Вход в личный кабинет
Главная | F.A.Q. | 44 ФЗ | Какие сроки размещения извещения о закупке по 44-ФЗ должен соблюдать заказчик?

Какие сроки размещения извещения о закупке по 44-ФЗ должен соблюдать заказчик?

Вопрос:

Какие сроки размещения извещения о закупке по 44-ФЗ должен соблюдать заказчик?

Краткий ответ:

Сроки размещения извещения о закупке по 44-ФЗ строго зависят от способа определения поставщика и начальной цены контракта. Для электронного аукциона это минимум 7 рабочих дней, для конкурса — 15 календарных, для запроса котировок — 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок.

Анна Петрова
На вопрос отвечает: Анна Петрова
Должность: ведущий специалист по тендерному сопровождению
Стаж работы с тендерами: 7 лет
Подробный ответ:
Содержание

Почему соблюдение сроков так важно в контрактной системе?

Соблюдение регламентированных сроков — это фундамент, на котором держится вся контрактная система в сфере государственных закупок. Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает четкие временные рамки для каждого этапа процедуры, и публикация извещения является отправной точкой. Эти сроки не являются формальностью; они выполняют несколько критически важных функций.

Во-первых, они обеспечивают принцип равноправия и конкуренции. Предоставляя всем потенциальным участникам закупки достаточный и одинаковый период времени на подготовку, закон создает равные условия для бизнеса. Компании получают возможность без спешки изучить закупочную документацию, проанализировать техническое задание, рассчитать рентабельность, получить банковскую гарантию и подготовить качественную заявку.

Во-вторых, это мера прозрачности и открытости. Вся информация о предстоящих торгах публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) заблаговременно, что позволяет любому заинтересованному лицу, включая общественные и контрольные органы, ознакомиться с условиями и, при необходимости, отреагировать на возможные нарушения.

Для самого заказчика точное следование установленным датам — это гарантия легитимности процедуры и защита от штрафов и предписаний со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Любое сокращение установленных сроков является грубым нарушением и может повлечь за собой отмену всей закупки, что приведет к срыву поставок и затягиванию удовлетворения государственных нужд.

Сроки размещения извещения для электронного аукциона

Электронный аукцион является наиболее популярным и распространенным способом проведения закупок в рамках 44-ФЗ. Сроки, отведенные на подачу заявок, напрямую зависят от размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), а также от предмета закупки. Закон разделяет аукционы на «короткие» и «длинные», предоставляя участникам разное время на подготовку.

  1. Стандартный (короткий) аукцион. Если НМЦК не превышает 300 миллионов рублей (а для закупок работ по строительству, реконструкции и капремонту — 2 миллиарда рублей), то заказчик обязан разместить извещение в ЕИС не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок. Важно помнить, что в расчет берутся именно рабочие дни, то есть выходные и официальные праздники не учитываются. Этот срок считается достаточным для подготовки к большинству стандартных закупок товаров и услуг.
  2. Крупный (длинный) аукцион. Если НМЦК превышает указанные выше лимиты (300 млн / 2 млрд рублей), то процедура усложняется, а требования к участникам и цена ошибки возрастают. Поэтому закон предоставляет поставщикам больше времени на подготовку. В этом случае заказчик должен опубликовать извещение не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания приема заявок. Здесь уже ведется счет на календарные дни, включая выходные и праздники. Такой увеличенный срок позволяет участникам более тщательно проработать финансовую модель участия, получить крупное обеспечение заявки и подготовить все необходимые документы для сложного и дорогостоящего контракта.

Правильный расчет этих сроков — прямая обязанность заказчика. Для поставщика же знание этих правил позволяет точно планировать свое время и не пропустить интересные торги, даже если они были объявлены незадолго до начала выходных.

Каковы сроки для открытого конкурса в электронной форме?

Открытый конкурс в электронной форме — это процедура, где победителем признается участник, предложивший не просто лучшую цену, а наилучшие условия исполнения контракта в целом. Здесь, помимо цены, оцениваются такие критерии, как квалификация участника, качество предлагаемых товаров или работ, сроки выполнения и другие неценовые параметры. Подготовка к конкурсу требует от поставщика гораздо больших усилий, чем к аукциону, так как необходимо не просто заполнить стандартные формы, а подготовить развернутое предложение, подтверждающее опыт и компетенции. Понимая это, законодатель установил единый и более продолжительный срок для подготовки. Независимо от НМЦК, заказчик обязан разместить извещение о проведении открытого электронного конкурса в ЕИС не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок. Этот период дает участникам достаточно времени на детальное изучение сложной закупочной документации, подготовку объемного технического предложения, сбор портфолио и документов, подтверждающих квалификацию. Это обеспечивает более качественный подход к подготовке заявок и, как следствие, более высокий уровень конкуренции именно по качественным, а не только ценовым, показателям.

Специфика сроков для запроса котировок и закупок малого объема

Помимо крупных аукционов и конкурсов, в арсенале заказчика есть и более простые, быстрые процедуры, предназначенные для небольших по сумме закупок. К ним в первую очередь относится запрос котировок в электронной форме. Этот способ применяется при НМЦК, не превышающей 10 миллионов рублей. Так как закупаются, как правило, простые, серийные товары, работы или услуги, то и сроки на подготовку здесь минимальные. Заказчик должен опубликовать извещение в ЕИС не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. Такая оперативность позволяет быстро закрывать текущие потребности, однако требует от поставщиков максимальной собранности и быстрой реакции. Для участия в таких закупках крайне важно иметь настроенную систему мониторинга, чтобы не упустить короткое «окно возможностей». Отдельно стоит упомянуть закупки у единственного поставщика, в частности, популярную процедуру «с полки» (ч. 12 ст. 93 44-ФЗ). Здесь как такового извещения нет, заказчик формирует его на основе предварительных предложений, уже размещенных поставщиками на электронной площадке. Это еще более быстрый способ, где ключевую роль играет не реакция на извещение, а проактивная работа по размещению своих товарных предложений заранее.

Внесение изменений и отмена закупки: как меняются дедлайны?

Работа с закупкой не всегда идет по прямому сценарию. Иногда заказчик обнаруживает ошибку в документации или у него меняются потребности. В таких случаях закон позволяет ему вносить изменения в извещение и документацию или даже полностью отменить процедуру, но только в строго определенные сроки.

  • Внесение изменений. Заказчик вправе изменить извещение, но сделать это он может не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Самое главное правило: после внесения изменений срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы до его нового окончания оставалось не менее чем:
    • 7 календарных дней для открытого конкурса;
    • 3 рабочих дня для электронного аукциона;
    • 3 рабочих дня для запроса котировок.
    Это защищает права участников, которые уже могли начать подготовку на основе первоначальных данных, и дает им время адаптировать свою заявку под новые условия.
  • Отмена закупки. Заказчик может отменить любую закупку (кроме запроса котировок) не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Для запроса котировок отмена возможна не позднее чем за два часа до окончания срока. Если эти сроки прошли, отменить процедуру можно только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Что делать поставщику, если нарушены сроки извещения о закупке по 44 ФЗ?

Если поставщик обнаруживает, что заказчик неправомерно сократил сроки подачи заявок или нарушил порядок внесения изменений, это является прямым основанием для защиты своих прав. Игнорировать такое нарушение не стоит, так как оно ставит вас в заведомо невыгодное положение по сравнению с другими, возможно, инсайдерскими участниками. Основным инструментом борьбы с такими нарушениями является подача жалобы в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Алгоритм действий в этом случае следующий: необходимо зафиксировать факт нарушения (сделать скриншоты из ЕИС, где видны даты публикации и окончания приема заявок), подготовить мотивированную жалобу с указанием на конкретные статьи 44-ФЗ, которые были нарушены, и подать ее через личный кабинет в ЕИС. Если ФАС признает жалобу обоснованной, она может выдать заказчику предписание об устранении нарушений, что чаще всего выражается в аннулировании процедуры и ее объявлении заново, но уже с правильными сроками. Это дает добросовестному поставщику шанс на полноценное участие в конкурентной борьбе на законных основаниях.

Таким образом, знание и понимание сроков размещения извещений — это базовый навык для любого участника закупок. Для заказчика это залог проведения легитимной процедуры без штрафов и санкций. Для поставщика — это возможность грамотно планировать свою работу, эффективно распределять ресурсы и защищать свое право на честную конкуренцию. Постоянный мониторинг дат и оперативное реагирование на их изменения являются ключом к успешному участию в государственных и коммерческих торгах.

Ежедневный мониторинг ЕИС и десятков электронных площадок, отслеживание всех изменений в извещениях и контроль сроков подачи заявок превращаются в сложную рутинную задачу, отнимающую у специалистов по закупкам драгоценные часы. Сервис BiCo полностью автоматизирует этот процесс, освобождая ваше время для более важных дел — анализа документации и подготовки выигрышной заявки. Наша интеллектуальная система поиска найдет все релевантные для вас тендеры, мгновенно уведомит об изменениях в выбранных процедурах и напомнит о приближающихся дедлайнах, гарантируя, что вы никогда не упустите выгодный контракт из-за нехватки времени или невнимательности.

Наши эксперты

Анна Петрова
Анна Петрова
Должность: ведущий специалист по тендерному сопровождению
Стаж работы: 7 лет
Дмитрий Баторов
Дмитрий Баторов
Должность: эксперт по аккредитации и выпуску ЭЦП
Стаж работы: 8 лет
Сергей Лебедев
Сергей Лебедев
Должность: специалист по технической поддержке участия в торгах
Стаж работы: 5 лет
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!



Связаться с нами:
Получить доступ