При электронной приемке у поставщиков нередко возникают проблемы, которые они не могут решить. В этой статье мы приведем основные подводные камни, с которыми могут столкнуться участники, а также полезную информацию по электронному актированию.
Гайды, кейсы, подборки тендеров — всё самое полезное из мира закупок в нашем Telegram-канале @BiCo_tender. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Электронная приемка по ФЗ № 44 необходима при исполнении всех контрактов, подписанных по итогам электронных процедур. Она актуальна как для открытых, так и закрытых онлайн-торгов, вне зависимости от их суммы.
Берем на себя: от поиска закупки до постконтрактного сопровождения в любой сфере деятельности. Вам всего лишь нужно рассказать о своих пожеланиях к контракту.
Победить в закупкеПо закону «О контрактной системе», в некоторых случаях электронное актирование не требуется. Например, оно не проводится после закупок малого объема или если заказчиками выступают правоохранительные органы, органы госохраны и обороны.
Приведем пошаговую инструкцию:
3.1. Принять ТРУ и подписать акт в ЕИС. С этого момента начнет отсчитываться срок оплаты по госконтракту.
3.2. Принять товары, работы, услуги (ТРУ) частично. Тогда поставщику нужно будет сформировать корректировочный документ на принятую часть, подписать его и направить заказчику.
3.3. Выслать мотивированный отказ от приемки с указанием причин. В этом случае поставщик сможет исправить замечания и создать новый акт о приемке или обжаловать действия покупателя.
Окончательной приемкой может заниматься не только заказчик, но и приемочная комиссия. Датой приемки считается день размещения в ЕИС структурированного приемочного документа, подписанного заказчиком.
Приведем основные трудности, с которыми могут столкнуться поставщики в процессе электронной приемки.
Обязательное электронное актирование для контрактов, заключенных по результатам онлайн-процедур (конкурсов, аукционов, запросов котировок), установлено п. 2 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. То есть, по всем договорам, подписанным в электронном виде, заказчики обязаны проводить электронную приемку.
Если контракт заключался на бумаге, то электронное актирование не обязательно. Однако, согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 ФЗ № 44, заказчик может указать требование об электронной приемке в тексте контракта.
Если необходимость онлайн-актирования в договоре не прописана, то заказчик не вправе требовать от поставщика оформления актов выполненных работ, предоставленных услуг или поставленных товаров в электронном виде.
Срок поставки товара указывается в госконтракте. Если поставщик привез продукцию раньше, то заказчик не сможет ее принять, поскольку он нарушит условия договора. Однако в этом случае он должен будет оформить мотивированный отказ в соответствии с ч. 7 и 13 ст. 94 ФЗ № 44. Кроме того, покупатель сможет начислить поставщику штраф.
В соответствии с п. 3 ст. 511 ГК РФ, заказчик вправе отказаться от принятия товаров, поставленных позже срока, уведомив об этом поставщика, если в договоре не указано иное. При этом согласно ч. 5 ст. 93 ФЗ № 44, он вправе требовать с продавца уплату неустойки.
Исходя из п. 2 ст. 523 ГК РФ, при неоднократном нарушении сроков поставки товара, заказчик может отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Предположим, поставщик привез товар заказчику. Стороны провели электронное актирование, однако позже обнаружилось, что продукция некачественная. Может ли поставщик принять товар обратно, если он согласен? И как провести эту процедуру?
Согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ, при поставке некачественного товара заказчик может, в том числе, от него отказаться и потребовать вернуть деньги.
ФЗ № 44 не устанавливает порядок возврата продукции после ее приемки. Но, в любом случае, инициатива должна исходить от заказчика.
Чтобы вернуть товар, покупатель должен сформировать акт, указав в нем, что продукция была некачественной. В документе заказчику следует прописать количество товаров к возврату и их стоимость. Акт должен подписать представитель покупателя.
Заказчик должен направить документ поставщику в форме претензии через ЕИС. В зависимости от требований покупателя, после получения акта поставщик может заменить товар или вернуть контрагенту уплаченную сумму.
Если товар принимался через Единую информационную систему, то возврат тоже нужно оформить через нее. Для этого, согласно п. 4.1.9 Руководства пользователей личного кабинета заказчика в ЕИС, следует перевести документы приемки в статус «Возврат».
Данный статус будет присвоен всем подписанным документам (документации о приемке и ее исправлениям), и позволит высвободить ранее актированное количество товаров по позициям, указанным в документах.
Внимание: статус «Возврат» не получится присвоить документам о приемке, если заказчик закупал работы или услуги.
Оформить возврат через ЕИС можно для товаров, которые заказчик уже оплатил, однако решил вернуть по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Одновременно с созданием документа в ЕИС заказчиком, поставщик должен перевести ему деньги за некачественный товар, если стороны не обговорили иное.
Кроме того, заказчик обязан сделать следующее:
Продавец вправе исправить ситуацию и повторно привезти товары заказчику. В этом случае он должен сформировать новый УПД и передать его покупателю.
Если у контрагентов возникли разногласия, то они могут обратиться в суд
Согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ, заказчик вправе потребовать заменить некачественный товар на качественный, в соответствии с договором.
При частичном возврате заказчику нужно обратиться к поставщику для исправления существенных условий к документу о приемке, в котором допускается скорректировать количество товара. Такие условия должны приводить к изменению стоимостных реквизитов.
Кроме того, заказчику необходимо:
Если заказчик уже принял товары по госконтракту, поставщик не сможет создать корректировочный документ. Функционал ЕИС позволяет менять документы о приемке только покупателям.
Для исправления ошибочной информации можно использовать механизм «Исправление» или механизм «Корректировка»:
Исправления можно внести в документ, который находится в одном из статусов:
Результаты приемки нельзя скорректировать.
Коррективы вносят в документы, которые находятся в статусе:
Результаты приемки можно скорректировать.
Если заказчик нашел в онлайн документе о приемке незначительные ошибки, то он может исправить их через уведомление об уточнении. Несущественными ошибками являются: неточности в адресе поставки, реквизитах банка.
Чтобы скорректировать информацию, покупатель должен отправить поставщику уведомление об уточнении. После его подписания продавцом акт о приемке перейдет в статус «Отказано при рассмотрении». Поставщик должен будет исправить ошибки и повторно направить УПД заказчику.
Важно помнить, что уведомление об уточнении не запускает срок приемки заново. Ошибки в УПД никак не связаны с претензиями к качеству ТРУ. По этой причине коррективы вносят в срок, отведенный для приемки, то есть, в течение 20 рабочих дней. Если у заказчика есть претензии к качеству ТРУ, то он формирует «Мотивированный отказ».
Покупатель дополнительно сообщает продавцу о выявлении ошибок в УПД и необходимости формирования исправлений к документу о приемке, находящемуся в статусе «Отказано при рассмотрении».
Данный механизм подходит для исправления существенных условий контракта: цены, объема, количества, стоимости ТРУс налогом или без, размера налога.
Корректировочный документ составляют в двух случаях:
Этот способ также подходит для ситуации, когда стороны случайно указали в УПД неправильную стоимость или количество товаров.
Важно: корректировочный документ можно создавать во всех случаях, кроме тех, когда:
Да, должен. Акт по форме 0510452 следует оформлять по любым договорам и контрактам, информацию о которых не публикуют реестре контрактов, с электронной приемкой или без таковой, включая госконтракты с казначейским сопровождением, а также по договорам, заключенным согласно ФЗ № 223. Акт необходимо составить на основании документации, подтверждающей исполнение поставщиком своих обязательств.
На практике поставщики нередко сталкиваются с проблемами при электронном актировании. Чтобы разрешить их быстро и эффективно, проще всего обратиться к экспертам.
Команда Bico оказывает комплексную правовую поддержку поставщикам, а также проводит детальные консультации по вопросам закупок.
Если у вас возникли сложности с регистрацией в ЕИС и на торговой площадке, направлением заявки, подготовкой документов, исполнением договора, приемкой товаров или разногласия с заказчиком, обратитесь к нашим экспертам. Они быстро проконсультируют вас и помогут разрешить юридические проблемы.
Выбирайте подходящие тендеры с помощью нашего агрегатора торгов. На нем вы найдете как коммерческие, так и государственные или муниципальные закупки по удобным фильтрам, а также сможете воспользоваться дополнительными опциями, которые помогут вам оценивать заказчиков, отслеживать сроки и выиграть торги.
Сопровождение подписи, аккредитация, подбор закупок, анализ документации, прогноз победы, участие и постконтрактное сопровождение - сразу 5 специалистов работают вместе с вами. Просто делегируйте все тендерные процессы нам.
Получить контрактЕсли вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.
bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |