Вход в личный кабинет
Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Порядок и особенности применения Приказа №126н от 04.06.2018

Порядок и особенности применения Приказа №126н от 04.06.2018

Приказ Минфина № 126н от 04.06.2018 г. «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» действует в сфере контрактного законодательства и устанавливает условия допуска зарубежных товаров к участию в госзакупках. Это помогает поддержать отечественную продукцию. 



 

Содержание

Область применения Приказа № 126н

Приказ № 126н  это нормативно-правовой акт, в пределах ФЗ № 44-ФЗ (ст. 14), устанавливающий условия допуска товаров, происходящих из зарубежных стран (кроме государств, входящих в Евразийский экономический союз или ЕАЭС).

Как работает Приказ № 126н

Условия допуска по Приказу № 126н не рассматриваются в качестве запретов и ограничений. Нормативно-правовой акт не препятствует заказчику закупать зарубежную продукцию, а также не позволяет комиссии заказчика отказываться от заявки участника, предлагающего поставить товары из заграницы.
Суть использования нормативно-правового акта (НПА) сводится к тому, что участникам, предложившим продукцию, изготовленную в странах ЕАЭС, дается:

Нормативно-правовой акт используется, только когда заказчик закупает товары, приведенные в Приложениях к Приказу № 126н. Это довольно обширный список продукции, который постоянно корректируется. В него входят определенные товары пищевой промышленности, канцелярия, компьютеры, транспорт, лекарства и т.д.
  • преференция в размере пятнадцати процентов в отношении товаров, прописанных в Приложении № 1 к Приказу № 126н;
  • преференция величиной двадцать процентов в отношении товаров, обозначенных в Приложении № 2 к Приказу № 126н, закупаемых при реализации нацпроектов/программ.
Задать вопрос

Когда не применяется Приказ № 126н

В пункте 2 НПА, а также в п. 1 Письма Министерства Финансов сказано, что условия допуска нельзя применять:

  • когда аукцион, конкурс, запрос котировок в электронной форме были признаны не состоявшимися в ситуациях, установленных ФЗ;
  • все заявки, подходящие под требования документации о закупке, содержат предложения о поставке участниками товаров только из ЕАЭС, либо из Луганской и Донецкой народных республик, либо хотя бы одно не из ЕАЭС, ДНР, ЛНР;
  • приобретаются товары, относительно которых Кабинет Министров РФ ввел запрет по 44-ФЗ (ч. 3 ст. 14 ФЗ).


Порядок применения Приказа № 126н

Ниже приведены основы практического использования Приказа № 126н.


Порядок применения условий допуска
Если планируется закупка товаров зарубежного производства, прописанных в Приложениях к Приказу № 126н, то нужно определить условия допуска. Нельзя проводить в одной закупке товары, указанные в названном списке и отсутствующие в нем.

Приказ № 126н действует лишь на конкурентные закупки, которые могут осуществляться в электронном виде. 
Его суть состоит в том, что заявкам участников из стран-членов ЕАЭС, предполагающим поставку товаров по Приложению № 1 Приказа № 126н, которые удовлетворяют требованиям, предоставляется преимущество в размере 15% преференции,  относительно предложений зарубежной продукции, или 20% преференции, если закупка осуществляется в рамках реализации нацпроектов/программ.

Согласно п. 1.6 Приказа № 126н, чтобы доказать место происхождения товаров, обозначенных в Приложениях к Приказу № 126н, участник должен указать (декларировать) в заявке название и страну происхождения продукции.

В информационном Письме от 18.01.19 года № 24-01-07/22812 Минфинансов указывает, что дополнительно никакая документация по Приказу № 126н не требуются. Ведомство полагает, что участнику закупки не нужно представлять определенный документ, к примеру, декларацию о стране происхождения товара. Главное прописать страну в составе заявки. 

Важно понимать, что в п. 1.7 Приказа Минфина №126н сказано, что во время исполнения контракта на поставку товаров, обозначенных в Приложениях, нельзя заменять страну происхождения продукции. Исключение случаи, когда при подобной замене страной происхождения товаров становится государство, которое входит в ЕАЭС.

 

Порядок применения условий допуска в конкурсах или котировках


Алгоритм следующий:
  1. Если участник закупки предлагает поставку товаров исключительно из стран ЕАЭС, то нужно понизить цену на 15%.
  2. Далее надо сравнить стоимость указанной продукции со стоимостью товаров участника, который предлагает поставку из-за рубежа.
  3. Затем определить победителя.
  4. Если выиграл участник с продукцией из ЕАЭС, то подписать контракт по цене, которая им предлагалась.

Приведем пример.

По результатам проведения котировок в электронном формате было выявлено два поставщика томатов, соответствующих установленным требованиям: 

  1. Китай. Участник предложил цену 45 000 рублей.
  2. Казахстан. Участник предложил цену 50 000 рублей.

Члены комиссии заказчика рассмотрели вторую заявку, учитывая понижение цены на 15%. В результате получился такой расчет: 50 000-15% = 42 500 рублей (против 45 000 рублей участника из Китая).
В результате победителем стал участник из Казахстана. С ним был подписан контракт по цене, обозначенной в предложении (50 000 рублей).

 

По приказу Минфина № 126н о преференциях российским товарам по аналогичной схеме цена снижается на 20%, если продукция входит в список, указанный в Приложении № 2 и закупается в рамках национальных проектов или государственных программ.

Получить консультацию


Порядок применения условий допуска при аукционе

Инструкция такая:
  1. Если в аукционе победил участник, предлагающий поставить хотя бы один товар не из страны ЕАЭС, то нужно снизить стоимость на 15%.
  2. Контракт надо подписать по сниженной цене.
  3. Если победил участник с продукцией из ЕАЭС, то цену снижать не нужно.

Приведем пример. 
Участники аукциона предложили разные цены на фарфоровую посуду:

  1. 110 000 рублей    стоимость продукции участника из РФ.
  2. 100 000 рублей    стоимость продукции из Турции.

Предложения прошли проверку на соответствие положениям документации. В результате выиграл второй участник. Ему была предоставлена преференция. В итоге: 100 000 рублей - 15% = 85 000 рублей. По этой цене и подписали контракт.


Если участник, выигравший аукцион, уклоняется от подписания контракта, то можно заключить его со вторым участником. Важно учитывать условия допуска, то есть подписать контракт по цене ниже на 15%, если предлагался товар не из страны ЕАЭС.
Важно: с 01 октября 2020 года по аналогичной схеме используется преференция в размере 20% для продукции из Приложения № 2, закупаемой в рамках государственных программ и национальных проектов.

 


Разъяснения по применению Приказа № 126н

Существуют нетипичные ситуации, при которых использовать положения Приказа № 126н нужно особым образом. В таблице собраны разъяснения, касающиеся различных случаев.
Случай Разъяснения по применению положений Приказа № 126н Законодательное регулирование
Закупка с неопределенным объемом Положения Приказа применяются к сумме цен единиц товара, предложенных участником. Письмо Министерства финансов РФ от 23.03.20 № 24-01-08/22598
Тендер на закупку лекарств В п. 1 Постановления Правительства РФ (ПП) от 30.11.15 года «№ 1289 сказано, что заказчик отклоняет любую заявку, в которой предлагается поставка лекарств, включенных в перечень ЖНВЛП, изготовленных заграницей (за исключением стран ЕАЭС). При этом условия такие: участвует не меньше двух заявок, соответствующих требованиям извещения, документации о закупке и п. 1 Постановления Правительства РФ № 1289. Письмо Министерства финансов РФ от 18.01.19  № 24-01-07/2281
Перечень необходимых документов по Приказу № 126н Министерство финансов РФ поясняет, что требования о предоставлении конкретного документа, в качестве декларации о стране происхождения товара, нет. Следовательно, прикреплять к документам о показателях поставляемого товара ничего не нужно. Для декларирования товаров достаточно указать страну их происхождения в заявке на участие. Письмо Министерства финансов РФ от 18.01.19 № 24-01-07/2281

 

Особенности применения Приказа № 126н

Рассмотрим особенности использования нормативно-правового акта на примере проблемных ситуаций из практики.

В заявках участников обозначен идентичный товар, но с разной страной происхождения

Пояснение: 
Заказчику нужно проверить правдивость информации путем изучения документов, поданных участниками при заявке. Проанализировать нужно даже те документы, которые не надо было представлять согласно документации о закупке.

Обоснование: 
Решение Управления ФАС по Воронежской области № 036/06/14-28/2021 от 21.01.21.

Описание ситуации:

Заказчик опубликовал запрос котировок в электронном формате на закупку медицинских средств. Было подано две заявки на поставку товаров с идентичным товарным знаком. 
Победитель закупки обозначил в качестве страны происхождения «Россию», а 2-ой участник «Японию». В регистрационном удостоверении продукции числилась как из «Японии».
Проигравший участник подал жалобу в Управление ФАС о том, что победителю была незаконно предоставлена преференция. Управление ФАС проверила информацию, и выяснила, что победитель предоставил ложные данные по поводу страны происхождения товара. 
Хотя предоставлять регистрационные удостоверения вместе с заявкой было не нужно, члены котировочной комиссии обязаны были засомневаться в достоверности данных о месте происхождения медицинской продукции. Заявку победившего участника нужно было отклонить из-за неправдивости сведений. Применять Приказ № 126н также было нельзя. 
Управление ФАС выдала предписание, направленное на устранение нарушений при рассмотрении заявок участников. Также антимонопольная служба обязала котировочную комиссию решить вопрос о привлечении недобросовестного участника к ответственности по ст. 7.30 КоАП РФ (ч. 6).

Узнать подробнее


Приказ № 126н, либо иные нормативно-правовые акты, применяется по национальному режиму в области закупок 

Пояснение: 
В протоколе рассмотрения заявок должны быть сведения о  том, предлагались ли зарубежные товары в заявках участников.

Обоснование: 
ФЗ № 44-ФЗ (п. 4, ч. 6, ст. 67).

Описание ситуации:

Заказчик запустил аукцион (в электронном формате) по закупке автошин. Условия допуска были определены согласно Приказу № 126н.
При проведении аукциона участники подали 3 заявки. В 1-ой из них оказался товар из РФ, во 2-ой из Китая, а в 3-ей  смешанная продукция из РФ, Китая, Японии.
Выиграл участник, задекларировавший товар из Китая. Заказчик отправил ему проект контракта, где указал цену, уменьшенную на 15% от цены, заявленной победителем. Участник из Китая возразил против снижения цены и подал жалобу в Управление ФАС.
Комиссия Управления рассмотрела ситуацию и заявила, что заказчик законно понизил цену на основе п. 1.3 Приказа № 126н, поскольку в закупке принимала участие одна заявка с товаром российского производства. Однако по результатам проверки комиссия выявила, что в протоколе рассмотрения заявок на участие не содержались сведения о том, есть ли в заявках участников закупки предложения по поставке зарубежных товаров. Это могло стать причиной заблуждения лиц, участвующих в аукционе.
Получается, что аукционной комиссией были нарушены нормы ст. 67 ФЗ № 44-Фз (п. 4 ч. 6). За это предусматривается ответственность по ст. 7.30 КоАП РФ (ч. 2.1).

Не всегда в заявке на участие достаточно лишь декларации, в которой указано место происхождения товара

Пояснение: 
Приказом Минфина России № 126н (п. 1.6) установлено, что декларация участника закупки, обозначенная в его заявке, это документ, доказывающий страну происхождения товара. Представлять подтверждающую документацию не нужно. Это общее правило, из которого есть исключения.

Обоснование:
Постановление 8-го ААС от 11.02.21 № 08АП-15090/20 по делу № А46-9712/2020.

Описание ситуации:

Заказчик запустил аукцион (в электронном формате) по закупке автошин на основании Приказа № 126н. Участники подали несколько заявок с продукцией из Китая, однако одна заявка оказалась из России (по сведениям в первой части заявки).
Участник с товаром из России не представил документы, доказывающие отечественное происхождение продукции. Победителем стал участник, предложивший в заявке поставить товар из Китая.
Заказчик отправил ему проект контракта, в котором указал цену, предложенную на аукционе самим победителем. После этого он принял решение применить нормы Приказа № 126н и направил в Управление ФАС письмо, в котором заявил о том, что условия допуска не использовались.
По результатам проверки комиссия Управления выдала заказчику предписание отравить победителю проект контракта еще раз, но с ценой, уменьшенной на 15%. Победитель выразил несогласие и сказал, что шины, нужные заказчику, не изготавливают в РФ, а участник, заявивший отечественное происхождение продукции, предоставил ложные данные. 
Управление ФАС и заказчик не учли заявление победителя аукциона. Заказчик выполнил предписание антимонопольной службы, то есть, применил нормы Приказа № 126н и отправил победителю контракт с ценой, пониженной на 15%.
Победитель обратился в судебный орган для отмены предписания. Судья принял его правовую позицию и отменил предписание антимонопольной службы, поскольку контракт в данной ситуации нужно подписывать по цене, которая была предложена победителем, не понижая ее на 15%.
Управление ФАС обжаловала решение суда 1-ой инстанции, но апелляционный суд встал на сторону победителя закупки. Решение антимонопольной службы по итогу было отменено.

Совместное применение Приказа № 126н, Постановления Правительства РФ № 878 от 10.07.19

Пояснение: 
Если заявки участников не были отклонены по п. 3 Постановления Правительства РФ № 878, но, согласно ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ (п. 6, ч. 5), были признаны зарубежными, то определяя страну происхождения товара для целей использования Приказа № 126н, надо руководствоваться его требованиями.

Обоснование:
Решение УФАС по Московской области от 22.06.21 № 050/06/23731/2021.

Описание ситуации:

Заказчик запустил аукцион (в электронном виде) по закупке радиоэлектронных товаров, входящих в ЕРРРП. К участию в закупке был ограничен допуск иностранной продукции (основание Постановление Правительства РФ № 878), а также условия допуска по Приказу № 126н.
В закупке числилось 3 участника. Один  задекларировал в 1-ой части заявки страну происхождения товара РФ, а остальные (в частности, победитель) зарубежные государства. 
Участник с российской продукцией не предоставил сведения о ее указании в реестре. Заявки по Постановлению Правительства РФ № 878 комиссией аукциона отклонены не были.
Заказчик отправил победителю проект контракта, в котором была указана цена, уменьшенная на 15% от цены, заявленной победителем на аукционе. Победитель возразил и направил жалобу в Управление ФАС.
Антимонопольный орган встал на сторону заказчика, признав законным направление контракта победителя с ценой, пониженной на 15%.
На практике бывает и противоположный подход, в котором при установлении страны происхождения продукции для целей Приказа Минфина № 126н надо учитывать определенную по ПП № 878 страну происхождения.

Замена страны происхождения продукции, исходя из Приказа № 126н

Пояснение: 
Заказчик не вправе менять страну происхождения товара. Исключение  ситуации, когда при такой замене страной происхождения товара, входящего в Приложение к Приказу № 126н, станет государство, входящее в ЕАЭС.

Обоснование:
Решение УФАС по Республике Тыва от 10.06.21 года № 017/06/105-134/2021.

Ситуация:
Заказчик запустил электронных аукцион для закупки изделий медицинского назначения. Были определены ограничения допуска зарубежной продукции согласно ПП РФ от 05.02.15 года № 102, а также условия допуска по Приказу № 126н.
В аукционе принимали участие четыре заявки. Комиссия установила, что три из них удовлетворяют требованиям закона и документации. В 1-ых частях заявок была прописана страна происхождения продукции  РФ, ко 2-ым частям  приложены сертификаты о происхождении товаров по форме СТ-1. Заявки участников по Постановлению Правительства РФ № 102 не отклонялись. 
Участник закупки пожаловался в Управление ФАС, что аукционная комиссия незаконно признала заявку победителя удовлетворяющей требованиям. Однако антимонопольная служба нарушений по рассмотрению заявок комиссией не выявила. Единственное, что ФАС обнаружила, что направляя итоговый проект контракта победителю, заказчик поменял страну происхождения на Китай. Видимо, это произошло потому, что победитель сформировал протокол разногласий к проекту контракта, в котором исправил страну происхождения товара, а заказчик принял это изменение.
Такая ситуация противоречит положениям п. 1.7, отнесенного к Приказу № 126н, а также ФЗ № 44-ФЗ (ч. 10 ст. 83.2). В результате было признано, что заказчик нарушил ч. 10 с. 83.2 ФЗ № 44-ФЗ, а в отношении должностного лица возбудили административное дело по ст. 7.32 КоАП РФ (ч. 1). Было вынесено предписание устранить нарушение.


Применение Приказа № 126н имеет массу нюансов. Следует опираться не только на его положения, но и другие нормативные документы. Речь идет о различных Постановлениях Правительства, 44 ФЗ. 
Стоит отметить, что даже в официальной правоприменительной практике порой встречаются разногласия. Пожалуй, обеспечить единообразное применение правовых норм могут только разъяснения ведомств и судебная практика.


 

Обратиться к специалисту


Связаться с нами: