Система государственных закупок — это не только возможности для масштабирования бизнеса, но и минное поле жестких обязательств. Любое отклонение от условий контракта, будь то срыв сроков поставки на один день или несоответствие характеристик товара, карается рублем и репутацией. По состоянию на ноябрь 2025 года законодательство в сфере ответственности трансформировалось в сторону автоматизации наказаний: Единая информационная система (ЕИС) теперь самостоятельно фиксирует нарушения, минимизируя человеческий фактор.
В юридической плоскости госзакупок существует обобщающее понятие — неустойка. Однако для тендерного специалиста критически важно понимать разницу между двумя ее составляющими: пеней и штрафом. Это не синонимы, а разные инструменты воздействия, которые рассчитываются по разным формулам и применяются в разных ситуациях. Путаница в этих терминах часто стоит компаниям миллионов рублей при судебных разбирательствах.
Пеня — это инструмент борьбы с непунктуальностью. Она начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства. Не привезли товар вовремя? Счетчик включается на следующий день после дедлайна и тикает до момента фактической поставки. Формула расчета пени жестко привязана к экономической ситуации в стране, так как базируется на Ключевой ставке Центрального банка. В 2025 году, в условиях высокой волатильности ставки, размер пени может достигать существенных значений, превращая небольшую задержку в финансовую катастрофу для маржинальности проекта.
Штраф — это фиксированная санкция за нарушения, не связанные с просрочкой, либо за полное неисполнение контракта. Например, если поставщик привез мебель не того цвета, нарушил условия упаковки, не предоставил вовремя закрывающие документы или вовсе исчез после подписания договора. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы или процента от цены контракта и регламентируется Постановлением Правительства РФ № 1042 (с учетом всех актуальных изменений). Если пени могут расти бесконечно (в теории), то штраф — это разовая «пощечина».
Согласно части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, пеня начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после истечения установленного контрактом срока. Размер пени составляет одну трехсотую (1/300) действующей на дату уплаты пени Ключевой ставки Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, которые были фактически исполнены.
Давайте разберем, как это выглядит на практике в реалиях ноября 2025 года. Допустим, компания выиграла тендер на поставку серверов на сумму 10 миллионов рублей. Поставка задержана на 10 дней. Если ключевая ставка составляет, к примеру, 20%, то расчет будет выглядеть пугающе просто.
Важный нюанс современной практики: если контракт предусматривает этапы, пеня считается не от всей цены контракта, а от цены конкретного этапа. Это защищает поставщиков, которые выполнили 90% работ, но «споткнулись» на финише. Однако автоматизация в Единой информационной системе (ЕИС) привела к тому, что заказчики теперь часто выставляют требования о неустойке в автоматическом режиме. Если поставщик не согласен с расчетом (например, просрочка возникла по вине заказчика), ему приходится вступать в сложную электронную переписку и вести претензионную работу через функционал портала.
Штрафы применяются за факты ненадлежащего исполнения обязательств. Градация размеров штрафов зависит от цены контракта. Это сделано для соблюдения принципа соразмерности наказания.
Особая категория штрафов предусмотрена за нарушения, не имеющие стоимостного выражения. Например, если подрядчик на стройке не ведет журнал работ или нарушает пропускной режим на объекте. В таких случаях устанавливаются фиксированные суммы: 1000 рублей, 5000 рублей и т.д. Кроме того, существуют "карательные" штрафы за неисполнение обязательств по привлечению субподрядчиков из числа СМП (субъектов малого предпринимательства) — 5% от объема такого привлечения.
Важно понимать, что ответственность за закупки по 44-ФЗ не ограничивается только финансовыми потерями по контракту. Заказчик обязан удержать начисленные суммы из оплаты или потребовать их уплаты через банк-гарант. Если поставщик игнорирует требования, заказчик обращается к гаранту, и банк выплачивает деньги бесспорно, после чего начинает процедуру регрессного требования к поставщику, часто с начислением своих процентов и штрафов.
Финансовые потери можно восполнить, но репутационные удары в госзаказе часто бывают смертельными. Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это «черная метка», которая закрывает доступ к торгам на 2 года. В 2025 году механизмы включения в РНП стали работать практически мгновенно.
Основания для попадания в реестр четко прописаны:
Попадание в РНП касается не только юридического лица, но и его учредителей, а также членов коллегиального исполнительного органа. Это означает, что открыть новое ООО и продолжить работу не получится. В 2025 году ФАС активно использует данные налоговой службы для выявления аффилированных лиц, блокируя попытки обойти блокировку через подставные фирмы.
Однако включение в РНП не происходит автоматически. Заказчик обязан направить сведения в контрольный орган (ФАС), где проходит заседание комиссии. Поставщик имеет право (и обязан!) защищаться. Если будет доказано, что нарушение произошло не по его прямой вине (форс-мажор, действия третьих лиц, вина самого заказчика), комиссия может ограничиться штрафом, но не включать компанию в реестр. Именно поэтому квалифицированная юридическая защита на этом этапе критически важна.
Многие директора компаний ошибочно полагают, что штрафы платит только фирма. Однако Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержит целый ряд статей, предусматривающих персональную ответственность руководителей. Это касается как заказчиков, так и поставщиков.
Для поставщиков наиболее опасна статья 7.32 КоАП РФ «Нарушение порядка заключения, изменения контракта». Например, изменение условий контракта (сроков, цены, объемов), если это не предусмотрено законом, влечет наложение штрафа на должностных лиц и юридических лиц. Штраф для директора может составлять 20 000 рублей, а для юрлица — 200 000 рублей.
Но самый серьезный риск — это часть 7 статьи 7.32 КоАП. Она применяется за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства. Здесь штраф составляет от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей, либо административная дисквалификация на срок до двух лет. Дисквалификация означает запрет занимать руководящие должности. Для топ-менеджера это фактически конец карьеры.
К ноябрю 2025 года гайки в сфере соблюдения национального режима были закручены до предела. Теперь за поставку иностранного товара под видом российского (фальсификация сведений о стране происхождения) предусмотрена отдельная, суровая ответственность. Если раньше можно было отделаться штрафом и заменой товара, то теперь ЕИС интегрирована с системой маркировки «Честный знак» и ГИСП.
Выявление факта подлога на этапе приемки влечет:
Заказчики, принявшие такой товар «с закрытыми глазами», теперь также несут ответственность: введены оборотные штрафы для должностных лиц заказчика за приемку продукции, не соответствующей условиям нацрежима.
Государство понимает, что бизнес работает в сложных условиях, поэтому сохраняет механизмы поддержки. Списание неустоек — это процедура, при которой начисленные пени и штрафы прощаются поставщику. Правила списания регулярно обновляются (актуализируется Постановление № 783 или его аналоги в 2025 году).
Как правило, списанию подлежат неустойки, если:
Важно: списание носит заявительный характер. Автоматически никто долги не простит. Поставщик должен направить заказчику официальное обращение с расчетом и ссылкой на норму права, а также, что критично, подписать акт сверки начисленных и неуплаченных неустоек, признав сам факт нарушения, но попросив применить амнистию.
Справедливости ради стоит отметить, что закон 44-ФЗ защищает и поставщика. Заказчик несет ответственность за:
В 2025 году система ответственности в госзакупках стала прозрачной, но беспощадной. Цифровизация процессов сделала невозможным «договориться» с заказчиком о том, чтобы не замечать просрочку. Единственный способ защитить бизнес — это безупречное соблюдение процедур, грамотная работа с календарем поставок и профессиональная юридическая поддержка на этапе заключения и исполнения контракта. Помните, что подписание контракта — это не финиш, а старт самого рискованного этапа работы.
Чтобы избежать попадания в жернова штрафных санкций и РНП, доверьтесь профессионалам. Специалисты BiCo используют передовые алгоритмы для проверки чистоты документации еще до подачи заявки, а наши юристы готовы вступить в игру при первых признаках конфликта с заказчиком, грамотно составив протокол разногласий или жалобу в ФАС. Мы берем на себя контроль сроков и бюрократическую переписку, позволяя вам зарабатывать на тендерах, а не терять деньги на штрафах.
Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
| bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |