Сотрудничая с заказчиком по 44-ФЗ, поставщик может столкнуться с финансовыми санкциями, а именно — со штрафами и пенями. Однако меры ответственности могут быть применены и к заказчику. Рассмотрим, чем отличаются разные виды наказаний друг от друга и когда они используются.
Гайды, кейсы, подборки тендеров — всё самое полезное из мира закупок в нашем Telegram-канале @BiCo_tender. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Прежде всего, разберем, в чем разница между штрафами и пенями по 44-ФЗ. Эта информация пригодится для лучшего понимания штрафных санкций.
Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.
Получить консультациюИтак:
Чтобы узнать пени по 44-ФЗ, используют следующую формулу:
Приведем пример.
Поставщик должен был привезти товары 25 апреля 2025 года на сумму 52 000 рублей, однако сделал это только 3 мая 2025 года. Обязательства исполнялись в один этап. Количество дней просрочки составило 8. Рассчитаем размер пени:
П = (52 000 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 21% х 8 дней = 291,2 руб.
Отметим, что пени рассчитываются одинаково как для поставщика, так и для заказчика. Поэтому, если заказчик вовремя не оплачивает поставленные товары, работы или услуги (ТРУ) без достаточных оснований, поставщик может взыскать с него не только сумму основного долга, но и пени за каждый день просрочки. При этом если ставка рефинансирования изменялась в течение нарушения срока оплаты, это следует учитывать при расчете.
И штраф, и пени признаются неустойкой. При этом сторона освобождается от ее уплаты, если докажет, что не смогла исполнить обязательства из-за непреодолимой силы или по вине другого участника сделки. Так, поставщик может не уплачивать штраф, если докажет, что заказчик (покупатель) неправомерно отказался принимать работы или услуги (товары), выполненные (поставленные) согласно контракту.
Взыскать штраф и пени можно одновременно. Для правильного составления претензии или иска лучше всего скачать образец.
Важно отметить, что в договоре должна содержаться четкая формулировка по поводу того, что является нарушением его условий. Нельзя привлечь исполнителя к ответственности на том основании, что он «ненадлежащим образом выполнил условия сделки». Это довольно размытая формулировка, которая не содержит определенности.
Так, в Постановлении № 19 от 31.08.2022 № 19АП-4580/2022 по делу № А08-3841/2022 Арбитражный апелляционный суд поясняет, что условия о неустойке считаются согласованными сторонами или установленными законом, только если в договоре, либо в законе, четко указана сумма такой неустойки и определенное правонарушение.
Отметим, что хотя порядок определения пени в сфере закупок устанавливается статьей 34 44ФЗ, в законе может быть прописан иной алгоритм расчета. Это следует из частей 7 и 8 данной статьи, причем, касается не только расчета пени, но и штрафа.
Так, если заказчик закупает услуги ОСАГО, то в контракт он вписывает условия о дополнительных пенях:
Это следует из ч. 21 ст. 12. ФЗ № 40-ФЗ от 25.04.2002.
Меры договорной ответственности за несоблюдение положений госконтракта указывают в его тексте на стадии разработки либо согласования с победителем тендера. При нарушении условий соглашения потерпевший участник может требовать от нарушителя выплаты неустойки.
ФЗ 44 допускает применять меры финансовой ответственности, как к поставщикам, так и к заказчикам. Административные штрафы за несоблюдение законодательства о госзакупках налагаются согласно КоАП РФ.
В 2025 году к нарушителям применяются иные финансовые санкции, нежели чем использовались ранее. Прежде всего отметим, что сегодня не работают статьи с 7.29 по 7.30, с 7.31 по 7.32.1, с 7.32.3 по 7.32.5, 14.6.1, 14.49, с 14.55 по 14.55.2 КоАП РФ. К правонарушителям применяются меры ответственности по статьям: 7.30.1 – 7.30.6, 7.32.6 КоАП РФ.
Меры административного воздействия чаще всего применяются к заказчикам, однако КоАП РФ предусматривает наказания для всех участников сделки. Так, ст. 9 ст. 7.30.2 КоАП РФ устанавливает санкции за несоблюдение порядка одностороннего расторжения госконтракта при отказе от его выполнения. К поставщикам также могут применяться меры ответственности за нарушение стоимостных обязательств.
Если поставщик не выполняет стоимостные обязательства, перечисленные в контракте, или исполняет их плохо, то не него накладывают штраф. Его рассчитывают от цены договора следующим образом:
Если контракт подписан по результатам закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то, при наличии оснований, на поставщика можно будет наложить штраф в размер 1% от цены госконтракта или его этапа, но в промежутке от 1 тыс. до 5 тыс. руб.
Размер штрафов в аукционах на повышение рассчитывается или из НМЦК, или из цены, ее превышающей.
Приведем размеры штрафов в аукционах на повышение:
При превышении ценой госконтракта НМЦК, штрафы рассчитывают таким образом:
Заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде наложения штрафа или дисквалификации. Наложение наказания возможно на протяжении срока исковой давности, продолжительность которой зависит от обстоятельств. Законодатель устанавливает сроки наложения административного наказания за несоблюдение ФЗ 44 в статье 4.5 КоАП РФ.
Например:
Выводы следуют из судебной практики: Постановления ВС РФ от 15.01.2021 № 18-АД20-33.
Если срок привлечения к ответственности истек, то наказать виновника нельзя.
Кстати, привлечь к административной ответственности можно только при соблюдении двух условий:
Однако даже в этом случае орган власти может признать совершенное деяние малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ, а также снизить размер штрафа за нарушение ФЗ44 по статье 4.1 КоАП РФ.
На практике деяния редко признают малозначительными. У виновника больше шансов снизить и размер штрафа по составам правонарушений, предусматривающим штрафы для должностных лиц от 50 тыс. руб., а для организаций — от 100 тыс. руб.
Для снижения размера штрафа требуются доказательства, подтверждающие смягчающие обстоятельства. Это может быть как раскаяние в совершенном правонарушении, как и предоставление подтверждения о том, что средств для оплаты штрафа нет.
Приведем самые распространенные правонарушения со стороны заказчиков и санкции. Итак:
Приведем базовые рекомендации для поставщиков:
Если вы решили участвовать в тендерах, не обязательно разбираться во всём самостоятельно — специалисты BiCo помогут на каждом этапе. Мы не только возьмём на себя всю рутину в рамках тендерного сопровождения, но и подберём подходящие закупки с помощью интеллектуального поиска, который охватывает более 80 000 тендеров в день. Начните уверенно и с поддержкой профессионалов!
В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.
Получить доступЕсли вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.
bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |