Закупки проходят не только по ФЗ № 44, но и по 223 ФЗ. Он дает заказчикам и поставщикам больше свободы действий. В этой статье мы расскажем, какие виды тендеров он регулирует, и проведем их основные особенности.

Какие тендеры проводятся по ФЗ 223
По аналогии с ФЗ 44, закупки по ФЗ 223 бывают конкурентные и неконкурентные.
Конкурентные торги — это те, в которых поставщики соревнуются за возможность подписать контракт с заказчиком на условиях, предложенных ими. Чтобы провести такой тендер, заказчик размещает сведения о нем в ЕИС либо, при закрытой процедуре, направляет приглашения хотя бы двум участникам.
Описание предмета конкурентных торгов регламентирует часть 6.1 статьи 3 ФЗ № 223. Согласно ей, заказчик описывает предмет закупки, учитывая, что:
Получите доступ ко всем закупкам!
В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.
Получить доступ
- Описание предмета закупки должно раскрывать потребительские, технические и качественные параметры товара, а, если требуется, то и эксплуатационные.
- Описание предмета закупки не должно содержать требований, направленных на незаконное ограничение конкуренции, а также указаний на товарные знаки, патенты, фирменные наименования, промышленные образцы, полезные модели и страну изготовления продукции, за исключением случаев, когда иным образом невозможно точно описать предмет тендера.
- По аналогии с ФЗ 44, если заказчик указывает на необходимость поставки продукции определенного товарного знака, то в скобках он должен указать фразу «или эквивалент». Исключение составляют случаи:
- когда закупаемые товары несовместимы с изделиями других товарных знаков;
- если нужно приобрести запасные части и расходники к определенному оборудованию или машинам, согласно технической документации;
- когда проводится закупка во исполнение государственного либо муниципального контракта;
- если нужно закупить продукцию определенных товарных знаков, патентов, знаков обслуживания и т.д. для выполнения международного договора РФ.
Неконкурентные тендеры представляют собой закупки у единственного поставщика, исполнителя либо подрядчика, а также виды торгов, установленные Положением о закупках заказчика. Чаще всего такие процедуры не считают торгами и к ним не применяют положения ч. 3 ст. 3 ФЗ № 223.
Конкурентные варианты закупок
По Федеральному закону № 223 существуют следующие конкурентные способы тендеров:
- Конкурс — это торги, в которых выигрывает поставщик, предложивший лучшие условия. Победителя определяют путем сопоставления заявок по критериям, установленным заказчиком.
- Аукцион — это разновидность торгов, когда выигрывает участник, предложивший наименьшую цену, заявка которого соответствует требованиям заказчика. В аукционе поставщики снижают цену от начальной (максимальной) цены договора (НМЦД) на процентную ставку, указанную в закупочной документации, то есть, шаг аукциона. Если цена падает до нуля, то начинается борьба за возможность подписать договор. Тогда выигрывает поставщик, предложивший наибольшую цену.
- Запрос котировок — это вид закупок, где побеждает участник, предложивший наименьшую цену, заявка которого подходит под все требования.
- Запрос предложений — это форма торгов, при которой побеждает поставщик, заявка которого больше других соответствует требованиям заказчика и содержит самые лучшие условия. В отличие от конкурса, в данном случае участники могут улучшать свои изначальные предложения и направлять заказчику окончательные.
Подпункт 2, пункта 3.1, части 3, статьи 3 ФЗ № 223 позволяет заказчику проводить тендеры другими способами, указанными в Положении о закупках. Однако они должны соответствовать требованиям, установленным частью 3 статьи 3 ФЗ № 223.
Краткая информация по видам и срокам закупок по ФЗ № 223
Приведем краткую информацию и классификацию:
- Конкурс бывает:
- открытый;
- закрытый;
- электронный.
Заказчик должен разместить в ЕИС извещение и закупочную документацию не позже, чем за 15 дней до даты завершения срока направления заявок.
- Аукцион бывает:
- открытый;
- закрытый;
- электронный.
Заказчик должен разместить извещение и закупочную документацию в ЕИС, не менее чем за 15 дней до момента завершения срока направления заявок.
- Запрос котировок бывает:
Заказчик должен опубликовать извещение о закупке и закупочную документацию в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до момента завершения срока направления заявок.
- Запрос предложений бывает:
При запросе предложений заказчик должен выложить закупочную документацию и извещение о закупке в ЕИС не менее чем за семь рабочих дней до даты проведения запроса.
Главные документы в тендере по ФЗ № 223
Приведем основные документы в торгах.
- Положение о закупке — это основной документ, регламентирующий действия заказчика на всех стадиях закупки, начиная от ее планирования и заканчивая подписанием договора или приемкой товаров (работ). В нем должны быть указаны:
- основные определения и термины;
- область применения;
- требования к торгам и их участникам;
- порядок установления и обоснования НМЦД;
- формула расчета сумм, которые заказчик обязан перечислить исполнителю по договору;
- обоснование и определение цены единицы товара, работы, услуги (ТРУ);
- определение максимального значения цены заключаемого договора;
- правила подготовки и проведения тендеров, условия применения конкурентных и неконкурентных вариантов торгов;
- особенности проведения процедур среди субъектов МСП, в том числе, по части предоставления преимуществ;
- информация, которая должна прописываться в извещении о закупке и закупочной документации;
- порядок заключения, выполнения, расторжения договора;
- другие сведения, связанные с проведением закупки.
Положение о закупках утверждает директор или гендиректор компании-заказчика. Юрлицо размещает этот документ на неопределенное время не позже 15 дней с момента утверждения. Учредители бюджетных организаций, а также собственники унитарных предприятий, утверждают типовое Положение о проведении закупок.
Если заказчик за календарный год не исполнил законодательные требования по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не опубликовал достоверную информацию о годовом количестве данных тендеров, то его Положение о закупках с 1 февраля следующего года признается неопубликованным.
В таком случае, в течение указанного периода, заказчик должен будет руководствоваться нормами ФЗ-44, в том числе, по части обоснования НМЦД, способа определения поставщика, применения требований к участникам закупок и так далее. Данное правило устанавливает п. 8.1 п. 5 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 223.
- План закупки. Заказчик публикует его в ЕИС на ближайший календарный год. В план закупки он включает главные параметры каждого предстоящего тендера. Правила составления этого документа и требования к его форме устанавливает Правительство Российской Федерации.
План закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства публикуют минимум на 3 года. План закупки высокотехнологичных и инновационных товаров, а также лекарственных средств, размещают на период 5-7 лет.
- Извещение о закупке. Данный документ включает основные сведения об определенном заказе и краткое описание условий участия, которые подробно раскрываются в закупочной документации.
- Закупочная документация — это совокупность документов, составляемых согласно положению о закупке. Она содержит все сведения, необходимые для участия в текущих торгах, включая положения договора. В закупочной документации заказчик прописывает:
- предмет тендера, а также, сколько ТРУ нужно закупить, за исключением ситуации, когда их точное количество рассчитать невозможно;
- требования к качеству товаров, их функциональным и техническим параметрам, а также условиям поставки;
- требования к форме, составу, содержанию и сроку действия заявки на участие в конкурентных торгах, инструкцию по подготовке заявок участниками;
- требования к описанию поставляемых ТРУ, их качественным и количественным параметрам;
- место, условия, сроки либо периоды поставки, если она проходит поэтапно;
- НМЦД либо формулу цены с обозначением ее предельного значения или стоимости единицы товара, либо максимальное значение цены договора;
- порядок и условия оплаты ТРУ;
- регламент предоставления участникам разъяснений закупочной документации, а также запроса у поставщиков дополнительной документации;
- иные существенные условия, прописанные в Положении о закупках.
Анализ закупочной документации — важнейший момент, позволяющий принять решение об участии в тендере. Тщательно проанализируйте все требования заказчика, в том числе к параметрам ТРУ, и убедитесь, что вы им соответствуете.
Если у вас возникнут сомнения или вам потребуется уточнить содержание закупочной документации, направьте заказчику запрос на разъяснение. Это позволит вам избежать неприятных ситуаций, связанных с невозможностью исполнить договор в случае победы.
- Документы в составе заявок участников. Универсального пакета документов, позволяющих поставщикам участвовать в разных тендерах по 223 Федеральному закону, не существует. В конкурентных торгах заказчики имеют право запрашивать у поставщиков дополнительные документы. Регламент запроса дополнительных бумаг заказчик прописывает в Положении о закупках и закупочной документации.
- Протоколы. Они нужны для фиксации стадии торгов и их результатов, в частности, предложения победителя тендера, вписываемого в договор. Если несколько поставщиков предложили равноценные условия, то меньше порядковый номер получает участник, направивший заявку раньше других.
В итоговом протоколе заказчик указывает основания, послужившие причиной отклонения заявок поставщиков, а также результаты оценки заявок и решение комиссии о присвоении баллов. В этом документе прописывают причины, по которым тендер признали несостоявшимся.
- Договор. Это соглашение, которое стороны подписывают по результатам торгов. В нем заказчик и поставщик указывают взаимные обязательства по поставке ТРУ.
Договор по результатам конкурентных торгов заключают не раньше, чем через 10 дней, но не позже, чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Если это допускается Положением о закупках, то стороны могут заключать дополнительное соглашение к договору, меняющее его условия, допустим, о поставке товаров с лучшими характеристиками, изменении сроков выполнения работ, либо расторжении договора.
Заключение
Таким образом, ФЗ 223 устанавливает четыре формы тендеров, каждая из которых имеет свои подвиды. Несмотря на то, что данный нормативно-правовой акт дает заказчику хорошую свободу действий, он все же должен учитывать правовые нюансы при проведении торгов.
Если вы хотите найти закупки, соответствующие вашему направлению деятельности, заходите на наш сайт-агрегатор торгов. На нем вы сможете воспользоваться удобными фильтрами и полезными опциями. Остались вопросы? Свяжитесь с нашими экспертами! Они проконсультируют и помогут получить выгодный контракт.
Побеждаем в закупках для вас!
Берем на себя: от поиска закупки до постконтрактного сопровождения в любой сфере деятельности. Вам всего лишь нужно рассказать о своих пожеланиях к контракту.
Победить в закупке
Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника - bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Подписывайтесь на нас в соцсетях