Вход в личный кабинет
Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Предметы роскоши в рамках 44-ФЗ

Предметы роскоши в рамках 44-ФЗ

Предметы роскоши (ПР) представляют собой дорогие товары с избыточными потребительскими свойствами, не требующиеся для обеспечения нужд государства или муниципалитета. ФЗ 44 не содержит четкого запрета на приобретение таких объектов, однако органы власти, с учетом территориальных особенностей, могут предусмотреть критерии, по которым заказчики смогут определить, является ли объект ПР или нет.

Следите за трендами и новостями тендерного рынка — мы делимся кейсами, аналитикой и советами экспертов в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

Иллюстрация для статьи: Предметы роскоши в рамках 44-ФЗ
 

 

Содержание

Что считается предметом роскоши

Несмотря на то, что ФЗ 44 устанавливает требования нормирования, закон точно не определяет, что считается ПР. Приобретение определенных объектов может считаться неоправданным, если их характеристики превышают разумные пределы, например:

Получите доступ ко всем закупкам!

В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.

Получить доступ 

  1. Заказчик покупает больше объектов, чем это требуется, допустим, при штате в 30 сотрудников закупает 50 компьютеров.
  2. Заказчик покупает товары, работы или услуги (ТРУ) с более высокими качественными характеристиками, чем необходимо для решения его задач. Допустим, размещает тендер на закупку автомобилей Mercedes, когда достаточно закупить Лады Гранту.
  3. Заказчик планирует закупить товары по более высокой цене, чем наблюдается на рынке у товаров, подходящих ему по характеристикам, допустим, размещает тендер на закупку часов по цене 19 000 рублей за штуку.

На практике бывают ситуации, когда гос. и муниципальные заказчики пытаются закупить слишком дорогие товары или иным образом неправильно израсходовать бюджетные средства.

Пример:

Амурский Минстрой собирался приобрести iPad Pro с чехлом и стилусом за 154 000 руб.

Этой покупкой заинтересовались представители общероссийского народного фронта «За честные закупки». Хотя заказчик обосновал необходимость приобретения дорогостоящей техники тем, что ему требуется товар с определенными характеристиками по техзаданию «Айпад3», координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта посчитал такую покупку расточительной.

Правительство каждого российского субъекта определяет понятие «предмета роскоши» на свое усмотрение. Так, в Московской области нормы закреплены в Постановлении Правительства Московской области номер 1411/49. По нему ПР является, например, персональный ноутбук, имеющий определенные технические характеристики.

На уровне муниципалитетов также существуют свои правила, утв. местной администрацией. Одним из таких документов является Постановление Администрации Электросталь МО № 632/9.

Принципы нормирования государственных закупок

Нормированию государственных закупок, в области гражданского законодательства, посвящена статья 19 ФЗ № 44. В части 1 данной статьи сказано, что под нормированием в области закупок понимают установление требований к ТРУ, приобретаемым заказчиком, в том числе к их максимальной цене и (или) нормативным затратам на обеспечение работы государства и муниципалитетов.

При этом, согласно части 2 статьи 19 ФЗ № 44, под требованиями к приобретаемым ТРУ, понимаются пожелания к их количеству, потребительским свойствам и другим характеристикам, позволяющим обеспечить нужды государства и муниципалитетов, но исключающим приобретение ТРУ, имеющих избыточные потребительские свойства или выступающих ПР по законам РФ.

Согласно статье 19 ФЗ № 44, порядок нормирования закупок определяет Правительство РФ, Правительства субъектов, а также местные администрации. Требования устанавливают для применения структурами власти на каждом уровне. При этом за основу берут общие нормы, зафиксированные российским Правительством.

Базис нормирования раскрывается в ПП РФ от 2 сентября 2015 года № 927. Данное постановление ссылается на Правила. Они устанавливают порядок определения требований к отдельным ТРУ, закупаемым госорганами, органами управления, гос. бюджетными фондами, указанными в БК РФ.

Приведем основные принципы нормирования:

  1. Согласно п. 2 Правил, госорганы, органы управления гос. внебюджетными фондами, гос. корпорации «Роскосмос» и «Росатом», а также некоторые больницы, культурные, образовательные и научные учреждения, утверждают ведомственные Перечни.

В них они фиксируют требования к ТРУ, в том числе, предельные цены. Такие документы оформляют по стандартной форме согласно приложению № 1 к Правилам № 927. В Перечни входят ТРУ из обязательного Перечня, утв. Правительством РФ.

  1. Исходя из п. 3 Правил, утв. ПП РФ № 1084, существует утвержденная методика, содержащая формулу для расчета стоимости объектов по разным видам затрат, допустим на содержание имущества. Если порядка определения затрат нет в методике, то органы расписывают правила расчета самостоятельно.
  2. Исходя из п. 3 Правил, отдельные виды ТРУ, не входящие в обязательный перечень, вписывают в ведомственный перечень, если средняя арифметическая совокупность значений критериев, установленных данным пунктом, составляет более 20%.
  3. Согласно п. 5 и 6 Требований, утв. ПП РФ № 479, для обеспечения общественного обсуждения нормирующих правовых актов, заказчики размещают в ЕИС их проекты, содержащие требования и нормативы затрат (НЗ). Период обсуждения составляет не менее 5-ти рабочих дней с даты публикации проектов нормирующих документов.

В соответствии с п. 17 Требований, заказчики на протяжении 7-ми рабочих дней с момента принятия нормирующих проектов, публикуют их в ЕИС. Согласно  письму Минфина РФ, НЗ можно не утверждать для ТРУ, не закупаемых госорганом и его ответвлениями. Однако если гос. орган передает закупку таких ТРУ подведомственным учреждениям, то он должен утвердить НЗ на закупаемые продукцию.

Для лучшего понимания нормирования в сфере госзакупок можно ознакомиться с письмом Минфина РФ полностью.

Из чего складывается система нормирования

Систему нормирования можно считать трехуровневой:

  1. На первом уровне Правительство определяет базисные правила нормирования государственных закупок, которые должны исполнять все субъекты нормирования. Данные положения указаны в трех документах:
  • общий порядок публикации нормативно-правовых актов в сфере нормирования содержится в ПП РФ № 476;
  • базисные правила нормирования и создания требований к отдельным видам ТРУ указываются в ПП РФ № 926;
  • база формирования нормативных затрат для обеспечения деятельности гос. органов содержится в ПП РФ № 1047 .

На основе этих документов устанавливаются отдельные Правила, в частности, о ПР, согласно части третьей статьи 19 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. На втором уровне находятся:
  • правила составления нормативно-правовых актов и нормирования;
  • правила утверждения требований к ТРУ (в виде ведомственных перечней);
  • способы расчета нормативных затрат.

Такие правила составляются для органов власти, работающих на уровне субъектов РФ, регионов и муниципалитетов.

  1. На третьем уровне, по отраслям, фиксируются нормативные требования к ТРУ, а также нормативные затраты, которые устанавливают гос. заказчики, органы управления гос. внебюджетными фондами, муниципалитеты для своих органов и учреждений (часть пятая статьи 19 ФЗ № 44). При этом учитывают акты, принятые на первых 2-х уровнях.

Заключение

Таким образом, гос. и муниципальные заказчики не должны закупать ПР. В противном случае их могут привлечь к ответственности по ст. 7.29.3 КоАП РФ. Кроме того, статья 285.1 УК РФ предусматривает санкции за нецелевое расходование бюджетных средств.

Если вам потребуется профессиональная помощь в сфере госзакупок, обратитесь к экспертам «Бикотендер». Эксперты проконсультируют, помогут оформить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться в системе и выиграть закупки.

Также воспользуйтесь удобным сайтом-агрегатором торгов. На нем вы найдете актуальные закупки более, чем с 8000 источников, а также полезные опции, например, отслеживание сроков.

Побеждаем в закупках для вас!

Берем на себя: от поиска закупки до постконтрактного сопровождения в любой сфере деятельности. Вам всего лишь нужно рассказать о своих пожеланиях к контракту.

Победить в закупке 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ