Вход в личный кабинет
Мы всегда рядом
В любое время вы можете обратиться за бесплатной консультацией к нашему тендерному специалисту
Анастасия М.
Руководитель департамента сопровождения клиентов
Связаться
Главная | Статьи | Обзор изменений в госзакупках по 44-ФЗ в 2025 году

Обзор изменений в госзакупках по 44-ФЗ в 2025 году

Сфера госзакупок постоянно совершенствуется, и 2025 год не стал исключением. В нашей статье расскажем об основных изменениях, которые коснулись Закона 44-ФЗ, регламентирующего закупки для государственных и муниципальных нужд.
Иллюстрация для статьи: Что изменится в закупках по 44-ФЗ в 2025 году

Гайды, кейсы, подборки тендеров — всё самое полезное из мира закупок в нашем Telegram-канале @BiCo_tender. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!

Содержание

Изменения в импортозамещении

Самые масштабные изменения претерпел национальный режим. Для его реализации необходимо было руководствоваться различными нормативно-правовыми актами. Участникам закупок было непросто докопаться до истины во всем многообразии правил. Все это усложняло работу, приводило к разбирательствам в ФАС и запросам разъяснений от вышестоящих структур.

Получите новый контракт!

Сопровождение подписи, аккредитация, подбор закупок, анализ документации, прогноз победы, участие и постконтрактное сопровождение - сразу 5 специалистов работают вместе с вами. Просто делегируйте все тендерные процессы нам.

Получить контракт 

С 1 января 2025 года Минфином было предложено унифицировать систему национального режима в закупках, правила стали едиными для обоих законов 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Нововведения направлены на поддержку российских производителей, поставщикам будет проще разобраться с меньшим количеством нормативных документов.

С 1 января 2025 г. вступили в силу положения Закона № 318-ФЗ от 08.08.2024 года, преобразующие национальный режим в сфере закупок. Теперь в новой редакции применяется статья 14 Федерального Закона № 44-ФЗ, а также все остальные нормы, которые касаются актов импортозамещения.

  1. С этого года под национальным режимом в сфере закупок понимается режим, обеспечивающий иностранным товарам, работам и услугам одинаковые условия с товаром российского происхождения, оказываемой российским гражданином или юридическим лицом (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

Кроме тех случаев, когда Правительством РФ установлен запрет или ограничение закупки иностранных товаров либо преимущество в отношении российской продукции. Заказчики уже хорошо ориентируются в отношении этих мер, однако они значительно отличаются от прежних по определенным параметрам.

  1. Запрет закупок товаров, происходящих из иностранных государств. В новой редакции ст 14 № 44-ФЗ указаны похожие по смыслу нормы для запрета закупки иностранных товаров, но с конкретными изменениями.

С 1 января 2025 г. продолжается отклонение заявок, в которых не указаны данные, подтверждающие страну происхождения товара, в отношении которого установлен запрет (п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). Но добавится несколько моментов, когда применение запрета потребует отклонения заявки по п. 4 (а не по п. 5) ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.

  1. С 1 января 2025 года все заявки с предложениями иностранных товаров, работ, услуг будут отклоняться при наличии хотя бы одного российского (евразийского) предложения, которое соответствует требованиям извещения о закупке (п. 4 ч. 12 ст. 48 № 44-ФЗ).
  2. На смену понятию «условий допуска иностранных товаров к участию в закупках» (Приказ № 126н от 04.05.2018 года) с 1 января 2025 г. Правительство РФ устанавливает «преимущество в отношении товаров российского происхождения. Однако это правило предусмотрено Правительством РФ только в отношении российских товаров (любых), но не работ или услуг (абз. 4 п. 1 ПП РФ от 23.12.2024 № 1875).

Преимущество в отношении отечественных товаров существенно отличается от предыдущих условий допуска иностранных товаров.

  1. Правительство РФ отменило действие статьи 30.1 № 44-ФЗ, которая предусматривала минимальную обязательную долю закупок российских товаров при осуществлении закупок с ограничениями допуска иностранных товаров, работ, услуг. Теперь обязанность отчитываться в закупках российских товаров распространяется на весь объем осуществляемых заказчиком закупок.

Заказчики должны будут вести ежегодный отчет о закупках отечественной продукции в ЕИС. Срок сдачи отчета - до 1 февраля года, следующего за отчетным. Для закупок в оборонной сфере отчет не размещают в ЕИС, а направляют для оценки в уполномоченный орган. Все требования по формированию данных определены ПП РФ № 1875.

  1. С 1 января 2025 г. при закупке товаров, в отношении которых устанавливаются запрет, ограничение или преимущество, заказчики обязаны указывать в описании объекта закупки, характеристики товара российского происхождения.
  2. С 1 января 2025 г. в ч. 25 ст. 22 44-ФЗ внесены изменения определения НМЦК для осуществления закупок в отношении товаров, подпадающих под запрет или ограничение закупки иностранных товаров. Для обоснования цены контракта заказчики обязаны основываться на характеристиках товаров российского происхождения.
  3. Создан единый перечень закупок, при осуществлении которых запрет, ограничение и преимущество не применяются: закупки определенных силовых структур, производимые для выполнения особых задач (ч. 9 ст. 14 Закона № 44 фз).
  4. Заказчик будет вынужден отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, если при реорганизации юр. лица (подрядчика), его права и обязанности по контракту перейдут к вновь возникшему юр. лицу, зарегистрированному на территории иностранного государства, в отношении которого установлены запрет, ограничение или преимущество (подп. «в» п. 1 ч. 15 ст. 95 № 44-ФЗ).
  5. В случае установления национального режима при осуществлении закупки, при составлении технического задания заказчик обязан использовать характеристики российского товара (ч 1.1. ст. 33 44-ФЗ).

Система унификации национального режима способствует развитию российского производства, заказчики обязаны использовать характеристики российских товаров при описании объекта закупки. Учитывая изменения в импортозамещении, поставщикам с иностранными товарами будет еще сложнее составить конкуренцию нашим производителям в закупках. Преимущество всегда будет у участника с продукцией, которая соответствует характеристикам отечественного товара.

Если вы хотите еще больше разбираться в особенностях национального режима, то на нашем сайте можно ознакомиться со статьей «Правила национального режима в тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2025 году».

Изменения в закупках у единственного поставщика

Изменения коснулись порядка работы с цифровыми контрактами в ЕИС. Что это значит?

  • Обязательное использование ЕИС: все контракты должны быть сформированы и подписаны в электронной форме через систему ЕИС.
  • Прозрачность и эффективность: Цифровой подход к процессу повысит прозрачность закупок и обеспечит сокращение сроков заключения контрактов.
  • Отсутствие повторений: все действия, от создания до исполнения контракта, будут отражаться в ЕИС, что исключает повторение сведений и повышает контроль над целевым использованием средств.
  1. С 1 января 2025 г. вступила в силу ч. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

С этой даты заказчики имеют право заключать контракты с единственным поставщиком с использованием ЕИС во всех случаях, предусмотренных ч. 1 ст 93 Закона № 44-ФЗ, за исключением закупок по пунктам 4, 5, 23, 42, 44 и 46 (для них эта норма вступит в силу только с 1 июля 2026 г).

Заказчики обязаны заключать контракты с использованием ЕИС в неконкурентных закупках на поставку культурных ценностей для пополнения Музейного фонда, экипировки для олимпийской сборной, ТРУ для обеспечения работы органов внешней разведки РФ и другие.

Заключение контракта осуществляется в порядке, установленном п. 3 ч. 5 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Если информация о контракте с единственным поставщиком включена в реестр контрактов (согласно указанному порядку), в таком случае будут применяться положения Закона № 44-ФЗ о контрактах, заключаемых по результатам электронных процедур (в т. ч. в части электронного актирования).

В контрактах, заключаемых по п. 1, 8, 22 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчики могут указывать с использованием ЕИС в проекте контракта только его цену и идентификационный код закупки. По остальным параметрам проект контракта может формироваться без использования ЕИС.

  1. С 1 апреля 2025 года дополнительные соглашения к контрактам, заключенным по результатам конкурентных закупок, также нужно формировать в ЕИС. Согласно данному требованию следует приложить и ранее заключенные контракты, если допсоглашения к ним не были оформлены через ЕИС.
  2. С 1 января 2025 года право сторон изменять по своему соглашению любые существенные условия контракта без каких-либо ограничений распространяется на п. 3, 21, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в дополнение к прежним п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51).

 

Контракт с единственным поставщиком при несостоявшейся закупке

У заказчика есть право проведения закупки у единственного поставщика по правилам п. 24 и 25 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, если конкурентная закупка признана безрезультатной по следующим причинам:

  • не было ни одной заявки (п. 3 ч. 1 статья 52 44-ФЗ);
  • все заявки были отклонены комиссией (п. 4 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
  • все участники уклонились от подписания контракта (п. 5 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
  • заказчик отказался заключать контракт с единственным участником, чья заявка была признана соответствующей (п. 6 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
  • не было ни одного запроса по окончании срока для подачи запросов о предоставлении документации (п. 2 ч. 1 ст. 77 44-ФЗ);
  • комиссия отказала в предоставлении документации закрытой закупки всем потенциальным участникам, направившим запрос (п. 3 ч. 1 ст. 77 44-ФЗ).

С 1 января до 30 июня 2025 года включительно заказчик может заключить такой контракт без использования ЕИС, электронной торговой площадки или специализированной ЭТП (при проведении закрытых электронных процедур).

Стоит отметить, что на протяжении всего 2025 года заключение контракта с единственным поставщиком в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, будет производиться с учетом особенностей, установленных ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ:

  • в отношении участника закупки, не подписавшего проект контракта, не будут применяться положения ч. 6 ст. 51 Закона № 44-ФЗ о признании его уклонившимся от заключения контракта;
  • количество протоколов разногласий, которые могут быть сформированы, подписаны и размещены в ЕИС (в них указываются положения проекта контракта, в отношении которых возникли разногласия) не ограничены в их численности.
  • все участники закупки (обе стороны), между которыми заключается контракт, имеют право на отказ от его заключения. В таком случае заказчику необходимо уточнить информацию об основании для отказа.

Все вышеуказанные особенности будут действовать не только при заключении контрактов по итогам несостоявшейся закупки, но и при заключении контрактов с единственным поставщиком с учетом положений ч. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Контракт с единственным поставщиком без учета требований Закона N 44-ФЗ

В список оснований для закупки у единственного поставщика, в случае которых разрешено не соблюдать основные требования к контракту, включают:

  • экстренные закупки;
  • закупки услуг по управлению МКД;
  • закупки услуг преподавателя (гида, экскурсовода), которые оказывает физлицо (п. 33 ч. 1 статья 93 закона 44-фз).

Сейчас еще не все основания включены в список.

Продление антикризисных мер в сфере госзакупок в 2025 году

В таблице ниже разместили конкретные части статьи 112 Закона № 44-ФЗ, действие которых было продлено на 2025 год (с комментариями).

Номер части

Краткое содержание нормы

56

До 1 января 2026 г. предметом контракта одновременно может выступать подготовка проектной документации (или выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству), реконструкции (или капитальному ремонту объекта капитального строительства).

63.1

До 1 января 2026 г. если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для использования объекта, предметом контракта может выступать поставка данного оборудования.

65.1

Разрешается вносить изменения любых существенных условий контракта, который заключен до 1 января 2026 г., если при его исполнении возникли независящие от участников обстоятельства, повлекшие за собой невозможность его исполнения (все изменения вносятся согласно требованиям, установленным законом).

65.2

До 31 декабря 2025 г. разрешается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, изделий и материалов медицинского назначения (по соглашению сторон).

72

До 31 декабря 2025 г. отсутствуют ограничения в отношении некоторых заказчиков в части предельного размера годового объема закупок в размере 50 млн. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Особые меры поддержки поставщиков в закупках, которые были введены на фоне санкций в 2022 году, продлили и на 2025 год, к ним также относится возможность проведения запросов котировок в электронной форме без ограничения в отношении годового объема. Такая мера действует до 31 декабря 2026 года.

Контракт на приобретение жилого помещения

Нередко такой вид закупки сопровождается многочисленными вопросами со стороны участников торгов. Антимонопольная служба подчеркивает, что представители и лица, привлеченные в рамках оказания посреднических услуг по распоряжению жилым помещением, согласно 44фз имеют право принимать участие в торгах на приобретение жилья на равных правах с собственниками (Письмо ФАС России от 13.12.2024 N МШ/115170/24 "По вопросу установления требований о представлении документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение»).

С 1 июля 2025 года необходимо включение в цифровой контракт реквизитов и представителя, и собственника, так как среди участников становится все больше представителей владельцев недвижимости (наименование юридического лица или ФИО физ. лица, реквизиты счета такого представителя и собственника жилого помещения).

Рост закупок малого объема

Закупки малого объема (ЗМО) можно оценить примерно в 1 трлн. рублей. В прошлом году правительство утвердило план мероприятий по развития ЗМО, который предусматривает следующие обязательные меры:

  • в апреле 2025 г. Федеральное казначейство и Федеральная антимонопольная служба России должны внести в правительство проект поправок к закону 44-ФЗ, направленных на оптимизацию закупочного законодательства в части проведения закупок малого объема;

К октябрю 2025 года регуляторы должны предоставить доклад в правительство РФ по унифицированной модели осуществления закупок малого объема, включая порядок ведения закупок, процесс формирования предложения участника закупки, отбора наилучшего предложения, по созданию и ведению реестра контрактов, заключенных по результатам закупки.

  • к июлю 2025 начать выполнение плана по работам по формированию каталога конкретных товаров;

К октябрю текущего года должен быть разработан макет создания, ведения и использования единого каталога конкретных товаров, а также представлены предложения о возможности финансового обеспечения работ по созданию и ведению этого каталога без привлечения средств из бюджета РФ.

  • к апрелю 2026 г. определить информационные системы, которые можно использовать для проведения малых закупок;
  • в июле 2026 г. подключить выбранные системы к ЕИС в сфере закупок.

Участие в закупках малого объема в скором времени станет более доступным и конкурентным.

Госзакупки в новых территориях РФ

Согласно Постановлению Правительства № 2559 от 31.12.2022, в рамках которого новые регионы (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) проводят закупки по 44-ФЗ, реализован специальный режим проведения госзакупок. Он будет действовать до конца 2025 года.

Госзаказчики из новых регионов обладают правом:

  • проведения неконкурентных закупок без согласования с ФАС;
  • отсутствие национальный режим в закупках (возможность закупать иностранные товары, минуя правила национального режима).
  • отсутствие дополнительных требований к поставщикам согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571;
  • применение особого порядка размещения обязательной информации и документации в ЕИС;
  • заключение контрактов в бумажном виде без проведения торгов.

Таким образом, особый режим закупок поможет госучреждениям новых регионов постепенно разобраться и вникнуть в новые правилам работы.

Другие изменения, вступившие в силу с 1 января 2025 года

  1. Определяя обязательную долю закупок по осуществлению у СМП, СОНКО, брать в расчет общего годового объема закупок закупки, осуществляемые в случаях, установленных Правительством РФ, не требуется. В качестве актуального примера в данной ситуации можно рассмотреть ПП РФ от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления».
  2. Увеличился список случаев, согласно которым содержание контракта может определяться без учета положений ч. 4–9, 11–13 ст 34 Закона № 44-ФЗ (т. н. «упрощенная форма контракта»). Случаи, ранее перечисленные в части 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, пополнились несколькими новыми основаниями для заключения контракта с единственным поставщиком, это закупки по п. 9, 22, 33, 37 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
  3. Что касается формы контракта, то в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ предложение «контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок» изменено на более точное определение, а именно «контракт может быть заключен в простой письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса».
  4. Внесены изменения по обновлению формулировки в ст. 15 Закона № 44-ФЗ круга заказчиков, которые применяют при осуществлении закупок отдельные положения законодательства о контрактной системе. С этого момента в части 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ указывается, что при осуществлении юридическими лицами закупок за счет бюджетных средств, должны применяться положения, касающиеся отношений, указанных в п. 2, 3, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ19.

Закупки автономных предприятий за счет бюджетных средств, предполагаемых на капитальные вложения в объекты государственной, муниципальной собственности, должны осуществляться с применением положений, регулирующих отношения, указанные в п. 1–3 и 5–7 ч. 1 Закона № 44-ФЗ.

Акционерные общества, 100 % акций которых принадлежит субъекту РФ, в рамках закупок для целей исполнения контрактов (заключенных на основании п. 6.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), также обязаны следовать последним положениям, которые регулируют отношения, указанные в п. 2–6 и 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ.

  1. В 2025 году закупка, по итогам которой контракт со встречными инвестиционными обязательствами заключается для обеспечения нужд двух и более заказчиков одного субъекта РФ или заказчиков муниципальных образований РФ, может осуществляться путем проведения совместного электронного конкурса по правилам, изложенным в ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2024 № 484-ФЗ. В этом случае заказчики должны быть определены актом высшего исполнительного органа субъекта РФ.

Некоторые изменения, которые вступят в силу с 2026 года

С 1 января 2026 года

Искусственное разделение контракта на несколько более дешёвых (дробление закупки)

У заказчиков появится право свободного проведения нескольких малых закупок однотипных или равноценных товаров (работ, услуг) у единственного поставщика, в т.ч. в электронной форме. Основным требованием будет соблюдение годового объема и условий к цене контракта.

На данный момент при дроблении закупки заказчики могут понести наказание в виде штрафа.

Общие требования к участникам

У участников появится право не прикладывать к заявке документы соответствия единым требованиям, если они находятся в общедоступных государственных реестрах. В такой ситуации к заявке должна быть предоставлена декларация с указанием ссылок на сайты с подтверждающими документами.

Извещение о закупке с неопределенным объемом

Если осуществляется закупка с неизвестным объемом, то в извещении не нужно указывать цену и срок исполнения отдельных этапов контракта. Сами заказчики будут устанавливать сроки в заявках, которые закрепили в контракте.

Последние изменения значительно облегчат подготовку к закупкам, когда исполнение контракта происходит по заявкам заказчика и нельзя заранее знать число заявок и объем товаров (работ, услуг) в каждой из них.

Обеспечение при демпинге

Если в извещении нет требования к обеспечению, то демпингующим участникам не нужно больше предоставлять обеспечение в размере 10% от цены контракта. Пока практика показывает некую неопределенность применения антидемпинговых мер в подобном случае.

С 1 июля 2026 года

Реестр контрактов

По правилам Федерального Закона N 44-ФЗ в реестр в обязательном порядке будет направляться информация о любых контрактах. Исключение составят контракты с государственной тайной по результатам не электронных малых закупок у единственного поставщика.

На сегодняшний день в реестр не включают сведения о контрактах, заключенных в результате некоторых неконкурентных закупок, например, закупок малого объема (за исключением электронных).

В 2026 году Правительство установит определенные особенности размещения информации и документов в реестре (в т.ч. на официальном сайте ЕИС) для отдельных контрактов.

Начавшийся 2025 год принес много обновлений и изменений, которые необходимо учитывать всем участникам закупок. Мы ждем еще много законопроектов, которые в скором времени вступят в силу. Заходите на наш сайт BiCo, следите за актуальными статьями и будьте в курсе последних новостей в сфере госзакупок.

Хотите уверенно участвовать в тендерах и выигрывать контракты? Оставьте заявку — специалисты BiCo подберут для вас подходящие закупки и помогут на каждом этапе. Начните работать с нами уже сегодня!

Получайте сразу новые тендеры в мессенджер или на почту!

В системе Bicotender самая полная база тендеров, которая обновляется ежесекундно. Мы настроим для вас тендерную рассылку на почту или в мессенджер. Теперь вы никогда не упустите интересующую закупку!

Получить новый тендер 
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.



Связаться с нами:
Получить доступ