Вход в личный кабинет
Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Штрафы и пени по ФЗ № 44: основания наложения и порядок расчета

Штрафы и пени по ФЗ № 44: основания наложения и порядок расчета

Сотрудничая с заказчиком по 44-ФЗ, поставщик может столкнуться с финансовыми санкциями, а именно — со штрафами и пенями. Однако меры ответственности могут быть применены и к заказчику. Рассмотрим, чем отличаются разные виды наказаний друг от друга и когда они используются.

Иллюстрация для статьи: Штрафы по 44-ФЗ

Гайды, кейсы, подборки тендеров — всё самое полезное из мира закупок в нашем Telegram-канале @BiCo_tender. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

Содержание

Штрафы и пени по 44-ФЗ: в чем разница

Прежде всего, разберем, в чем разница между штрафами и пенями по 44-ФЗ. Эта информация пригодится для лучшего понимания штрафных санкций.

Получите консультацию по участию в закупках!

Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.

Получить консультацию 

Итак:

  1. Пени — это денежная сумма, которую исполнитель уплачивает при просрочке исполнения обязательств. Она не имеет фиксированного выражения и рассчитывается в процентах от цены контракта с учетом числа дней просрочки.

Чтобы узнать пени по 44-ФЗ, используют следующую формулу:

  • П = (Ц - И) х 1/300 х КСЦБ х ДП, где:
  • П – сумма пени;
  • Ц – цена госконтракта;
  • И – размер выполненных, учтенных заказчиком обязательств;
  • КСЦБ – ключевая ставка Центробанка РФ на дату начисления пени;
  • ДП – число дней просрочки.

Приведем пример.

Поставщик должен был привезти товары 25 апреля 2025 года на сумму 52 000 рублей, однако сделал это только 3 мая 2025 года. Обязательства исполнялись в один этап. Количество дней просрочки составило 8. Рассчитаем размер пени:

П = (52 000 руб. - 0 руб.) х 1/300 х 21% х 8 дней = 291,2 руб.

Отметим, что пени рассчитываются одинаково как для поставщика, так и для заказчика. Поэтому, если заказчик вовремя не оплачивает поставленные товары, работы или услуги (ТРУ) без достаточных оснований, поставщик может взыскать с него не только сумму основного долга, но и пени за каждый день просрочки. При этом если ставка рефинансирования изменялась в течение нарушения срока оплаты, это следует учитывать при расчете.

  1. Штраф — это твердая денежная сумма, которую исполнитель оплачивает при нарушении других условий договора, например, при поставке некачественной продукции. Взимать с поставщика штраф можно при ненадлежащем исполнении или неисполнении обязательств по контракту. Согласно ч. 8 ст. 34 ФЗ № 44, величина штрафа устанавливается в порядке, определенном ПП РФ от 30 августа 2017 года № 1042, если иной порядок не установлен законом.

И штраф, и пени признаются неустойкой. При этом сторона освобождается от ее уплаты, если докажет, что не смогла исполнить обязательства из-за непреодолимой силы или по вине другого участника сделки. Так, поставщик может не уплачивать штраф, если докажет, что заказчик (покупатель) неправомерно отказался принимать работы или услуги (товары), выполненные (поставленные) согласно контракту.

Взыскать штраф и пени можно одновременно. Для правильного составления претензии или иска лучше всего скачать образец.

Как указать условие о выплате неустойки в контракте

Важно отметить, что в договоре должна содержаться четкая формулировка по поводу того, что является нарушением его условий. Нельзя привлечь исполнителя к ответственности на том основании, что он «ненадлежащим образом выполнил условия сделки». Это довольно размытая формулировка, которая не содержит определенности.

Так, в Постановлении № 19 от 31.08.2022 № 19АП-4580/2022 по делу № А08-3841/2022 Арбитражный апелляционный суд поясняет, что условия о неустойке считаются согласованными сторонами или установленными законом, только если в договоре, либо в законе, четко указана сумма такой неустойки и определенное правонарушение.

Отметим, что хотя порядок определения пени в сфере закупок устанавливается статьей 34 44ФЗ, в законе может быть прописан иной алгоритм расчета. Это следует из частей 7 и 8 данной статьи, причем, касается не только расчета пени, но и штрафа.

Так, если заказчик закупает услуги ОСАГО, то в контракт он вписывает условия о дополнительных пенях:

  • сторона уплачивает 1% от сумы страхового возмещения за каждый день просрочки, если был нарушен срок выплаты или пропущен срок выдачи направления на проведение ремонтных работ;
  • участник уплачивает 0,05% под страховой суммы указанной в законе по виду вреда, за каждый день просрочки направления отказа в выплате возмещения.

Это следует из ч. 21 ст. 12. ФЗ № 40-ФЗ от 25.04.2002.

Задать вопрос тендерному специалисту

Какие меры ответственности могут применить к нарушителю

Меры договорной ответственности за несоблюдение положений госконтракта указывают в его тексте на стадии разработки либо согласования с победителем тендера. При нарушении условий соглашения потерпевший участник может требовать от нарушителя выплаты неустойки.

ФЗ 44 допускает применять меры финансовой ответственности, как к поставщикам, так и к заказчикам. Административные штрафы за несоблюдение законодательства о госзакупках налагаются согласно КоАП РФ.

В 2025 году к нарушителям применяются иные финансовые санкции, нежели чем использовались ранее. Прежде всего отметим, что сегодня не работают статьи с 7.29 по 7.30, с 7.31 по 7.32.1, с 7.32.3 по 7.32.5, 14.6.1, 14.49, с 14.55 по 14.55.2 КоАП РФ.  К правонарушителям применяются меры ответственности по статьям: 7.30.1 – 7.30.6, 7.32.6 КоАП РФ.

Меры административного воздействия чаще всего применяются к заказчикам, однако КоАП РФ предусматривает наказания для всех участников сделки. Так, ст. 9 ст. 7.30.2 КоАП РФ устанавливает санкции за несоблюдение порядка одностороннего расторжения госконтракта при отказе от его выполнения. К поставщикам также могут применяться меры ответственности за нарушение стоимостных обязательств.

Ответственность поставщика за нарушение стоимостных обязательств

Если поставщик не выполняет стоимостные обязательства, перечисленные в контракте, или исполняет их плохо, то не него накладывают штраф. Его рассчитывают от цены договора следующим образом:

  • когда сумма госконтракта или этапа не больше 3 млн руб., то штраф составляет 10% от цены контракта либо его этапа;
  • если сумма госконтракта свыше 3 млн руб., но не более 50 млн руб., то штраф будет 5% от цены госконтракта либо его этапа;
  • когда сумма договора более 50 млн руб., но до 100 млн руб., то штраф составляет 1% от цены контракта либо его этапа;
  • если сумма гоконтракта свыше 100 млн руб., но не больше 500 млн руб., то штраф будет 0,5% от цены госконтракта либо его этапа;
  • если сумма договора больше 500 млн руб., но не более 1 млрд руб., то штраф составляет 0,4% от цены контракта либо его этапа;
  • когда сумма контракта свыше 1 млрд руб., но не больше 2 млрд руб., то штраф будет 0,3% от цены контракта либо его этапа;
  • если сумма госокнтракта больше 2 млрд руб., но не свыше 5 млрд руб., то штраф составит 0,25% от цены госконтракта либо его этапа;
  • когда сумма контракта более 5 млрд руб., но не свыше 10 млрд руб., то штраф равен 0,2% от цены госконтракта либо его этапа;
  • если сумма договора свыше 10 млрд руб., то штраф равен 0,1% от цены госконтракта, либо его этапа.

Если контракт подписан по результатам закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, то, при наличии оснований, на поставщика можно будет наложить штраф в размер 1% от цены госконтракта или его этапа, но в промежутке от 1 тыс. до 5 тыс. руб.

Правила расчета штрафов при нарушении госконтракта подписанного по результатам аукциона

Размер штрафов в аукционах на повышение рассчитывается или из НМЦК, или из цены, ее превышающей.

Приведем размеры штрафов в аукционах на повышение:

  • если цена гоконтракта составляет не более 3 млн руб., то штраф равен 10% от НМЦК;
  • при сумме контракта больше 3 млн руб., но не свыше 50 млн руб., штраф будет 5% от НМЦК;
  • если заключен госконтракт на сумму больше 50 млн руб., но не свыше 100 млн руб., то возможен штраф в размере 1% от НМЦК.

При превышении ценой госконтракта НМЦК, штрафы рассчитывают таким образом:

  • когда цена гоконтракта не больше 3 млн руб., то размер штрафа составляет 10% от НМЦК;
  • если стоимость контракта составляет больше 3 млн руб., но не свыше 50 млн руб., то штраф будет 5% от НМЦК;
  • для госконтрактов на сумму более 50 млн руб,. но не свыше 10 млн руб., штраф определяют как 1% от НМЦК.

Административные штрафы для заказчиков

Заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде наложения штрафа или дисквалификации. Наложение наказания возможно на протяжении срока исковой давности, продолжительность которой зависит от обстоятельств. Законодатель устанавливает сроки наложения административного наказания за несоблюдение ФЗ 44 в статье 4.5 КоАП РФ.

Например:

  • заказчика можно привлечь к ответственности в течение года с момента совершения правонарушения, касающегося ФЗ № 44;
  • если нарушение закона длящееся, то наказание возможно в течение одного года с момента обнаружения правонарушения уполномоченными лицами;
  • за нецелевое использование средств бюджета, выделенных в рамках реализации законодательства о госзакупках, к ответственности могут привлечь на протяжении двух лет;
  • если в рамках наказания за правонарушение к заказчику может применяться дисквалификация, то привлечение к ответственности возможно не позже 1 года со дня совершения правонарушения, а, если оно длящееся, то не позже одного года с момента его обнаружения.

Выводы следуют из судебной практики: Постановления ВС РФ от 15.01.2021 № 18-АД20-33.

Если срок привлечения к ответственности истек, то наказать виновника нельзя.

Кстати, привлечь к административной ответственности можно только при соблюдении двух условий:

  • достаточное количество доказательств, подтверждающих вину нарушителя;
  • доказанная виновность лица, относительно которого идет административное производство.

Однако даже в этом случае орган власти может признать совершенное деяние малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ, а также снизить размер штрафа за нарушение ФЗ44 по статье 4.1 КоАП РФ.

На практике деяния редко признают малозначительными. У виновника больше шансов снизить и размер штрафа по составам правонарушений, предусматривающим штрафы для должностных лиц от 50 тыс. руб., а для организаций — от 100 тыс. руб.

Для снижения размера штрафа требуются доказательства, подтверждающие смягчающие обстоятельства. Это может быть как раскаяние в совершенном правонарушении, как и предоставление подтверждения о том, что средств для оплаты штрафа нет.

Приведем самые распространенные правонарушения со стороны заказчиков и санкции. Итак:

  1. Если заказчик нарушил порядок составления, утверждения плана-графика (ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ), то ему грозит предупреждение или штраф в размере 5-10 тыс. руб.
  2. Если заказчик нарушил требования к приобретаемым ТРУ (ч. 2 ст. 7.30.1 КоАП РФ), то на него могут наложить штраф 10-20 тыс. руб.
  3. При нарушении заказчиком требований к НМЦК (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ) штраф составит 1% от НМЦК, подписываемого с единственным поставщиком, или от начальной единицы ТРУ, но в диапазоне 10-50 тыс. руб.
  4. Когда заказчик нарушил требования к содержанию документов, составляемых при проведении закупок, а также к  и срокам публикации информации (ч. 5 с. 7.30 КоАП РФ), то в отношении него могут применить предупреждение либо наложить штраф 3-10 тыс. рублей. До подписания госконтракта штрафы начисляются ФАС России, так как находятся в пределах ее полномочий. После заключения договора штрафы взыскиваются в претензионном порядке (путем направления претензии) или в суде.
  5. При совершении заказчиком действий подобных тем, что указаны в ч. 5 ст. 7.30.1 КоАП РФ, если они привели к безосновательному ограничению числа поставщиков (ст. 7.30.1 КоАП РФ), ему грозит штраф в размере 1% от НМЦК, но в диапазоне 10-50 тыс. руб.
  6. Если заказчик заключил контракт по итогам определения поставщика с нарушением условий, указанных в закупочном извещении (ст. 7.30.2 КоАП РФ), то на него могут наложить штраф в сумме 1% от НМЦК:
  • в диапазоне 5-30 тыс. руб. для должностных лиц;
  • в размере 50-100 тыс. руб. для организаций.
Консультация тендерного специалиста

Как избежать штрафных санкций

Приведем базовые рекомендации для поставщиков:

  • всегда анализируйте требования закона и старайтесь им следовать;
  • соблюдайте все положения договора и сроки исполнения обязательств;
  • поставляйте только качественные товары и выполняйте работы, услуги согласно условиям сделки;
  • регулярно отслеживайте изменения в законодательстве и применяйте их на практике;
  • внимательно следите за изменениями информации в закупочной документации;
  • если у вас возникли сложности с исполнением контракта, то сообщите об этом заказчику;
  • при проблемах с исполнением контракта постарайтесь принять меры, чтобы нивелировать последствия.

Если вы решили участвовать в тендерах, не обязательно разбираться во всём самостоятельно — специалисты BiCo помогут на каждом этапе. Мы не только возьмём на себя всю рутину в рамках тендерного сопровождения, но и подберём подходящие закупки с помощью интеллектуального поиска, который охватывает более 80 000 тендеров в день. Начните уверенно и с поддержкой профессионалов!

Получите доступ ко всем закупкам!

В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.

Получить доступ 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ