Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Закупки по ФЗ № 223: виды, особенности, основные документы

Закупки по ФЗ № 223: виды, особенности, основные документы

Закупки проходят не только по ФЗ № 44, но и по 223 ФЗ. Он дает заказчикам и поставщикам больше свободы действий. В этой статье мы расскажем, какие виды тендеров он регулирует, и проведем их основные особенности.

Иллюстрация для статьи: Отличие запроса предложений от конкурса

Содержание

Какие тендеры проводятся по ФЗ 223

По аналогии с ФЗ 44, закупки по ФЗ 223 бывают конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные торги — это те, в которых поставщики соревнуются за возможность подписать контракт с заказчиком на условиях, предложенных ими. Чтобы провести такой тендер, заказчик размещает сведения о нем в ЕИС либо, при закрытой процедуре, направляет приглашения хотя бы двум участникам.

Описание предмета конкурентных торгов регламентирует часть 6.1 статьи 3 ФЗ № 223. Согласно ей, заказчик описывает предмет закупки, учитывая, что:

Получите доступ ко всем закупкам!

В системе Bicotender находятся закупки со всех торговых площадках на территории РФ и СНГ. Достаточно просто ввести необходимые параметры тендера и портал покажет список актуальных контрактов.

Получить доступ 

  1. Описание предмета закупки должно раскрывать потребительские, технические и качественные параметры товара, а, если требуется, то и эксплуатационные.
  2. Описание предмета закупки не должно содержать требований, направленных на незаконное ограничение конкуренции, а также указаний на товарные знаки, патенты, фирменные наименования, промышленные образцы, полезные модели и страну изготовления продукции, за исключением случаев, когда иным образом невозможно точно описать предмет тендера.
  3. По аналогии с ФЗ 44, если заказчик указывает на необходимость поставки продукции определенного товарного знака, то в скобках он должен указать фразу «или эквивалент». Исключение составляют случаи:
  • когда закупаемые товары несовместимы с изделиями других товарных знаков;
  • если нужно приобрести запасные части и расходники к определенному оборудованию или машинам, согласно технической документации;
  • когда проводится закупка во исполнение государственного либо муниципального контракта;
  • если нужно закупить продукцию определенных товарных знаков, патентов, знаков обслуживания и т.д. для выполнения международного договора РФ.

Неконкурентные тендеры представляют собой закупки у единственного поставщика, исполнителя либо подрядчика, а также виды торгов, установленные Положением о закупках заказчика. Чаще всего такие процедуры не считают торгами и к ним не применяют положения ч. 3 ст. 3 ФЗ № 223.

Конкурентные варианты закупок

По Федеральному закону № 223 существуют следующие конкурентные способы тендеров:

  1. Конкурс — это торги, в которых выигрывает поставщик, предложивший лучшие условия. Победителя определяют путем сопоставления заявок по критериям, установленным заказчиком.
  2. Аукцион — это разновидность торгов, когда выигрывает участник, предложивший наименьшую цену, заявка которого соответствует требованиям заказчика. В аукционе поставщики снижают цену от начальной (максимальной) цены договора (НМЦД) на процентную ставку, указанную в закупочной документации, то есть, шаг аукциона. Если цена падает до нуля, то начинается борьба за возможность подписать договор. Тогда выигрывает поставщик, предложивший наибольшую цену.
  3. Запрос котировок — это вид закупок, где побеждает участник, предложивший наименьшую цену, заявка которого подходит под все требования.
  4. Запрос предложений — это форма торгов, при которой побеждает поставщик, заявка которого больше других соответствует требованиям заказчика и содержит самые лучшие условия. В отличие от конкурса, в данном случае участники могут улучшать свои изначальные предложения и направлять заказчику окончательные.

Подпункт 2, пункта 3.1, части 3, статьи 3 ФЗ № 223 позволяет заказчику проводить тендеры другими способами, указанными в Положении о закупках. Однако они должны соответствовать требованиям, установленным частью 3 статьи 3 ФЗ № 223.

Краткая информация по видам и срокам закупок по ФЗ № 223

Приведем краткую информацию и классификацию:

  1. Конкурс бывает:
  • открытый;
  • закрытый;
  • электронный.

Заказчик должен разместить в ЕИС извещение и закупочную документацию не позже, чем за 15 дней до даты завершения срока направления заявок.

  1. Аукцион бывает:
  • открытый;
  • закрытый;
  • электронный.

Заказчик должен разместить извещение и закупочную документацию в ЕИС, не менее чем за 15 дней до момента завершения срока направления заявок.

  1. Запрос котировок бывает:
  • закрытый;
  • электронный.

Заказчик должен опубликовать извещение о закупке и закупочную документацию в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до момента завершения срока направления заявок.

  1. Запрос предложений бывает:
  • закрытый;
  • электронный.

При запросе предложений заказчик должен выложить закупочную документацию и извещение о закупке в ЕИС не менее чем за семь рабочих дней до даты проведения запроса.

Главные документы в тендере по ФЗ № 223

Приведем основные документы в торгах.

  1. Положение о закупке — это основной документ, регламентирующий действия заказчика на всех стадиях закупки, начиная от ее планирования и заканчивая подписанием договора или приемкой товаров (работ). В нем должны быть указаны:
  • основные определения и термины;
  • область применения;
  • требования к торгам и их участникам;
  • порядок установления и обоснования НМЦД;
  • формула расчета сумм, которые заказчик обязан перечислить исполнителю по договору;
  • обоснование и определение цены единицы товара, работы, услуги (ТРУ);
  • определение максимального значения цены заключаемого договора;
  • правила подготовки и проведения тендеров, условия применения конкурентных и неконкурентных вариантов торгов;
  • особенности проведения процедур среди субъектов МСП, в том числе, по части предоставления преимуществ;
  • информация, которая должна прописываться в извещении о закупке и закупочной документации;
  • порядок заключения, выполнения, расторжения договора;
  • другие сведения, связанные с проведением закупки.

Положение о закупках утверждает директор или гендиректор компании-заказчика. Юрлицо размещает этот документ на неопределенное время не позже 15 дней с момента утверждения. Учредители бюджетных организаций, а также собственники унитарных предприятий, утверждают типовое Положение о проведении закупок.

Если заказчик за календарный год не исполнил законодательные требования по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не опубликовал достоверную информацию о годовом количестве данных тендеров, то его Положение о закупках с 1 февраля следующего года признается неопубликованным.

В таком случае, в течение указанного периода, заказчик должен будет руководствоваться нормами ФЗ-44, в том числе, по части обоснования НМЦД, способа определения поставщика, применения требований к участникам закупок и так далее. Данное правило устанавливает п. 8.1 п. 5 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 223.

  1. План закупки. Заказчик публикует его в ЕИС на ближайший календарный год. В план закупки он включает главные параметры каждого предстоящего тендера. Правила составления этого документа и требования к его форме устанавливает Правительство Российской Федерации.

План закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства публикуют минимум на 3 года. План закупки высокотехнологичных и инновационных товаров, а также лекарственных средств, размещают на период 5-7 лет.

  1. Извещение о закупке. Данный документ включает основные сведения об определенном заказе и краткое описание условий участия, которые подробно раскрываются в закупочной документации.
  2. Закупочная документация — это совокупность документов, составляемых согласно положению о закупке. Она содержит все сведения, необходимые для участия в текущих торгах, включая положения договора. В закупочной документации заказчик прописывает:
  • предмет тендера, а также, сколько ТРУ нужно закупить, за исключением ситуации, когда их точное количество рассчитать невозможно;
  • требования к качеству товаров, их функциональным и техническим параметрам, а также условиям поставки;
  • требования к форме, составу, содержанию и сроку действия заявки на участие в конкурентных торгах, инструкцию по подготовке заявок участниками;
  • требования к описанию поставляемых ТРУ, их качественным и количественным параметрам;
  • место, условия, сроки либо периоды поставки, если она проходит поэтапно;
  • НМЦД либо формулу цены с обозначением ее предельного значения или стоимости единицы товара, либо максимальное значение цены договора;
  • порядок и условия оплаты ТРУ;
  • регламент предоставления участникам разъяснений закупочной документации, а также запроса у поставщиков дополнительной документации;
  • иные существенные условия, прописанные в Положении о закупках.

Анализ закупочной документации — важнейший момент, позволяющий принять решение об участии в тендере. Тщательно проанализируйте все требования заказчика, в том числе к параметрам ТРУ, и убедитесь, что вы им соответствуете.

Если у вас возникнут сомнения или вам потребуется уточнить содержание закупочной документации, направьте заказчику запрос на разъяснение. Это позволит вам избежать неприятных ситуаций, связанных с невозможностью исполнить договор в случае победы.

  1. Документы в составе заявок участников. Универсального пакета документов, позволяющих поставщикам участвовать в разных тендерах по 223 Федеральному закону, не существует. В конкурентных торгах заказчики имеют право запрашивать у поставщиков дополнительные документы. Регламент запроса дополнительных бумаг заказчик прописывает в Положении о закупках и закупочной документации.
  2. Протоколы. Они нужны для фиксации стадии торгов и их результатов, в частности, предложения победителя тендера, вписываемого в договор. Если несколько поставщиков предложили равноценные условия, то меньше порядковый номер получает участник, направивший заявку раньше других.

В итоговом протоколе заказчик указывает основания, послужившие причиной отклонения заявок поставщиков, а также результаты оценки заявок и решение комиссии о присвоении баллов. В этом документе прописывают причины, по которым тендер признали несостоявшимся.

  1. Договор. Это соглашение, которое стороны подписывают по результатам торгов. В нем заказчик и поставщик указывают взаимные обязательства по поставке ТРУ.

Договор по результатам конкурентных торгов заключают не раньше, чем через 10 дней, но не позже, чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола. Если это допускается Положением о закупках, то стороны могут заключать дополнительное соглашение к договору, меняющее его условия, допустим, о поставке товаров с лучшими характеристиками, изменении сроков выполнения работ, либо расторжении договора.

Заключение

Таким образом, ФЗ 223 устанавливает четыре формы тендеров, каждая из которых имеет свои подвиды. Несмотря на то, что данный нормативно-правовой акт дает заказчику хорошую свободу действий, он все же должен учитывать правовые нюансы при проведении торгов.

Если вы хотите найти закупки, соответствующие вашему направлению деятельности, заходите на наш сайт-агрегатор торгов. На нем вы сможете воспользоваться удобными фильтрами и полезными опциями. Остались вопросы? Свяжитесь с нашими экспертами! Они проконсультируют и помогут получить выгодный контракт.

Побеждаем в закупках для вас!

Берем на себя: от поиска закупки до постконтрактного сопровождения в любой сфере деятельности. Вам всего лишь нужно рассказать о своих пожеланиях к контракту.

Победить в закупке 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ