Москва. 5 июня. ИНТЕРФАКС - Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России готова взять на себя дополнительные полномочия для решения проблемы несвоевременных платежей в рамках госзакупок (регулируются законом "О контрактной системе", 44-ФЗ) и закупок госкомпаний ("О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ).
"Наверное, если бы (у ФАС - ИФ) были полномочия по выдаче предписаний по оплате (по устранению нарушений в части сроков оплаты за поставленный товар, выполненные работы - ИФ), то дисциплина была бы выше", - сказал заместитель руководителя ФАС Петр Иванов в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024).
По его мнению, действующий механизм (госзаказчикам и госкомпаниям на оплату по исполненному контракту отводится 7 рабочих дней) должен работать автоматически. "Но мы видим, что действующие механизмы сохраняют возможность для заказчиков по 223-ФЗ не оплачивать (исполненные контракты - ИФ) субъектам МСП в срок", - отметил Иванов.
В настоящее время в рамках закона "О контрактной системе" (44-ФЗ) и 223-ФЗ установлен предельный срок оплаты по контрактам - 7 дней. Однако в 44-ФЗ этот срок является обязательным, а согласно 223-ФЗ заказчики могут устанавливать в своих положениях о закупках иные сроки оплаты.
Берем на себя: от поиска закупки до постконтрактного сопровождения в любой сфере деятельности. Вам всего лишь нужно рассказать о своих пожеланиях к контракту.
Победить в закупкеВ начале текущего года подрядчики в области строительства отмечали, что при работе с госкомпаниями сталкиваются с задержками по оплате исполненных контрактов, которые могут достигать 180 дней.
На эту же проблему указала первый зампредседателя комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Альфия Когогина. По ее словам, до сих пор остается нерешенной проблема сбыта и взаимодействия с контрагентами.
"Речь идет о значительной задержке платежей со стороны крупных госзаказчиков и госкомпаний, - сказала Когогина. - Возможно, есть необходимость донастроить действующую систему, усилить административную ответственность за несвоевременные платежи, активизировать участие институтов развития и бизнес-объединений по взаимодействию с крупнейшими заказчиками по вопросам урегулирования задолженностей".
Иванов считает, что этот вопрос мог бы быть решен проще.
"Механизм должен работать автоматически - если работы приняты, то почему должны быть вопросы с оплатой (...), - сказал он. - В принципе, эти вопросы можно автоматизировать".
При этом Иванов подчеркнул, что предприниматели уже поняли, что ФАС может помочь в защите их интересов при несвоевременной оплате за выполненный контракт.
"У нас количество обращений, по которым привлекали к ответственности за неоплату в 7-дневный срок, выросло в полтора раза - с 421 обращений в 2022 году до 620 в 2023 году", - рассказал он.
Заместитель гендиректора "Корпорации МСП" Наталья Коротченкова также считает, что проблема несвоевременной оплаты по контрактам может быть решена за счет использования в закупках госкомпаний механизма электронного актирования, который уже используется в госзакупках.
В свою очередь гендиректор ООО "Элкат" Максим Третьяков отмечает, что число субъектов МСП, которые жалуются на задержку оплаты по контрактам, сократилось.
"Но проблема глубже, - считает Третьяков. - Сейчас проблема часто возникает не при оплате уже исполненных контрактов - происходит затягивание сроков подписания актов, по которым работы оплачиваются. Здесь нужна доработка".
Основатель группы компаний АИР (занимается производством пластмассовых конструкций в сфере строительства) Алексей Кучмин считает, что проблема еще глубже.
"Все действующие механизмы направлены на верхнеуровневые компании, которые выигрывают контракты, - рассказал Кучмин. - Их и защищают действующие регламенты. Но дальше (в рамках крупных проектов - ИФ) всю работу делают "малыши", компании, которые не могут, исходя из масштаба, оборота, выиграть крупные контракты. В результате, у нас самая незащищенная категория - субподрядчики, поставщики материалов - они не защищены совсем".
По мнению Кучмина, сейчас необходимо распространить действующие механизмы (включая спецсчета, казначейское сопровождение и пр.) на всю цепочку подрядчиков и исполнителей по госконтрактам и по договорам госкомпаний.
"Электронное актирование - отличная идея, если ее распространить на всех (на всю цепочку исполнителей по контрактам - ИФ), - отметил Кучмин. - Почему не расширить цепочку контроля, казначейского сопровождения, на всю цепочку. Пока же "малыши" кредитуют крупные компании, которые выставляют условием работы с собой 90 дней отсрочки по платежам".
Как сообщалось, летом прошлого года правительство РФ поручило регуляторам в сфере закупок проработать вопрос введения электронного актирования для договоров госкомпаний с субъектами МСП.
Помимо этого, в конце прошлого года в Госдуму был внесен проект поправок к 223-ФЗ, согласно которым госкомпании могут быть лишены права устанавливать "иные" сроки оплаты по исполненным контрактам.
Сопровождение подписи, аккредитация, подбор закупок, анализ документации, прогноз победы, участие и постконтрактное сопровождение - сразу 5 специалистов работают вместе с вами. Просто делегируйте все тендерные процессы нам.
Получить контрактbicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |