Вход в личный кабинет
Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Что такое ФЗ 44 и чем он отличается от ФЗ 223?

Что такое ФЗ 44 и чем он отличается от ФЗ 223?

Новичкам, участвующим в закупках, порой сложно разобраться, чем отличаются торги по 44-фз и 223-фз. Процедуры действительно имеют сходства, однако есть у них и отличия. В этой статье мы расскажем простыми словами, в чем разница между торгами по двум федеральным законам и на что обратить внимание.

44-ФЗ и 223-ФЗ: в чем разница

Гайды, кейсы, подборки тендеров — всё самое полезное из мира закупок в нашем Telegram-канале @BiCo_tender. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

Содержание

Кто выступает заказчиком по 44-фз и 223-фз

Прежде всего, два нормативно-правовых акта регулируют разные виды закупок, а, значит, заказчики по ним тоже отличаются:

Получите новый контракт!

Сопровождение подписи, аккредитация, подбор закупок, анализ документации, прогноз победы, участие и постконтрактное сопровождение - сразу 5 специалистов работают вместе с вами. Просто делегируйте все тендерные процессы нам.

Получить контракт 

  1. По 44-фз заказчиками выступают муниципальные и федеральные бюджетные учреждения, а также органы власти. Так, по этому закону работают школы, детские сады, закупающие товары для своих нужд.
  2. По 223-фз заказчиками являются:
  1. компании с долей участия государства свыше 50%, а также их дочерние организации и их дочерние юридические лица;
  2. естественные монополии, допустим, компании, занимающиеся производством и передачей электроэнергии («Энергосбыт», «РЖД»);
  3. бюджетные учреждения, которые закупают товары, работы и услуги (ТРУ) на собственные деньги, средства субподрядчиков, гранты;
  4. предприятия из регулируемых сфер экономики, например, теплоснабжения, водоснабжения.

Основное отличие в заказчиках, участвующих в тендерах по двум федеральным законам заключается в том, что по 44ФЗ могут работать все государственные заказчики, а по 223-ФЗ только те, кто имеет долю участия государства. Таким образом, любой заказчик по 223-фз вправе закупать ТРУ по 44-фз, но не наоборот.

Внимание: автономные учреждения закупают товары, работы и услуги по 223-фз, но, если заказчик, действующий от лица автономного учреждения, не разместил Положение о закупках на закупки.гов.ру, то он должен будет руководствоваться положениями 44-ФЗ.

Кто выступает поставщиком по 44-фз и 223-фз

Перечень поставщиков по двум федеральным законам практически не отличается. И по 44, и по 223 ФЗ в торгах могут участвовать физлица, юридические лица, ИП и самозанятые. Исключение составляют тендеры в области государственного оборонного заказа. В них вправе принимать участие только организации.

Иногда в торгах по 223-фз (малые и средние предприятия) и по 44-фз (малые предприятия) работают ограничения при организации некоторых закупок.

Поставщики, имеющие приоритет в торгах по 44-фз и 223-фз

Некоторые участники имеют приоритет в тендерах по 223-фз и 44-фз. К ним относятся:

  • СМП;
  • изготовители и поставщики российских товаров из ЕАЭС;
  • социально ориентированные некоммерческие организации СОНКО (только по 44-ФЗ).

Кроме того, приоритет для участия в госзакупках по 44-фз имеют:

  • учреждения и организации уголовно-исполнительной системы (УИС);
  • организации инвалидов.

Таким образом, перечень поставщиков, имеющих приоритет в госзакупках шире по 44-фз. В него входит 5 категорий субъектов, в то время как по 223-фз — всего два.

Какие виды закупок бывают по 44-фз и 223-фз

Виды тендеров отличаются по 2-м федеральным законам:

  1. Закон 44-фз предусматривает открытые и закрытые варианты торгов.

К открытым относят:

  1. конкурс в электронной форме;
  2. запрос котировок в электронной форме;
  3. аукцион в электронной форме.

Закрытыми госзакупками по 44-фз являются:

  1. закрытый аукцион, в том числе, электронный;
  2. закрытый конкурс, включая электронный.

Кроме того, в случаях, установленных законом, допускается закупка у единственного поставщика (ЕП), согласно статье 93 № 44-фз.

  1. Закон 223-фз предусматривает следующие способы закупок:
  1. конкурс;
  2. аукцион;
  3. запрос предложений;
  4. запрос котировок;
  5. закупка у ЕП.

Перечень торгов по 223-фз практически не отличается от тех, что предусмотрены 44-фз, однако в 44ФЗ нет запроса предложений. Этот вид процедуры убрали не так давно, поскольку он вызывал у поставщиков много вопросов, в частности, заставлял сомневаться в объективности выбора победителя торгов.

Отдельно хочется остановиться на закупках у ЕП по 44-фз. Поскольку такой вариант тендера предполагает значительное ограничение конкуренции, он допускается только в исключительных, случаях (с определенными условиями).

Так, по 44-ФЗ, проводить закупку у ЕП можно, если товары, работы и услуги относятся, например к деятельности субъектов естественных монополий (статья 93 44-фз).

Закупка в ЕП по 223-фз возможна только, если заказчик указал этот способ в Положении о закупках. Таким образом, данный нормативно-правовой акт дает заказчикам большую свободу действий.

Отметим, что если Правительство РФ принимает решение о введении специальных экономических мер, указанных в ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996 года, то заказчик может закупать у единственного постащика товары, работы и услуги, необходимые для гособронзаказа, а также для создания запаса продуктов, сырья, полуфабрикатов и т.д. (статья 3.6 223-фз).

Особенности закупок по 44-фз и 223-фз

Приведем правила тендеров по двум федеральным законам:

  1. По 44-фз:
  1. заказчик не может утвердить свои правила госзакупок;
  2. если заказчик не выполняет требования закона, то его могут оштрафовать, а закупки признать недействительными;
  3. правила госзакупок более строгие, чем по 223-фз.
  1. По 223-фз:
  1. заказчик закрепляет условия и правила торгов в Положении о закупках, в том числе, указывает требования к поставщику и то, как он будет определять победителя;
  2. каждый заказчик составляет свое Положение о закупках, поэтому тендеры проходят по разному;
  3. 223-фз дает большую свободу действий, чем 44-фз, устанавливая лишь базовые правила торгов.

Шаги закупок по 223 ФЗ

Основное отличие двух федеральных законов заключается в том, что 44ФЗ полностью регулирует тендеры госзаказчиков, а 223ФЗ определяет только главные правила и условия, допустим, устанавливает особенности проведения торгов для малых и средних предприятий.

Где проходят закупки

Давайте разберемся, какие электронные торговые площадки используются для проведения закупок?

Отличается и перечень торговых площадок, на которых проходят торги по двум федеральным законам:

  1. Тендеры по 44ФЗ проводят на восьми федеральных торговых площадках, установленных Распоряжением Правительства РФ.
  2. Торги по 223ФЗ проходят как на федеральных, так и коммерческих электронных площадках. Исключение составляют только случаи закупок у субъектов малого предпринимательства. Такие процедуры доступны на федеральных электронных торговых площадках.

Для проведения своих торгов по 44 фз заказчик вправе выбрать любую из этих 8 площадок. Также на этих же площадках проводятся все торги для МСП по 223-ФЗ только в других подсекциях.

Задать вопрос тендерному специалисту

Какая электронная подпись требуется, чтобы участвовать в торгах

Здесь разница тоже есть:

  • Для работы по 44-фз подходит только УКЭП.
  • Торги по 223-фз на государственных ЭТП и их подсекциях проходят с использованием УКЭП. Остальные площадки сами определяют требования к электронной подписи. Это может быть как квалифицированная, так и неквалифицированная электронная подпись (НЭП).

Полномочия сотрудника, принимающего участие в закупке от имени организации, подтверждаются машиночитаемой доверенностью (МЧД), так как они должны подписывать отправляемые им документы своей собственной КЭП.

В какой срок нужно подать заявку на участие в тендере

Это зависит от вида закупок:

  1. 44-фз устанавливает, что срок направления заявки поставщиком, участвующим в электронном аукционе, составляет не менее 7 дней:
  1. при начальной (максимальной) цене контракта НМЦК не свыше 300 млн. рублей;
  2. при НМЦК в строительных тендерах не более 2 млрд. рублей.

В других случаях срок направления заявки составляет не менее 15 дней.

Если заказчик проводит электронный конкурс, то срок направления заявки будет не менее пятнадцати дней, а для запроса котировок — от четырех рабочих дней.

  1. По 223-фз заказчик сам устанавливает срок направления заявок поставщиками в Положении о закупках.

Срок подачи заявок для СМП по 223ФЗ составляет:

  1. от 7 дней, если проводится электронный конкурс или аукцион с начальной максимальной ценой договора (НМЦД) до 30 млн. рублей;
  2. от 15 дней, когда проводится электронный конкурс или аукцион с НМЦД свыше 30 млн. рублей
  3. не менее 4 рабочих дней при запросе котировок с НМЦД до 7 млн. рублей;
  4. не менее 5 рабочих дней при запросе предложений с НМЦД до 15 млн. рублей.

Подробнее об участии в закупках по ФЗ № 223 СМП можно почитать в ст. 3.4 223-фз.

Обеспечение заявки

Размер обеспечения по 44-фз и 223-фз тоже отличается:

  1. По 44-фз обеспечение можно не устанавливать, если закупки проводятся на сумму до 1 млн. рублей. В целом, обеспечение определяется в процентах от начальной (максимальной) цены контракта НМЦК:
  1. при НМЦК не более 20 млн. рублей, оно составляет 0,5-1%;
  2. при НМЦК от 20 млн. рублей, оно равно 0,5-5%.

Организации инвалидов и учреждения, исполняющие уголовные наказания, предоставляют обеспечение заявки в размере 0,5%. Государственные и муниципальные учреждения не обеспечивают заявку на участие в закупке (статья 44 44-фз).

  1. По 223-фз заказчик не требует обеспечение, если цена тендера составляет до 5 млн. рублей. Когда цена договора превышает 5 млн. рублей, размер обеспечения составляет не выше 5% от НМЦД. В закупках для смп вносят обеспечение в сумме не более 2% от НМЦД.

Обеспечение может быть в виде денег или независимой гарантии.

Обеспечение исполнения контракта в госзакупках

При обеспечении контракта 223-фз дает большую свободу действий, чем 44-фз. Рассмотрим, в чем разница:

  1. По 44-ФЗ заказчики устанавливают обеспечение вне зависимости от цены контракта в размере 0,5-30% от НМЦК за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 96 данного федерального закона. Величину обеспечения для субъектов малого предпринимательства рассчитывают от итоговой стоимости контракта.
  2. По 223-ФЗ в закупках, проводимых по общим правилам, заказчик сам решает, требуется ли ему обеспечение контракта. Он также определяет его размер, порядок внесения и указывает эту информацию в Положении о закупке. Когда тендеры по 223ФЗ проводят для СМП, размер обеспечения составляет:
  1. не свыше 5% от НМЦД, если в договоре не указана необходимость уплаты аванса;
  2. в размере аванса, если договор обязывает его внести.

Также как и при подаче заявки, исполнение контракта можно обеспечить деньгами либо независимой гарантией.

Стоимость участия в торгах

Она также различается:

  1. По 44ФЗ выигравший участник уплачивает электронной торговой площадке (ЭТП) комиссию от суммы договора:
  1. 1%, но не свыше 2 000 рублей с учетом НДС, когда в открытых конкурентных торгах, согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 44-фз, участвует СМП или СОНО;
  2. 1%, но не более 5 000 рублей без учета НДС, если участник торгов является самозанятым и уплачивает налог на профессиональный доход с бизнеса или СМП (кроме случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 2 ПП РФ от 10.05.2018 № 564), а также субъектом среднего предпринимательства;
  3. 1%, но не более 7 500 рублей без учета НДС во всех остальных случаях.

Требования действуют согласно ПП РФ № 913 от 4 июля 2024 года.

Если победитель отказывается заключать договор с заказчиком, и это право переходит к другому участнику, то деньги он не вносит.

Важно учитывать, что при закрытых тендерах по 44-фз, заказчик вправе установить плату за направление поставщику документов о закупке.

  1. 223-фз не устанавливает размеры комиссий с участников торгов — их определяют ЭТП. В одних случаях победитель оплачивает услуги ЭТП, в других — абонентскую плату вносят все участники тендера. Торговые площадки могут брать плату за:
  1. участие в тендере,
  2. заключение контракта,
  3. и то, и другое.

Участник, который уклонился от заключения контракта, тоже должен внести сумму за победу.

Однако, по 223-фз, при проведении конкурентной закупки с участием СМП, плата может взиматься в случаях, которые определены согласно ч. 4 ст. 24.1 Закона № 44 в ПП РФ № 564.

Оператор торговой площадки (ЭТП) может взимать плату с победителя конкурентной закупки, являющегося СМП, проводимой согласно ст. 3.4 223-фз, в размере не более 5 000 рублей без учета НДС.

Данные требования следуют из п. 2.4 Письма Минфина России от 06.11.2018 года № 24-06-08/79695.

Порядок внесения изменений в контракт и его расторжения

Разница в следующем:

  1. По 44ФЗ участники расторгают контракт по взаимному согласию, а также основаниям, перечисленным в законе. Если стороны не могут согласовать расторжение договора, то решение принимает суд. Изменить существенные условия сделки можно только при наличии обстоятельств, прописанных в законе.
  2. По 223-фз заказчик самостоятельно определяет условия изменения или расторжения договора и указывает их в Положении о закупках, а также в самом договоре, заключенном с контрагентом.

Порядок обжалования действий заказчика

Разница заключается в следующем:

  1. По 44-фз участник направляет жалобу через ЕИС на рассмотрение ФАС РФ. Ведомство принимает решение в течение пяти рабочих дней.
  2. По 223-фз участник также направляет жалобу в ФАС РФ почтой, нарочно, эл.почтой, однако она рассматривает обращение в срок до семи рабочих дней.
Задать вопрос тендерному специалисту

Отчетность заказчиков в закупках по 44-фз и 223-фз

Согласно 44-фз и 223-фз заказчики обязаны не только размещать информацию о закупках в ЕИС, но и отчитываться за исполнение контракта с предоставлением документов, как конкретный заказчик исполняет меры по поддержке отечественных производителей и малого предпринимательства.

Отличия такие:

  1. При работе по 44-фз, заказчики размещают в ЕИС:
  1. отчет о закупке российской продукции за год;
  2. отчет о закупке ТРУ у СОНКО и СМП за год.
  1. При работе по 223-фз, заказчики публикуют в ЕИС:
  1. отчет о стоимости и количестве заключенных договоров за месяц;
  2. отчет о закупке высокотехнологичных и инновационных товаров у СМП за год;
  3. отчет о закупках у субъектов малого предпринимательства за год;
  4. отчет о закупках товаров машиностроения за год.

Каждый заключенный контракт подлежит исполнению, которое обязан подтверждать заказчик, проведя предварительную экспертизу поставленных товаров или выполненных работ. По ее итогам составляется акт о выполненных работах или подписывается универсальный передаточный документ (УПД) с перечнем поставленной и принятой продукции.

При перечислении средств на счет поставщика заказчик формирует платежное поручение. Все вышеперечисленные документы загружаются в ЕИС вместе с подписанным контрактом (в том случае, если закупка и контракт, заключенный по ее итогам, являются открытыми).

Федеральные Законы 44-фз и 223-фз — в чем разница?

44-фз и 223-фз определяют особенности осуществления закупок, однако отличаются заказчиками, видами торгов, сроками их проведения. Кроме того, 223-фз устанавливает только базовые нормы, предоставляя заказчикам большую свободу действий. 44-фз более строго определяет требования и порядок проведения закупок.

Сравнительная таблица 44-фз и 223-ф3

 

44-фз

223-фз

Основное отличие

Закон работает с закупками госзаказчиков и занимается контролем каждого этапа сделки:

  • планирование закупки;
  • проведение процедуры;
  • заключение контракта;
  • исполнение контракта;
  • порядок обжалования закупок.

Предусмотрена система штрафов как для заказчиков (при нарушении условий и требований), так и для предпринимателей (попадание в реестр недобросовестных поставщиков).

Преимуществом является тот факт, что победитель имеет гарантии заключения с ним контракта и своевременной оплаты за выполненные работы и поставленные товары.

Закон работает по общим принципам закупок для заказчиков и регламентирует не все процессы.

Что не регламентируется нормами Закона 223-ФЗ и НПА, заказчики регламентируют своими Положениями о закупке.

Организация сама создает положение о закупках, где прописывает требования к участникам и способы определения поставщика.

При участии в торгах по 223-фз для начала необходимо ознакомиться именно с Положением о закупке конкретного заказчика.

Порядок обжалования установлен Законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Кто заказчик

Муниципальные и федеральные бюджетные учреждения, а также органы власти (школы, детские сады, закупающие товары для своих нужд).

  • компании с долей участия государства свыше 50%, а также их дочерние организации и их дочерние юридические лица;
  • естественные монополии, допустим, компании, занимающиеся производством и передачей электроэнергии (нефтегазовые компании, РЖД и т д.);
  • бюджетные учреждения, которые закупают товары, работы и услуги (ТРУ) на собственные деньги, средства субподрядчиков, гранты;
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение).

Кто поставщик

Любое юридическое или физическое лицо, индивидуальные предприниматели, развивающие свой бизнес и самозанятые (кроме иностранных агентов).

Кто имеет преимущество

  • СМП;
  • СОНКО;
  • поставщики отечественных или приравненных к ним товаров;
  • организации уголовно-исполнительной системы (УИС);
  • организации инвалидов.
  • субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП);
  • самозанятые;
  • поставщики отечественных или приравненных к ним товаров.

Способы закупок

Открытые:

  • электронный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • электронный запрос котировок.

Закрытые:

  • закрытый конкурс,
  • закрытый аукцион,
  • закрытый конкурс в электронной форме,
  • закрытый аукцион в электронной форме.

Бывают случаи закупок у единственного поставщика.

В разработанном положении о закупке заказчик обязан указать все виды процедур: конкурентных и неконкурентных способов закупок и полный перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки проводят в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик вправе выбирать самостоятельно.

На каких площадках заказчики проводят торги

8 федеральных ЭТП госзакупок

Ограничения по выбору площадки отсутствуют, конкретный заказчик может использовать «свою».

Закупки у МСП можно проводить только на восьми федеральных ЭТП госзакупок в соответсвующих подсекциях.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах

Квалифицированная электронная подпись (КЭП). Полномочия сотрудника, принимающего участие в закупке от имени организации, подтверждаются машиночитаемой доверенностью (МЧД), так как они должны подписывать отправляемые им документы своей собственной КЭП.

Выбор зависит от торговой площадки: либо просто КЭП — для работы на 8 ЭТП госзакупок, либо КЭП со специальными условиями для площадки.

Сроки проведения закупок

Все сроки по каждому этапу закупки строго регулируются законом и участники обязаны их соблюдать.

Все сроки заказчик указывает в своем Положении о закупках.

Сроки подачи заявок для МСП регулирует ст. 3.4 223-фз.

Отчетность

На сайте госзакупок размещается следующая информация:

  • документы о приемке работ;
  • отчет о закупке российской продукции за год;
  • отчет о закупке ТРУ у СОНКО и СМП за год.
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (при необходимости).

На сайте ЕИС размещается следующая информация:

  • отчет о стоимости и количестве заключенных договоров за месяц;
  • отчет о закупке высокотехнологичных и инновационных товаров у СМП за год;
  • отчет о закупках у субъектов малого предпринимательства за год;
  • отчет о закупках товаров машиностроения за год.
  • отчеты об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком.

Обеспечение исполнения заявки и контракта

Заказчики устанавливают обеспечение вне зависимости от цены контракта в размере 0,5-30% от НМЦК за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 99 данного федерального закона. Величину обеспечения для субъектов малого предпринимательства рассчитывают от итоговой стоимости контракта.

В закупках до 1 млн. руб. обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5% до 1%, если НМЦ до 20 млн. рублей;
  • от 0,5% до 5%, если НМЦ от 20 млн. рублей;
  • 0,5%, если НМЦ от 20 млн. рублей и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение может быть в виде денег или независимой гарантии.

Заказчик сам решает, требуется ли ему обеспечение контракта. Он также определяет его размер, порядок внесения и указывает эту информацию в Положении о закупке.

Для СМП размер обеспечения договора составляет:

  • не свыше 5% от НМЦД, если в договоре не указана необходимость уплаты аванса;
  • в размере аванса, если договор обязывает его внести.

Для закупок для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки - через спецсчет. В остальных закупках деньги перечисляются на счет ЭТП или заказчика.

Стоимость участия

Победитель уплачивает ЭТП комиссию от суммы договора:

  • 1%, но не свыше 2 000 рублей с учетом НДС, когда в открытых конкурентных торгах, согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 44-фз, участвует СМП или СОНО;
  • 1%, но не более 5 000 рублей без учета НДС, если участник торгов является самозанятым и уплачивает налог на профессиональный доход с бизнеса или СМП (кроме случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 2 ПП РФ от 10.05.2018 № 564), а также субъектом среднего предпринимательства;
  • 1%, но не более 7 500 рублей без учета НДС во всех остальных случаях.

 

Не установлены размеры комиссий с участников торгов — их определяют ЭТП. В одних случаях победитель оплачивает услуги ЭТП, в других — абонентскую плату вносят все участники тендера. Торговые площадки могут брать плату за:

  • участие в тендере;
  • заключение контракта;
  • и то, и другое.

 

Возможность изменения и расторжения контракта

Расторжение контракта возможно только по соглашению сторон или по основаниям, указанным в законе. Изменение существенных условий контракта допустимо только по обоюдному согласию (цена, сроки, условия поставки и др.).

Все условия и требования прописаны заказчиком в Положении о закупке

Обжалование действий заказчика

  1. обжалование открытой электронной процедуры возможно только через ЕИС. Через свой личный кабинет на сайте ЕИС может написать жалобу о нарушениях, касающихся любой из загруженных в данную систему закупок.
  2. При обжаловании закрытой процедуры - данные также направляются в ЕИС.

Можно направить письмо в адрес ФАС (территориального органа или в центральный аппарат), а также по электронной почте (вложение при этом должно быть подписано электронной подписью).

Если у вас возникли сложности с государственными, муниципальными и коммерческими тендерами, обратитесь к нам. Опытные специалисты помогут одержать победу. А в нашем поисковике вы найдете закупки со всех федеральных и коммерческих торговых площадок.

Получайте сразу новые тендеры в мессенджер или на почту!

В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!

Получить новый тендер 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия договора-оферты и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ