В случаях, установленных ФЗ № 44 заказчик должен обосновать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (ЕП). Расскажем, когда и как это сделать.
Гайды, кейсы, подборки тендеров — всё самое полезное из мира закупок в нашем Telegram-канале @BiCo_tender. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!
Нормы о заключении контракта с ЕП содержатся в части 4 статьи 93 ФЗ № 44. В случаях, указанных в пунктах 3, 6, 6.1, 11-12, 16, 18-19, 22-23, 30-35, 37-41, 46 и 49 первой части ст. 93 ФЗ 44, заказчик должен обосновать цену контракта и вписать в него обоснование.
Сопровождение подписи, аккредитация, подбор закупок, анализ документации, прогноз победы, участие и постконтрактное сопровождение - сразу 5 специалистов работают вместе с вами. Просто делегируйте все тендерные процессы нам.
Получить контрактРасчет и обоснование суммы контракта при его заключении с ЕП также регулирует Приказ Минэкономразвития России от 02 октября 2013 года № 567. Он содержит методические рекомендации для расчета стоимости контракта с ЕП.
В некоторых областях госзакупок, например, в сфере строительства и гособоронзаказа, могут использоваться специфические нормативно-правовые акты, например:
При работе по ФЗ № 223, для расчета контрактной цены с ЕП, заказчик разрабатывает и утверждает Положение о закупках.
Для расчета и обоснования суммы контракта с ЕП заказчик использует те же методы, что и для определения стоимости контрактов в конкурентных торгах:
Внимание: заказчик не должен обосновывать стоимость контракта, заключаемого с ЕП потому, что конкурентные торги не состоялись. Он может подписать договор на цену, не превышающую НМЦК, а также цену контракта, предложенную участником.
Стоимость контракта с ЕП рассчитывают так же, как и при заключении договора в конкурентных тендерах. Заказчики используют те же методы, о которых мы писали выше.
Для определенных видов торгов существуют свои методы обоснования цен. Так, Правительство РФ устанавливает сферы работы с особым порядком расчета стоимости контракта с ЕП. Разработку порядка оно поручает федеральным органам исполнительной власти и госкорпорациям (ст. 22 ФЗ № 44). Так, согласно пункту 1 ПП РФ от 02 июля 2019 года № 847, Минздрав России устанавливает порядок расчета стоимости контракта при закупке заказчиком медизделий (по согласованию с Минфином).
Прежде всего, заказчик должен определить, какой метод он будет использовать для расчета НМЦК. Это может быть один из 5-ти методов, о которых мы говорили выше.
Для определения и обоснования суммы контракта приоритетным считается метод анализа рынка. Применение других методов разрешается в ситуациях, предусмотренных частями 7-11 ст. 22 ФЗ № 44-ФЗ.
Разберем пошагово расчет суммы контракта на примере метода анализа рынка.
Идентичные товары имеют равнозначные параметры, страну происхождения и изготовителя. У идентичных работ и услуг — однотипные признаки и качественные характеристики. Если идентичных товаров нет, находят однородные, то есть, заменяющие требуемую продукцию.
При использовании метода анализа рынка обязательно определяют однородность и идентичность ТРУ с учетом репутации поставщика. Правила выявления идентичности и однородности оговариваются в ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ и п. 3.5.1, 3.5.2, 3.6.1 и 3.6.2 Методических рекомендаций.
Для расчета цены контракта с ЕП с помощью метода сопоставимых рыночных цен, истребуют данные от определенных поставщиков, запрашивая коммерческие предложения. Для составления запросов обычно используют образец. Заказчик подписывает госконтракт по наименьшей цене из предложенных (Письмо Минэкономразвития России от 26 октября 2015 года № ОГ-Д28-13651).
При направлении ценовых предложений точно указывают продукцию, которую хотят закупить. Запрос ценовых предложений позволяет заказчику узнать стоимость ТРУ.
Минфин разрешает направлять коммерческие предложения онлайн на e-mail или по факсу (Письмо Минфина России от 25 февраля 2020 года № 24-01-08/13316).
Для расчета НМЦК используют минимум три коммерческих предложения.
ФЗ 44 позволяет использовать для обоснования усредненное значение цены госконтракта. Стоимость договора определяют, учитывая запрошенные ценовые предложения (Письмо Министерства финансов России от 06 августа 2020 года № 24-01-06/68958).
Другие источники цен на ТРУ:
Иногда все эти способы совмещают.
Для этого используют коэффициент вариации, который выражается в процентах. Он позволяет оценить однородность или неоднородность ТРУ на рынке, разнообразие ценовых предложений, а также способ их разброса, и выражается в процентах. За основу анализа берут цены в рублях.
Коэффициент вариации определяют с помощью среднеквадратичного отклонения. Его рассчитывают по формуле как квадратный корень из всех квадратных разностей между ценовыми предложениями и их средних арифметических.
Если коэффициент вариации составляет более 33%, то используемые цены не являются однородными, а для расчета цены контракта заказчик должен использовать иную ценовую информацию, или запросить дополнительные предложения цен.
Если же цены однородны, то рассчитывают НМЦК.
На этой стадии заказчик рассчитывает цену контракта, по необходимости, используя коэффициенты и индексы. Иногда для расчета НМЦК иногда используют онлайн калькулятор.
Цена на равнозначные ТРУ может значительно отличаться в зависимости от:
Поэтому сумму контракта корректируют, учитывая указанные факторы, и согласно п. 3.17 Методических рекомендаций.
Для приведения цен, используемых в расчетах, в соответствие с условиями закупки (например, согласно количеству ТРУ, условиям гарантии), используется коэффициент для перерасчета цен прошлых периодов к текущему уровню.
Его определяют по формуле:
kпп = (tф / t) × ИПЦ, где:
Чтобы пересчитать цены прошлых периодов, также используют прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития России на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Формула для определения НМЦК у ЕП по методу анализа рынка:
НМЦК рын. = v × n × ∑ цi, где:
Заказчик устанавливает цену госконтракта с учетом условий поставки продукции, проведения работ, оказания услуг. Затем он заключает контракт с ЕП.
Обосновывать стоимость тендера с ЕП нужно только в случаях установленных ст. 93 ФЗ № 44, а именно: пп. 3, 6, 6.1, 11-12, 16, 18-19, 22-23, 30-35, 37-41, 46 и 49 ч. 1 ст. 93 44ФЗ. Также обоснование стоимости требуется, если заказчик подписывает договор согласно ПП РФ от 10 марта 2022 года № 339 не позже 31.12.2025 года.
Важно: при закупке ТРУ в соответствии с ч. 12 ст. 93 ФЗ № 44, в извещение включают проект госконтракта и обоснование его цены. Всю необходимую информацию указывают согласно п. 4 ч. 12 статьи 93 ФЗ № 44. При этом вносить изменения в данное извещение нельзя.
Чтобы обосновать стоимость контракта при закупке у ЕП, нужно четко указать причины, по которым использование конкурентных способов невозможно. Например, прописать, что продукция обладает особыми характеристиками, вынуждающими закупить ее только у одного поставщика. Другой причиной осуществления закупки у ЕП может быть ее срочность, однако данное обстоятельство тоже нужно аргументировать.
В обоснование следует включить:
Чтобы аргументировать использования анализа рынка, заказчик должен сопоставить рыночные цены и предложения, полученные от нескольких поставщиков.
Важно: при подписании договора по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 93 ФЗ № 44, заказчик обязан направить в орган контроля, допустим, исполнительный орган российского субъекта, уведомление о проведенной закупке. К документу он должен приложить копию госконтракта, а также обоснование его заключения. Сделать это нужно не позднее одного рабочего дня со дня подписания контракта (ч. 2 ст. 93 ФЗ № 44).
Иногда при проведении тендера на заключение госконтракта с ЕП до того, как направить участнику проект госконтракта, заказчик обязан предоставить его на проверку в уполномоченный орган. Это установлено п. 25 Правил, утв. ПП РФ от 06.08.2020 № 1193. Орган контроля должен провести проверку на протяжении 3-х рабочих дней с момента получения проекта документа.
Приведем частые ошибки, которые совершают заказчики, обосновывая стоимость госконтракта с ЕП:
Чтобы избежать ошибок, консультируйтесь с экспертами по закупкам, а также внимательно проверяйте все расчеты и информацию. Если у вас возникнут вопросы, обратитесь в «Бикотендер».
Поставщиков приглашаем на наш сайт-агрегатор торгов. Он собирает данные о тендерах более чем с 8000 источников. На сайте есть полезные опции, например, просмотр статистики по заказчикам. Также вы можете воспользоваться услугой тендерного сопровождения «под ключ».
В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!
Получить новый тендерЕсли вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.
bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |