Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Условия и порядок изменения строительного контракта и корректировки сметы по 44-ФЗ

Условия и порядок изменения строительного контракта и корректировки сметы по 44-ФЗ

Увеличение стоимости стройматериалов в 2021-2022 годы привело к тому, что многим строительным компаниям стало невыгодно выполнять госзаказы по текущим ценам, а также к необходимости корректировки условий договора и сметы. Изменение ситуации на рынке было вызвано санкциями, введенными в отношении РФ.

Корректировка сметы контракта по 44-ФЗ

Гайды, кейсы, подборки тендеров — всё самое полезное из мира закупок в нашем Telegram-канале @BiCo_tender. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

В неблагоприятных экономических условиях госвласти решили поддержать строительные компании. Для этого Правительство РФ приняло Постановление № 680, позволяющее менять существенные условия контрактов, касающихся выполнения строительных работ, а также работ по реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов строительства и сохранению объектов культурного наследия. К тому же в течение нескольких лет принимались другие нормативно-правовые акты, позволяющие правильно корректировать сметную стоимость.

Далее мы скажем, когда можно изменить условия стройконтракта и как пересчитать стоимость строительных работ.
 

Содержание

Можно ли менять условия стройконтракта

По смыслу ч. 65.1 ст. 112 ФЗ № 44, перемена существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2026 года, допускается, если:

Получайте сразу новые тендеры в мессенджер или на почту!

В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!

Получить новый тендер 

  • возникли обстоятельства, не зависящие от воли сторон, которые препятствуют исполнению сделки;
  • соблюдаются положения частей 1.3-1.6 статьи 95 44-ФЗ;
  • есть решение Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа российского субъекта или местной администрации при проведении тендера для федеральных, региональных или муниципальных нужд соответственно.

Кроме того, по данным правовым основаниям можно менять условия контрактов, касающихся ремонта и содержания автомагистралей. При этом придерживаться нормативов, указанных в Постановлении Правительства № 658, не обязательно.

Основания для изменения строительных контрактов

Действие ПП РФ № 680 распространяется на контракты, заключенные для выполнения работ:

  • по строительству;
  • капремонту;
  • реконструкции;
  • сносу объектов капстроительства;
  • направленных на сохранение памятников культуры.

Согласно п. 1 ПП РФ № 680, в 2022-2025 годах стороны могут изменить существенные условия контракта, если не могут его исполнить по обстоятельствам, от них не зависящим. Скорректировать можно следующие положения договора:

  • срок исполнения, например, увеличить его, а также внести изменения в проектную документацию;
  • количество и виды работ, проводимых по госконтракту, спецификацию и тип оборудования, указанные в проектной документации;
  • используемые строительные ресурсы, то есть поменять их на аналогичные, в частности, из-за внесения коррективов в проектную документацию;
  • отдельные стадии выполнения работ, включая их название, состав, количество и виды, а также стоимость определенного этапа выполнения госконтракта;
  • положение об уплате аванса либо его размере;
  • порядок приемки и расчета за отдельный этап исполнения госконтракта или результаты проведенных работ;
  • цену контракта путем ее изменения либо увеличения без корректировки объема и (или) видов проводимых работ в связи с удорожанием стройресурсов;
  • порядок расчета с поставщиком по госконтракту (перевод денег со счета заказчика на расчетный счет исполнителя в случаях, указанных в законе).

Кстати, в Постановлении № 680 сказано, что если при корректировке цены работ превышена стоимость объекта из решения о капитальных вложениях, то менять решение и проверять инвестиционный проект не нужно.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 95 ФЗ № 44, если при выполнении строительного контракта, заключенного на срок не менее года, цена которого больше предельного размера, возникли обстоятельства, мешающие его исполнению, то вносить изменения можно, только имея письменное обоснование на основании решения Правительства РФ или другого госоргана.

Исходя из п. «а», ч. 2 ПП РФ от 9 августа 2021 года № 1315, менять существенные условия контракта, стороной которого является заказчик из приложения, в том числе, увеличивать цену соглашения можно, если одновременно соблюдаются такие условия:

  • условия госконтракта меняют в пределах лимитов бюджетных обязательств;
  • срок и/или цена контракта увеличиваются не больше чем на 30%;
  • физические объемы работ, организационно-технологические и другие решения, установленные проектной документацией, не изменятся.
  • если стоимость контракта составляет менее 100 млн руб., то учитывают методику Минстроя, а если более, то выполняют экспертизу сметы;
  • контракт заключен до 31 декабря 2022 года, а обязательства по нему на день заключения соглашения не выполнены;
  • заказчик изменяет условия сотрудничества после получения обращения от подрядчика через подписание дополнительного соглашения.

Кстати, 01 июля 2022 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1148 об изменении существенных условий госконтрактов на содержание и ремонт федеральных автомагистралей. Его принятие было обусловлено значительным ростом в 2021-2022 годах стоимости строительных материалов.

Как изменить существенные условия госконтракта на строительство по новым правовым основаниям

Госконтракты на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, снос объектов и сохранение памятников культуры корректируются по методике, приведенной в ПП РФ № 680. Суть в том, что заказчик изменяет условия сотрудничества после обращения подрядчика.

Приведем алгоритм того, как исполнителю обратиться к заказчику, с просьбой скорректировать строительный контракт по новым основаниям:

  1. Подготовить доказательства повышения стоимости работ, допустим, прайс поставщика стройматериалов и пошаговый расчет новой цены работ.
  2. Составить проект дополнительного соглашения к государственному контракту и подписать его. При создании допсоглашения на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, сохранение объектов культурного наследия стоит ссылаться на п. 8 ч. 1 ст. 95 ФЗ № 44.
  3. Подготовить обращение к заказчику, указав причины, а также ссылки на нормативные акты для корректировки контракта, приложив доказательства обоснованности изменений и проект дополнительного соглашения.
  4. Направить заказчику документы на подписание. С 1 апреля 2025 года направлять допсоглашения к контрактам по 44ФЗ можно только через ЕИС. Бумажные документы не принимаются. Норма введена ФЗ № 484 от 26.12.2024 года.
  5. Дождаться, когда заказчик примет решение. Государственное учреждение либо подпишет допсоглашение и скорректирует информацию в реестре заключенных контрактов, либо направит подрядчику отказ, объяснив причину такого решения.

Срок ответа на обращение прописывается в нем самом или госконтракте. Однако максимальный срок ответа, согласно п. 2 ст. 452 ГК РФ, равен 30 дням.

Как пересчитать стоимость госконтракта

Если стоимость строительства, капитального ремонта, восстановления, сноса, сохранения объектов культурного наследия повысилась, потому что материалы подорожали, то следует внести соответствующие изменения в государственный контракт. При этом стоит руководствоваться Приказом Минстроя № 841/пр.

Благодаря ему можно определить коэффициент корректировки цены контракта (Ккор), учитывая изменение стоимости работ и удорожание строительных материалов (Приказ Минстроя № 124/пр).

Коэффициент определяют по следующей формуле:

Ккор = Новая цена/ (Цена НМЦК* Индекс-дефлятор), где:

  1. Цена НМЦК — это стоимость работ на день утверждения сметы, указанной в извещении о проведении тендера. Если заказчик определил начальную цену торгов с учетом индекса изменения цены, но без привязки к специфике строительства, то в новом расчете он должен будет использовать индекс, учитывая вид строительного объекта.
  2. Индекс-дефлятор — это индекс Министерства экономического развития, который используется для капитальных вложений.

Новую цену строительного госконтракта определяют по формуле:

С нов. раб. = С вып. раб. 1 + (С сущ. ц. — С вып. раб. 1 — С вып. раб. 2)* Ккор + С вып. раб. нов., где:

  • С нов. раб. — стоимость работ по новой (измененной) смете к госконтракту в уровне цен исполнения контракта;
  • С вып. раб. 1 — стоимость работ, которые подрядчик выполнил, а заказчик принял на дату предоставления расчета по действующей смете госконтракта в уровне цен исполнения контракта;
  • С сущ. ц. — стоимость текущих работ по актуальной смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
  • С вып. раб. 2 — стоимость работ, выполненных подрядчиком и принятых заказчиком в период от даты проведения расчета до даты подписания допсоглашения об изменении цены госконтракта, по действующей смете контракта в уровне цен исполнения контракта;
  • С вып. раб. нов. — измененная стоимость работ, проведенных подрядчиком и оплаченных заказчиков в промежуток от дня проведения расчета до дня подписания допсоглашения об изменении цены госконтракта (в рублях).

Можно ли в смете использовать понижающий коэффициент

Согласно ФЗ № 44, использование понижающего коэффициента допускается лишь при первоначальной оценке расходов на выполнение контракта. Если стороны заключают допсоглашение на увеличение цены на 10%, то понижающий коэффициент не используется и его назначение не требуется.

Какие еще изменения внесли по корректировки стоимости

В августе 2024 года вышло Письмо Минстроя России № 50069-СМ/09, которое позволило корректно пересчитывать сметную стоимость работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства, а также проведению работ по сохранению памятников культуры РФ. Его подготовили по итогам практики применения Порядка расчета НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем или подрядчиком), а также начальной цены единицы товара, работы, услуги (ТРУ) при проведении закупок в области градостроительства, кроме территориального планирования.

В Письме говорится, что, исходя из положений Порядка, если для расчета НМЦК используют сметную документацию, созданную на основе применяемой на день формирования НМЦК сметно-нормативной базы, то для повторного расчета сметной стоимости заказчик должен использовать индексы изменения сметной стоимости (ИИСС), опубликованные Министерством строительства России в ФРСН, актуальные на дату расчета НМЦК, а не индексы фактической инфляции.

П. 45 (13) Постановления Правительства РФ № 145 позволяет пересчитывать сметную стоимость подрядных работ в уровень цен на день определения НМЦК с индексом изменения сметной стоимости, но только после получения положительного заключения экспертизы, однако не позже дня заключения государственного либо муниципального договора. В этом случае пересчитать сметную стоимость можно, используя индекс сметной стоимости, который действует на день пересчета, не направляя данную сметную документацию на повторную государственную экспертизу для проверки точности расчета сметной стоимости.

Если сметная документация была сформирована на основе сметно-нормативной базы, которая не использовалась на день формирования начальной (максимальной) цены контракта, то сметную стоимость подрядных работ к уровню цен на дату определения НМЦК пересчитывают с применением индекса фактической инфляции.

Заключение

Государство принимает все меры для эффективной работы строительного бизнеса в условиях санкций. Возможность корректировки сметной стоимости и изменения положений контракта — один и способов защитить подрядчиков от финансовых издержек, обусловленных удорожанием стройматериалов и невозможностью исполнения сделки по объективным причинам.

Для расчета новой сметной стоимости используют специальные методики и формулы, установленные нормативно-правовыми актами. Не так давно ввели индексы изменения сметной стоимости, которые можно посмотреть в Федеральном реестре сметных нормативов. Они позволили упорядочить корректировку стоимости сметы, используя общепринятые параметры.

Ожидается, что нововведения позволят подрядчикам избежать снижения прибыли по строительным госконтрактам на фоне санкций. Однако использовать нормативные новшества нужно правильно, чтобы не ошибиться в расчетах, и, как минимум, не работать себе в убыток.

Если у вас остались вопросы по госзакупкам, то обратитесь к нашим экспертам. Они проконсультируют, могут оформить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться в ЕИС и на ЭТП, а также окажут комплексное тендерное сопровождение и другие услуги. Профессиональная поддержка будет полезна как новичкам, поскольку поможет им освоиться в мире тендеров, так и опытным поставщикам, которые хотят эффективнее участвовать в торгах.

Также заходите на наш сайт-агрегатор. На нем вы найдете закупки более чем с 8 000 источников по удобным фильтрам. Вы сможете искать не только государственные и муниципальные, но и коммерческие закупки, а также воспользоваться дополнительными опциями, которые помогут вам не пропустить сроки, выиграть в торгах и получить выгодный контракт. Кроме того, на сайте вы найдете разные тарифные планы и сможете выбрать подходящий для эффективной работы.

Получите консультацию по участию в закупках!

Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.

Получить консультацию 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ