Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Принцип обеспечения конкуренции в госзакупках: как реализуется и что означает

Принцип обеспечения конкуренции в госзакупках: как реализуется и что означает

Государственные закупки — один из важнейших механизмов реализации нормальной работы государственной системы. Принцип обеспечения конкуренции в госзакупках делает их более эффективными и прозрачными, а также способствует справедливому выбору победителей. В этой статье мы расскажем, что он обозначает, как реализуется, а также приведем нормативно-правовую базу.

Следите за трендами и новостями тендерного рынка — мы делимся кейсами, аналитикой и советами экспертов в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

Иллюстрация для статьи: Принцип обеспечения конкуренции в госзакупках
 

 

Содержание

Что обозначает принцип обеспечения конкуренции на государственном уровне

Основным нормативно правовым актом в сфере защиты конкуренции является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который устанавливает основные положения, раскрывает понятие недобросовестной конкуренции, функции и задачи работы антимонопольного органа. 

Получите новый контракт!

Сопровождение подписи, аккредитация, подбор закупок, анализ документации, прогноз победы, участие и постконтрактное сопровождение - сразу 5 специалистов работают вместе с вами. Просто делегируйте все тендерные процессы нам.

Получить контракт 

Принцип обеспечения конкуренции в госзакупках обсуждается в статье 8 Федерального закона № 44. Он означает, что любое заинтересованное лицо, соответствующее требованиям закона и заказчика, может стать поставщиком, исполнителем или подрядчиком, то есть получить госконтракт (ч. 1 ст. 8 ФЗ-44).

В части 2 данной статьи сказано, что конкуренция при проведении тендеров должна основываться на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками торгов для выявления лучших условий поставки товаров, предоставления услуг и проведения работ.

Также в ней говорится, что заказчики, специализированные компании, их комиссии по проведению закупок, а также поставщики, операторы и т. п. не должны совершать действия, противоречащие ФЗ-44, в частности, приводящие к ограничению конкуренции и безосновательному сокращению количества участников.

Законодательные требования к участникам устанавливаются статьей 31 Федерального закона № 44. Заказчик может указывать в закупочной документации свои требования к поставщикам, главное, чтобы они не противоречили закону и не нарушали принцип обеспечения конкуренции.

Как реализуется принцип обеспечения конкуренции в госзакупках

Принцип обеспечения конкуренции реализуется путем корректного применения законодательства о контрактной системе. В закупках он воплощается путем проведения специализированных процедур: аукционов, конкурсов и запросов котировок, в которых заказчик выбирает победителей, исходя из определенных критериев.

Так, при проведении аукциона выигрывает участник, предложивший наименьшую цену, соответствующий нормам закона и требованиям закупочной документации. Если заказчик проводит конкурс, то побеждает поставщик, который предложил лучшие условия, соответствующие закупочной документации. В случае проведения запроса котировок выигрывает участник, предложивший меньшую цену. Если два поставщика предложили одинаковую цену, то выигрывает тот, чья заявка поступила раньше.

Реализация принципов обеспечения конкуренции в госзакупках осуществляется через разные механизмы, в том числе следующие:

  1. Проведение конкурентных процедур — конкурсов, аукционов и запросов котировок, в ходе которых участники направляют заявки заказчикам, предлагая свои цены и условия исполнения контракта. Здоровая конкуренция между поставщиками приводит к снижению цен и улучшению качества предложений.
  2. Информированность. Вся информация об открытых закупках находится в свободном доступе. Посмотреть сведения о любом тендере (за исключением закрытого) можно в Единой информационной системе (ЕИС) и на ЭТП. Найти интересные закупки можно также через сайт-агрегатор торгов «Бикотендер», который собирает все торги с государственных, муниципальных и коммерческих торговых площадок. Поиск осуществляется по удобным фильтрам.
  3. Открытость результатов закупок. Так, при проведении электронного запроса котировок, оператор ЭТП не позднее, чем через один час с момента получения итогового протокола, направленного заказчиком, размещает в ЕИС и на ЭТП протокол подведения итогов определения победителя (п. 1 ч. 4 ст. 50 ФЗ 44).
  4. Четкие критерии выбора поставщика. Поскольку в конкурсе выигрывает участник, соответствующий требованиям заказчика и предложивший лучшие условия, победителя выбирают, исходя из этого.

Согласно части первой статьи 32 Федерального закона 44-ФЗ, для оценки заявок участника, заказчики используют следующие критерии:

  • стоимость контракта либо сумма единиц ТРУ;
  • затраты на использование и ремонт товаров, применение результатов работ;
  • качественные экологические и функциональные характеристики объекта закупки;
  • квалификация поставщиков, наличие у них материальных ресурсов, опыта работы и так далее.

Что касается аукциона и запроса котировок, то выигрывает участник, предложивший наименьшую цену, соответствующий предъявляемым требованиям.

  1. Защита прав участников. Она осуществляется путем обжалования нарушений  — действий или бездействий субъектов контроля (глава 6 ФЗ № 44). Сроки для направления жалобы определяются статьей 105 Федерального закона № 44. Требования к содержанию и срокам направления жалобы также приводятся на сайте ФАС России. Если участник не согласен с решением контрольного органа, то он может обратиться в суд с требованием о восстановлении своих прав или отмене тендера. Согласно ч. 1 ст. 52 ФЗ «О защите конкуренции», участник может обжаловать решение антимонопольного органа в течение трех месяцев со дня его принятия.
  2. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Принятие мер, направленных на поддержку субъектов МСП, позволяет расширить поле конкуренции и привлечь новые компании на рынок. Согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ 44, заказчики обязаны осуществлять закупки в объеме не менее 25% от совокупного годового объема:
  • при проведении открытых конкурентных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта не более 20 млн руб.;
  • при проведении тендеров с привлечением исполнителей из числа субъектов МСП.

Когда можно ограничить количество участников

Согласно законодательству, не допускается безосновательное ограничение количества участников. Исключение составляют случаи закупки у единственного поставщика. Такому способу проведения тендера отводится статья 93 Федерального закона 44. Закупка у единственного поставщика проводится, в том числе, в следующих случаях:

  1. Когда нужно приобрести товары, работы или услуги, относящиеся к деятельности естественных монополий, а также услуги центрального депозитария.
  2. Если необходимость проведения такого тендера установлена постановлением Правительства РФ, поручением или распоряжением Президента РФ.
  3. Когда закупка проводится для выполнения работ по мобилизационной подготовке в РФ.
  4. Если выполняется закупка товара, работы или услуги на определенную сумму (лимиты устанавливаются пунктом 4 части первой статьи 93 ФЗ 44) и так далее.

Заключение

Принцип обеспечения и поддержания конкуренции подразумевает создание условий, при которых разные поставщики могут свободно участвовать в госзакупках. Ему посвящена отдельная статья Федерального закона 44. Он реализуется в том, что:

  1. Поучаствовать в государственном тендере могут все поставщики, соответствующие требованиям закона.
  2. В конкурсе участники соревнуются между собой не только по цене, но и по неценовым критериям, то есть тому, кто сделает лучшее предложение.
  3. Заказчики не могут безосновательно ограничивать количество поставщиков, участвующих в торгах. Такое возможно только в исключительных случаях, например, в закрытых процедурах либо при закупках по ст. 94 ФЗ 44.

На сайте «Бикотендер» представлены закупки со всех торговых площадок, а также есть дополнительные опции, позволяющие эффективнее участвовать в торгах.

Если вам потребуется профессиональная помощь, обратитесь к нашим экспертам. Они окажут комплексное юридическое сопровождение и помогут получить контракт.

Получайте сразу новые тендеры в мессенджер или на почту!

В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!

Получить новый тендер 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ