Вход в личный кабинет
Главная | F.A.Q. | Национальный режим | Как работает национальный режим в госзакупках и что нужно знать поставщику?

Как работает национальный режим в госзакупках и что нужно знать поставщику?

Вопрос:

Как работает национальный режим в госзакупках и что нужно знать поставщику?

Краткий ответ:

Национальный режим — это комплекс мер по поддержке отечественных производителей. При закупках по 44-ФЗ он дает преференции российским товарам и товарам из стран ЕАЭС через запреты на допуск иностранной продукции, ограничения ее участия или предоставление ценовых преимуществ.

Анна Петрова
На вопрос отвечает: Анна Петрова
Должность: ведущий специалист по тендерному сопровождению
Стаж работы с тендерами: 7 лет
Подробный ответ:
Содержание

Что такое национальный режим и зачем он нужен?

Принцип открытости и равноправия участников — один из столпов контрактной системы. Однако для защиты внутреннего рынка и поддержки национальных экономических интересов существует исключение из этого правила, закрепленное в статье 14 44-ФЗ. Эта норма вводит понятие национального режима, который, по сути, является формой протекционизма в сфере государственных и муниципальных нужд. Его глобальная цель — стимулировать развитие отечественного производства.

Политика импортозамещения и укрепления технологического суверенитета страны находит свое прямое отражение именно в механизмах нацрежима. Предоставляя преференции для российских товаров и продукции из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), государство решает сразу несколько задач. Во-первых, это загрузка производственных мощностей внутри страны. Во-вторых, создание новых рабочих мест. В-третьих, снижение зависимости от импорта в стратегически важных отраслях, таких как медицина, оборона и программное обеспечение.

Для поставщика это означает, что участие в торгах — это не всегда соревнование исключительно по цене. Если вы предлагаете российский товар, у вас может быть значительное преимущество перед конкурентами с импортной продукцией. Игнорирование правил национального режима может привести к тому, что вашу заявку, даже с самой низкой ценой, просто отклонят по формальным основаниям, поэтому разбираться в его тонкостях жизненно необходимо.

Основные механизмы: запреты, ограничения и условия допуска

Национальный режим реализуется через три основных инструмента, которые заказчик обязан применять, если закупаемый товар подпадает под действие соответствующего нормативного акта. Эти инструменты отличаются степенью жесткости и порядком применения. Каждый из них регулируется отдельными постановлениями Правительства РФ, в которых содержатся конкретные перечни товаров по кодам ОКПД2.

Для поставщика крайне важно еще на этапе поиска тендера определить, какой именно механизм применяется в конкретной закупке. Эта информация всегда указывается в извещении, которое публикуется в Единой информационной системе (ЕИС). Неправильное понимание установленного механизма — одна из главных ошибок, ведущих к отклонению заявки. Давайте разберем каждый из инструментов подробнее.

  • Запрет. Это самая строгая мера. Если на товар установлен запрет (например, по ПП РФ № 616), то закупать иностранные товары в рамках этой процедуры нельзя в принципе. Исключения крайне редки и должны быть документально обоснованы заказчиком (например, полное отсутствие производства нужного товара в РФ).
  • Ограничение. Этот механизм не запрещает подавать заявки с иностранным товаром, но создает для них барьер. Самый известный пример — правило «третий лишний». Если на участие в торгах подано хотя бы две заявки с российскими товарами от разных производителей, все заявки с иностранными товарами отклоняются.
  • Условия допуска. Это наиболее мягкий механизм, который также называют ценовой преференцией. Заявки с иностранными товарами допускаются к торгам, но ставятся в менее выгодное положение. Если побеждает участник с российским товаром, он заключает контракт по своей предложенной цене. Если же победителем признается заявка с иностранным товаром, контракт с ним заключается по цене, сниженной на 15% (или 20% для нацпроектов).

Как поставщику подтвердить российское происхождение товара?

Декларации о том, что ваш товар — российский, недостаточно. Чтобы воспользоваться преференциями национального режима, необходимо предоставить документальное подтверждение страны происхождения. Способ подтверждения напрямую зависит от того, какое именно Постановление Правительства применяется в закупке, и от вида самого товара. Отсутствие нужного документа или его неверное оформление приравнивается к предложению иностранного товара.

Основным инструментом подтверждения для промышленных товаров является выписка из государственных реестров. Для большинства товаров это Реестр российской промышленной продукции, который ведет Минпромторг. Для радиоэлектроники — отдельный Реестр российской радиоэлектронной продукции. Чтобы попасть в реестр, производитель должен пройти сложную процедуру подтверждения уровня локализации производства.

Если товар происходит из других стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан), то подтверждением служит выписка из Евразийского реестра промышленных товаров. Для некоторых категорий продукции, не включенной в эти реестры (например, определенные продукты питания), документом-основанием может служить сертификат СТ-1. Важнейшее правило: на момент подачи заявки ваш товар уже должен быть в соответствующем реестре. Просто подать документы на включение и участвовать в торгах нельзя.

Практическое применение правил: «третий лишний» и ценовые преференции

Рассмотрим на примерах, как работают самые частые механизмы. Допустим, объявлен электронный аукцион на поставку мебели, которая входит в перечень Постановления с механизмом «ограничение». В документации установлено правило «третий лишний». На торги подано три заявки: участник №1 предлагает мебель из РФ (производитель "А"), участник №2 — мебель из РФ (производитель "Б"), а участник №3 — мебель из Китая. Комиссия заказчика видит, что есть две заявки с товарами из РФ от разных производителей. В этом случае заявка участника №3 будет отклонена еще на этапе рассмотрения первых частей, и он даже не будет допущен к торгам.

Теперь разберем условия допуска (ценовая преференция). Объявлен аукцион на поставку медицинских масок. В ходе торгов победителем с лучшей ценой в $100 000$ рублей становится участник, предложивший товар из Вьетнама. Участник, занявший второе место, предложил российские товары за $102 000$ рублей. Так как на товар установлены условия допуска, комиссия применяет преференцию. Контракт с победителем (поставщиком вьетнамских масок) будет заключен по цене, сниженной на 15%: $100 000 - 15\% = 85 000$ рублей. Если бы выиграл участник с российскими масками, контракт был бы заключен по его цене в $102 000$ рублей.

Ключевые аспекты национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ для поставщика

Успешная работа с торгами, где действуют преференции, требует от поставщика не только внимательности, но и ответственности. Применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ налагает на победителя строгие обязательства. Если вы выиграли тендер благодаря тому, что заявили российский товар, вы обязаны поставить именно тот товар, сведения о котором (например, номер реестровой записи) были указаны в заявке. Замена российского товара на иностранный аналог при исполнении контракта категорически запрещена, даже если он лучше по характеристикам.

Нарушение этого правила чревато серьезными последствиями. Заказчик не просто откажется принимать товар, но и будет обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Информация о таком недобросовестном поставщике направляется в ФАС для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Попадание в РНП фактически означает двухлетний запрет на участие в большинстве государственных и корпоративных закупок, что для многих компаний равносильно краху бизнеса.

Поэтому перед подачей заявки необходимо на 100% убедиться, что вы сможете поставить именно тот товар, который заявляете, и что он соответствует всем требованиям. Это включает в себя проверку наличия товара на складе, договоренности с производителем и гарантии поставок в нужный срок. Национальный режим — это мощный инструмент для добросовестных поставщиков отечественной продукции, но он же является и зоной повышенного риска для тех, кто пытается обойти правила.

В конечном счете, национальный режим по 44-ФЗ является сложной, многоуровневой системой, которая постоянно меняется и дополняется новыми нормативными актами. Чтобы эффективно работать в этих условиях, поставщик должен постоянно держать руку на пульсе, отслеживать изменения в законодательстве и тщательно анализировать документацию каждой конкретной закупки. Умение грамотно использовать преференции может стать решающим конкурентным преимуществом и открыть доступ к многомиллиардному рынку госзаказа.

Навигация в сложном лабиринте постановлений о национальном режиме, отслеживание актуальных реестров и ручной поиск закупок с нужными преференциями превращаются в трудоемкую задачу, отнимающую ресурсы у основного бизнеса. Сервисы BiCo берут эту сложную работу на себя. Наша интеллектуальная система поиска позволяет настроить точные фильтры по конкретным постановлениям, наличию запретов, ограничений или условий допуска, мгновенно отсеивая неподходящие торги. Вы получаете готовую выборку целевых закупок, где ваш товар имеет максимальные шансы на победу, экономя десятки часов и минимизируя риск ошибки при анализе документации. Позвольте технологиям BiCo стать вашим навигатором в мире госзакупок и сосредоточьтесь на заключении выгодных контрактов.

Наши эксперты

Мария Орлова
Мария Орлова
Должность: специалист по аккредитации и выпуску ЭЦП
Стаж работы: 4 года
Алексей Сафонов
Алексей Сафонов
Должность: тендерный аналитик
Стаж работы: 6 лет
Ольга Никитина
Ольга Никитина
Должность: тендерный специалист
Стаж работы: 3 года
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!



Связаться с нами:
Получить доступ