Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Особенности закупок на оказание услуг по 44-ФЗ

Особенности закупок на оказание услуг по 44-ФЗ

Заказчики по 44 ФЗ могут закупать образовательные, юридические, транспортные, охранные и другие услуги. Такие тендеры проходят по общим правилам, но с учетом определенных особенностей. Далее мы расскажем, каких именно.

Гайды, кейсы, подборки тендеров — всё самое полезное из мира закупок в нашем Telegram-канале @BiCo_tender. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

Иллюстрация для статьи: Проведение тендера на оказание услуг по 44ФЗ
 

Содержание

Общий порядок закупки услуг

Закупки образовательных и других услуг включают в план закупок и план-график. Всю необходимую информацию заказчик указывает в Единой информационной системе (ЕИС).

Получайте сразу новые тендеры в мессенджер или на почту!

В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!

Получить новый тендер 

Для проведения тендеров необходимо знать:

  • точное название услуг;
  • их общие характеристики;
  • НМЦК.

В графике следует указать способ выбора исполнителя (подрядчика).

Согласно п. 10 ст. 34 ФЗ № 44, можно провести совместные закупки образовательных услуг.

Что касается видов тендеров, то по 44 ФЗ возможна организация конкурса, аукциона и запроса котировок. Они проходят в общем порядке, но с учетом особенностей, установленных для закупки некоторых видов услуг. Прежде всего, речь идет о необходимости наличия у исполнителя лицензии, а также особом порядке определения НМЦК для охранных услуг и услуг в сфере перевозок.

Можно ли закупать услуги у единственного поставщика

Электронный тендер на приобретение услуг может проводиться как в виде конкурентных торгов, так и в форме закупки у единственного поставщика (ЕП) согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Главное, чтобы при закупке у ЕП:

  • стоимость объекта закупки составляла не более 600 тыс. рублей;
  • годовой объем тендеров не превышал 2 млн рублей;
  • на закупки у единственного поставщика приходилось до 10% общего годового объема тендеров и не больше 50 млн рублей по сумме.

Ограничения по годовому объему закупок не применяются при закупке услуг для нужд сельских поселений. Кроме того, лимит в 600 тыс. рублей не актуален для заказчиков, работающих на территории зарубежных государств.

Если заказчиком является образовательная организация или учреждение культуры, то применяются положения п. 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. Для таких заказчиков при тендерах у ЕП:

  • годовой объем закупок должен составлять не более 5 млн рублей;
  • на тендеры у ЕП должно приходиться не свыше 50% от общего годового объема торгов, а по сумме — не более 30 млн рублей;
  • стоимость одной закупки не может быть больше 600 тыс. рублей.

Кроме того, исходя из п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчики могут закупать преподавательские услуги у ЕП без ограничений по сумме, если исполнителем является физическое лицо.

Кстати, даже если заказчик закупает образовательные или другие услуги у ЕП, то он все равно должен изучить предложения и выбрать лучшее по цене. Она не должна превышать рыночную цену.

Должен ли заказчик требовать лицензию на оказание услуг

Для оказания некоторых видов услуг необходима лицензия. Перечень лицензируемых видов деятельности указан в ст. 12 ФЗ № 99. Так, лицензия нужна, если исполнитель:

  • разрабатывает, производит и распространяет шифровальные (криптографические) средства;
  • разрабатывает, производит и реализует специальные технические средства, направленные на негласное получение информации;
  • разрабатывает и производит средства защиты конфиденциальной информации или ведет деятельность по ее технической защите;
  • осуществляет перевозки пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом или перевозит опасные грузы;
  • ведет образовательную деятельность, кроме деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»;
  • оказывает частные охранные услуги, ведет частную детективную (сыскную) деятельность;
  • ведет медицинскую деятельность, кроме деятельности, осуществляемой организациями на территории инновационного центра «Сколково» и т.д.

Если исполнителю необходима лицензия, то заказчик должен указать данное требование в закупочной документации, прилагаемой к конкурентной закупке (п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44).

На практике возникают ситуации, при которых участники вместо своей лицензии предъявляют разрешительный документ, выданный третьему лицу. Также они указывают, что хотят привлечь его для исполнения обязательств по госконтракту.

Как следует из Обзора Президиума ВС России от 28 июня 2017 года, даже если у других лиц, то есть, у субподрядчиков, есть действующая лицензия, то для исполнения государственного или муниципального контракта, она также должна быть у самого участника закупки. Это позиция применяется и сегодня.

Правительство Российской Федерации принимает Положения о лицензировании различных видов деятельности, а в приложениях указывает, какие направления относятся к тому или иному ее виду. Так, если исполнитель осуществляет медицинскую деятельность, то в ее состав могут входить услуги по психиатрии, акушерскому делу и другие.

Задача заказчика — указать в извещении о закупке не только общее название лицензируемого вида деятельности, но и определенные виды, которыми может заниматься участник закупки. Они должны быть прописаны в приложении к лицензии исполнителя.

Если в лицензии участника нет видов деятельности, являющихся объектом закупки, то заказчик может отклонить его заявку за несоответствие требованиям.

Особенности обоснования НМЦК

Согласно ч. 22 ст. 22 ФЗ № 44, Правительство Российской Федерации может устанавливать сферы деятельности, в которых, при проведении закупок, определяется порядок расчета НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с ЕП. Речь идет, в том числе, о деятельности в области охранных услуг и перевозок.

Рассмотрим особенности обоснования НМЦК для разных видов услуг.

Юридические услуги

Особенность формирования НМЦК при закупке юридических услуг заключается в том, что их объем заранее неизвестен. Поэтому при расчете стартовой цены контракта заказчику нужно руководствоваться ч. 24 ст. 22 ФЗ № 44.

Исходя из нее, если при заключении договора невозможно определить точный объем юридических услуг, то заказчик должен прописать цену единицы услуги. При этом в договоре нужно указать, что стоимость юридических услуг рассчитывается, исходя из цены единицы услуги, в зависимости от объема фактически оказанных услуг.

Цену единицы услуги определяют согласно статье 22 ФЗ № 44, используя метод сопоставимых рыночных цен.

Образовательные услуги

 

Как правило, при обосновании НМЦК на закупку образовательных услуг заказчик использует метод сопоставимых рыночных цен (метод анализа рынка), поскольку, согласно закону, он является приоритетным.

Суть в том, что заказчик определяет начальную цену контракта, учитывая рыночные цены на аналогичные образовательные услуги. Такие услуги могут быть не идентичны закупаемым, однако обязаны обладать схожими характеристиками или быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Чтобы определить НМЦК при закупке образовательных услуг заказчик может использовать коэффициенты или индексы для перерасчета цен с их обязательным обоснованием.

Получив достоверную информацию, заказчик должен выбрать минимум три цены и рассчитать на их основе среднее арифметическое. При этом в расчетах он не может использовать цены, отличающиеся от среднего значения более чем на треть.

Услуги перевозок.

Чтобы рассчитать НМЦК при закупке услуг перевозок, используют Приказ Министерства транспорта России № 351 от 20 октября 2021 года, а также нормы ст. 22 ФЗ № 44 и ФЗ № 220 от 13 июля 2015 года.

Рассчитывая НМЦК по Приказу № 351, применяют такие правила:

  • используя уровень рентабельности, который равен 1,096;
  • берут среднюю рыночную стоимость для нового транспорта, действующую на день расчета НМЦК;
  • при рассмотрении требований к исполнителю, учитывают положения госконтракта, касающееся вместимости, оснащения и других параметров транспорта;
  • принимают во внимание цену машин и оборудования на весь период действия госконтракта;
  • учитывают итоговые затраты на организацию навигации и проведение безналичного расчета.

Охранные услуги

Порядок определения НМЦК при закупке охранных услуг определяет Федеральная Служба войск национальной Гвардии Российской Федерации (Росгвардия). Он устанавливается Приказом Росгвардии от 15.02.2021 № 45.

Заказчики, закупающие охранные услуги, должны руководствоваться данным Приказом. Исключение составляет случаи приобретения охранных услуг по основаниям, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44, когда указанный Порядок может не использоваться.

Особенности расчета НМЦК по Приказу Росгвардии № 45:

 

  1. При закупке объектов, кроме тех, на которые частная охранная деятельность не распространяется, используется формула, приведенная в Приказе.
  2. Данный нормативно-правовой акт устанавливает понятие прямых затрат для расчета НМЦК и приводит формулу для их определения.
  3. Приказ определяет базовые коэффициенты, допустим, пост охраны в составе одного работника с режимом 24 часа, и дополнительные коэффициенты, например, наличие у охранника спецсредств.
  4. Чтобы рассчитать цену, заказчик должен получить информацию, соответствующую предмету закупки и находящуюся в свободном доступе, не менее чем от трех исполнителей.
  5. НМЦК рассчитывают как среднее арифметическое от стоимости услуг, информацию о которых получил заказчик.

Особенности закупок услуг по 44-ФЗ у самозанятых

Самозанятые, наравне с другими юридическими лицами и ИП, могут участвовать в тендерах на закупку услуг. При этом, если самозанятый находится в реестре субъектов МСП, то он получает соответствующие преимущества. Так, по ч. 1 ст. 30 44-ФЗ заказчики обязаны проводить тендеры среди субъектов малого предпринимательства. При этом объем таких торгов должен быть не менее 25% от годового объема закупок.

Однако для самозанятых есть ограничения:

  1. Они не могут перепродавать товары и привлекать субподрядчиков для выполнения контракта.
  2. Они вправе предлагать товары своего производства и оказывать услуги самостоятельно, без привлечения третьих лиц.
  3. Они не могут заниматься деятельностью, для которой требуется лицензия.

Заключение

Таким образом, тендеры на закупку услуг по 44-ФЗ проходят по общим правилам, установленным законодательством, с учетом требований, предъявляемых законами и подзаконными нормативно-правовыми актами. Нередко для участия в торгах на предоставление услуг требуется лицензия, которая должна быть у самого исполнителя, даже если он привлекает к работе субподрядчиков.

Кроме того, нормативно-правовые акты, например, приказы, устанавливают порядок расчета НМЦК для закупок на оказание услуг в области охраны и перевозок. При проведении тендера на приобретение образовательных услуг, для расчета НМЦК обычно используют метод анализа рынка, поскольку он является приоритетным.

Заходите на сайт bicotender.ru. Выбирайте подходящие торги, отслеживайте сроки заявок. Просматривайте статистику по заказчикам и используйте другие опции площадки, чтобы получить выгодный контракт.

Если вам потребуется помощь экспертов, комплексное тендерное сопровождение или другие услуги, то наши специалисты будут рады помочь.

Получите консультацию по участию в закупках!

Если у вас возникли юридические вопросы в начале участия, на торгах, при исполнении контракта или после - вы всегда можете обратиться за помощью к нашим экспертам. Они подскажут как можно поступить в вашем случае и сделают все возможное, чтобы урегулировать любой вопрос.

Получить консультацию 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ