Заказчики не вправе ограничивать конкуренцию в закупках по ФЗ № 223, требуя от поставщиков поставить продукцию с определенными товарными знаками, но существуют ситуации, при которых это допускается. Однако в этих случаях заказчики обязаны использовать формулировку «или эквивалент». Расскажем, что она означает, и отличаются ли аналогичные товары от эквивалентных.
Одной из главных задач для поставщиков, работающих по ФЗ № 223, является корректное понимание возможности поставки эквивалентной продукции вместо указанной в закупочной документации.
Ситуации, при которых заказчики указывают определенные товарные знаки, технические параметры или марки, бывают нередко. В таких случаях исполнители размышляют над тем, можно ли предложить товары, аналогичные по показателям, но другого товарного знака либо производителя.
Закон обеспечивает прозрачность участия в тендерах и добросовестную конкуренцию, поэтому предусматривает нормы, исключающие дискриминацию поставщиков и предоставляющие им одинаковые возможности.
Так, статья 3 Федерального закона № 223 устанавливает право участников тендеров обжаловать действия заказчиков в ФАС, если они считают, что положения закупочной документации создают безосновательные ограничения. В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона «О защите прав конкуренции», можно обжаловать действия или бездействия заказчика, противоречащие принципам проведения закупок и препятствующие здоровой конкуренции. Нередко поставщики подают жалобы, касающиеся ограничения поставки аналогичной продукции, так как законность данных требований вызывает сомнения.
Чтобы обеспечить добросовестную конкуренцию и равнозначные условия участия в тендерах, при описании объекта закупки заказчик обязан ориентироваться на его эксплуатационные и функциональные параметры. Документы не должны включать требования о поставке товаров определенных товарных знаков, если это безосновательно ограничивает конкуренцию. Когда поставить товары с иными товарными знаками нельзя, заказчик должен указать в требованиях формулировку «или эквивалент». Это позволит поставщикам, по возможности, предложить аналогичные товары, способные удовлетворить требования заказчика по техническим параметрам.
Однако существуют исключения, когда заказчик может требовать поставку товара определенной марки. Нормы ФЗ № 223, касающиеся возможности поставки эквивалента, аналогичны ФЗ № 44. Если заказчик требует поставить продукцию определенного товарного знака, то он должен указать фразу или «эквивалент» (п.3 ч. 6.1 ст.3 ФЗ № 223).
Такая формулировка необязательна, если:
То есть, во всех этих случаях добавлять фразу «или эквивалент» к требованию о поставке продукции определенных товарных знаков не нужно. Это никак не ограничивает конкуренцию, поскольку заказчику необходимы товары определенных марок по объективным причинам.
При составлении заявки, в таком случае, поставщику желательно придерживаться следующих правил:
Если поставщик планирует заменить поставляемый товар на аналог, то он должен указать в заявке страну его происхождения и точные характеристики, а также товарный знак, отличный от того, который требует заказчик (при наличии).
В контексте ФЗ № 223 разница между эквивалентом и «аналогом» фактически отсутствует. Под «эквивалентом» понимают полностью аналогичную продукцию с идентичными характеристиками. Поэтому для поставщика, предлагающего аналогичный товар, главное — четко указать все его параметры.
Поставщик может пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу, если заказчик препятствует соблюдению принципа добросовестной конкуренции в госзакупках, а именно — в следующих случаях:
Чаще всего в таких случаях ФАС встает на сторону поставщика по п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223. Однако если заказчик представит доказательства невозможности покупки эквивалента, то антимонопольная служба вынесет решение в его пользу.
Таким образом, во избежание ограничения конкуренции при покупке товаров с определенными товарными знаками, заказчик должен прописать фразу «или эквивалент». Однако существуют исключения, например обусловленные требованиями технической документации к используемой продукции.
Если вам необходимо профессиональное тендерное сопровождение, обратитесь к нашим экспертам. Они ответят на все ваши вопросы и помогут получить выгодный контракт. Также воспользуйтесь нашим сайтом-агрегатором: на нем вы найдете коммерческие, муниципальные и федеральные закупки со всех торговых площадок, а еще сможете попробовать дополнительные опции, например, просматривать статистику по заказчикам и отслеживать сроки.
Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даете согласие на рассылку.
bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |