Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Примеры идентичных и однородных товаров в госзакупках

Примеры идентичных и однородных товаров в госзакупках

Однородные и идентичные товары — это разные понятия, которые используют, чтобы обосновать начальную (максимальную) цену контракта путем метода сопоставимых цен. Важно научиться различать эти термины, ведь их неправильное применение может привести к штрафу и признанию торгов недействительными.

Примеры идентичных товаров

Далее мы расскажем, чем отличаются однородные и идентичные товары, работы, услуги (ТРУ), а также приведем примеры, которые помогут вам понять разницу.  

Содержание

Особенности и виды аналогичных товаров

Некоторые товары имеют настолько похожие характеристики, что их расценивают как аналогичные. Аналогичность может выражаться в виде идентичности или однородности:

Получайте сразу новые тендеры в мессенджер или на почту!

В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!

Получить новый тендер 

  • идентичные товары — это товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики);
  • однородные товары — это товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

В отличие от идентичных, однородные товары отличаются друг от друга товарными знаками. Чтобы обозначить однородность продукции, обычно используют понятия «заменители» или «аналоги».

Где используют термины

Понятия «однородные» и «идентичные» ТРУ применяют, когда:

  1. Определяют НМЦК по статье 22 ФЗ № 44, а также Приказу Минэкономразвития № 567 от 02 октября 2013 года.
  2. Рассчитывают доходы по сделкам с целью налогообложения по статье 105.9 Налогового кодекса РФ.
  3. Определяют стоимость товаров по таможенному законодательству в пределах выполнения решения коллегии Евразийской экономической комиссии № 202 от 30 октября 2012 года.
  4. Выполняют экспертизу заявок на государственную регистрацию товарных знаков, а также знаков обслуживания, согласно гражданскому законодательству и с целью исполнения Приказа Роспатента № 128 от 24 июля 2018 года.

При определении НМЦК, заказчики сначала устанавливают стоимость закупки, исходя из расценок на идентичные ТРУ, а, если таковых нет, то на однородные. Разграничивать эти категории нужно, чтобы правильно рассчитать начальную (максимальную) цену контракта.

Кроме госзакупок, идентичность и однородность продуктов важна при проведении контролируемых сделок, то есть, когда их участники взаимно зависят друг от друга, например, при внешней биржевой торговле, заключении договоров с иностранными компаниями и физическими лицами.

Критерии идентичности и однородности товаров

Далее приведем критерии идентичности и однородности ТРУ.

Признаки идентичных товаров

Идентичными считают товары, которые совпадают по таким характеристикам:

  • качественным;
  • техническим;
  • функциональным;
  • эксплуатационным;
  • при определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель.

То есть, идентичными могут быть ТРУ, обладающие одинаковыми признаками, в частности, работы и услуги, которые выполняют подрядчики и исполнители с равнозначной квалификацией и деловой репутацией, использующие близкие методики и технологии.

Идентичная продукция имеет одинаковые параметры, однако может незначительно отличаться внешним видом. Допустим, два медицинских костюма, изготовленных из 100%-хлопка, одного фасона, размера и цветовой гаммы. Чтобы такие товары признали идентичными, они могут отличаться, например, по цвету, но совсем незначительно.

Признаки однородных товаров

Однородными признают товары, которые:

  • состоят из аналогичных материалов;
  • имеют равноценное качество;
  • произведены в одной и той же стране;
  • имеют одинаковую форму;
  • взаимозаменяемы с коммерческой точки зрения;
  • могут выполнять одни и те же функции.

При этом производители имеют равную репутацию на рынке.

Так, однородными считают лекарственные средства с одинаковым действующим веществом, равноценными показаниями к применению, однотипной формой выпуска. Эти препараты должны быть изготовлены в одной и той же стране и являться взаимозаменяемыми. При этом производители у лекарств будут разные, поэтому торговые наименования — тоже.

Другие примеры однородных товаров:

  • минеральные воды разных изготовителей;
  • детские растворимые каши;
  • подгузники с равноценными параметрами;
  • напитки «Кока-кола» и «Добрый кола»;
  • шариковые ручки разных производителей и т.д.

Чтобы группы этих товаров признали однородными, у них должны быть одинаковые, характерные для них, основные черты. Допустим, у ручек — одинаковые цвета стержней, толщина пишущего узла, равноценное качество, однотипный механизм работы, но разные производители и торговые наименования.

При выборе однородных товаров важно учитывать критерии коммерческой взаимозаменяемости. Так, если бюджетной организации нужно закупить именно черные гелиевые ручки для оформления документов, то отнести к однородным синие и черные гелиевые ручки не получится, так как они не будут взаимозаменяемыми с коммерческой точки зрения.

Внимание: товары не будут считаться однородными, если их значимые характеристики изменили после ввоза на территорию России, допустим, поменяли оформление, форму, конструкторские особенности.

Почему важно разграничивать идентичность и однородность

В госзакупках описание объекта тендера предоставляет заказчик. Однако ему нужно разграничивать идентичные и однородные ТРУ.

Если заказчик этого не сделает, то закупку могут признать недействительной. На этой указывает решение Новгородского Управления Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2014 года по делу № 3426/0, решение Дагестанского Управления Федеральной антимонопольной службы от 28 мая 2014 года № 249А-2014, а также решение Свердловского областного суда от 14 марта 2017 года по делу № 72-272/2017.

Кроме того, часть 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ устанавливает санкцию за несоблюдение формы либо порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта. За это виновное должностное лицо может получить штраф в размере 10 000 рублей.

Коротко о главном

Приведем основные выводы по статье:

  1. Определять однородные и идентичные товары нужно, в том числе, при работе в таких областях, как госконтракты, налоги и взаимозаменяемые сделки.
  2. Идентичные товары обладают равнозначными характеристиками и могут иметь незначительные отличия.
  3. Однородные товары похожи, однако могут отличаться изготовителем и торговой маркой.
  4. Товары не могут считаться однородными, если после ввоза на территорию РФ изменились их существенные характеристики.
  5. При допущении ошибки в разграничении однородных и идентичных товаров, закупку могут признать недействительной, а на заказчика — наложить штраф.
  6. Чтобы не допустить ошибок, заказчикам нужно тщательно разграничивать однородные и идентичные товары и правильно заполнять закупочную документацию.

На сайте Bicotender вы найдете удобную систему поиска закупок с государственных, муниципальных и коммерческих торговых площадок, а также сможете воспользоваться дополнительными опциями, например, отследить сроки, посмотреть статистику по заказчикам и заказать консультацию специалиста.

Подавайте заявки на тендеры вместе с нашими экспертами и выигрывайте!

Получите консультацию по участию в закупках!

Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.

Получить консультацию 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ