аванса (п. 3 ст. 487 ГК РФ).
Соответственно на полученную поставщиком предоплату могут быть начислены проценты (п. 4 ст. 487 ГК РФ).
Точный размер предварительной оплаты Гражданским кодексом не установлен — заказчик может внести предоплату до 100% от стоимости продукции.
Входит ли предоплата в стоимость услуги и в каком именно объеме будет выплачен аванс, заказчик и поставщик решают между собой, ссылаясь на положение о закупке, утвержденное заказчиком.
Размер и порядок авансирования при закупках по Закону № 223-ФЗ зависит от формы организации заказчика.
Поскольку для проведения закупок по 223-ФЗ не предусмотрено чётких правил, заказчик определяет условия и порядок проведения тендера, в том числе условия авансирования договора.
Автономные учреждения обязаны применять правила выплаты аванса, которые установили федеральные, региональные или муниципальные органы власти (например, для федеральных автономных учреждений Положение № 1496 обязательно).
Бюджетные организации при работе по Закону № 223-ФЗ также обязаны применять федеральные, региональные и муниципальные правила авансирования.
Унитарные предприятия учитывают правила, если обязанность установили Правительство, региональные или муниципальные органы власти.
Остальные заказчики самостоятельно решают, в каких случаях и в каком размере платить аванс, что прописывают в документации и проекте договора.
Если срок авансирования в договоре не прописан, то выплату аванса необходимо произвести в течение семи календарных дней с даты, когда поставщик потребует аванс.
По данным одного информационного агентства, власти предлагали к использованию законопроект для госкомпаний, которые работают по 223-ФЗ - внесение предоплаты по контрактам с представителями малого и среднего бизнеса (МСП) в объеме 30% от общей стоимости продукции.
На данный момент подобных правок в законе нет.
В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.
Получить доступЕсли вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.
bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |