Госзакупки осуществляют государственные и муниципальные заказчики, а также госкомпании и госкорпорации. Они закупают товары, работы, услуги у поставщиков (бизнеса, ИП, самозанятых) через конкурентные процедуры на электронных площадках, регулируемые законами 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Система государственных и корпоративных закупок представляет собой сложный механизм взаимодействия, в котором у каждой стороны есть своя четко определенная роль. На первый взгляд может показаться, что все сводится к простому обмену «деньги-товар», но на деле в процессе задействовано множество участников с различными функциями и обязанностями.
Ключевыми фигурами в этом процессе являются заказчик — сторона, которая нуждается в товарах, работах или услугах и оплачивает их, — и поставщик (также именуемый подрядчиком или исполнителем), который стремится удовлетворить эту потребность и получить прибыль. Их взаимодействие происходит не напрямую, а через регламентированные процедуры на специальных электронных торговых площадках (ЭТП).
Понимание ролей этих основных игроков — первый и самый важный шаг для любого, кто планирует работать в сфере тендеров, будь то представитель крупного бизнеса или начинающий индивидуальный предприниматель. Помимо них, в системе существуют и другие важные звенья, такие как контролирующие органы и операторы ЭТП, обеспечивающие прозрачность и законность всех операций.
К категории заказчиков относится широкий круг организаций. В первую очередь, это государственные и муниципальные органы власти всех уровней: министерства, ведомства, администрации городов и районов, а также подведомственные им казенные и бюджетные учреждения (школы, больницы, библиотеки). Их закупочная деятельность строго регламентирована Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе…». Этот закон максимально детализирует каждый этап — от планирования до приемки и оплаты, — чтобы обеспечить эффективное расходование бюджетных средств и предотвратить коррупцию.
Вторая крупная группа заказчиков работает по Федеральному закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». К ним относятся:
Закон 223-ФЗ предоставляет заказчикам больше свободы. Они обязаны разработать и опубликовать собственное Положение о закупке, в котором самостоятельно прописывают способы определения поставщика и порядок проведения процедур. Однако их деятельность все равно остается подконтрольной и должна соответствовать принципам информационной открытости, равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции.
Вся информация о планируемых и проводимых торгах, включая извещение и документацию о закупке, размещается в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), что делает процесс прозрачным для любого потенциального участника.
Стать поставщиком в системе госзакупок может практически любой субъект экономической деятельности. Закон не устанавливает строгих ограничений, открывая доступ к многотриллионному рынку широкому кругу лиц. Участниками закупок могут быть:
Главное требование — соответствовать критериям, указанным в документации о закупке. Обычно это отсутствие задолженностей по налогам, непроведение процедуры ликвидации или банкротства, отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) и обладание необходимыми лицензиями или допусками СРО, если этого требует предмет закупки.
Чтобы начать путь в мире тендеров, потенциальному поставщику необходимо выполнить несколько технических шагов. Во-первых, получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) на имя руководителя организации или ИП. Во-вторых, пройти регистрацию в Единой информационной системе (ЕИС). Эта регистрация автоматически означает аккредитацию на всех восьми федеральных электронных торговых площадках, где проводятся закупки по 44-ФЗ.
После этого можно приступать к поиску интересных торгов, анализу документации, подготовке и подаче заявки на участие. Часто для участия в процедуре, например, в электронном аукционе, требуется внести финансовое обеспечение заявки — небольшую сумму, которая гарантирует серьезность намерений участника и блокируется на специальном счете до подведения итогов.
Успешное функционирование системы закупок было бы невозможно без участия вспомогательных и контролирующих структур. Важнейшую роль играют операторы электронных площадок. Это компании, которые обеспечивают техническую реализацию торгов: публикацию процедур, прием заявок, проведение аукционов и т.д. Они являются связующим звеном между заказчиком и поставщиком в цифровом пространстве.
Надзор за соблюдением законодательства осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные органы. Любой участник закупки, считающий, что его права нарушены (например, заказчик необоснованно отклонил его заявку или установил в документации незаконные требования), может подать жалобу в ФАС. Антимонопольный орган рассматривает жалобу и, в случае выявления нарушений, может выдать предписание об их устранении, отменить протоколы или даже всю закупку.
Иногда заказчики для подготовки и проведения сложных закупок привлекают специализированные организации. Это профессиональные консультанты, которые берут на себя разработку документации, публикацию извещения и другие функции, но при этом комиссия по осуществлению закупок и подписание контракта все равно остаются за самим заказчиком.
Также в процессе участвуют финансовые институты — банки, которые выдают банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов. Роль тендерного специалиста как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, становится все более востребованной, поскольку именно этот эксперт помогает ориентироваться во всех сложностях законодательства и процедур.
Когда мы говорим о заказчике как о едином субъекте, важно понимать, что за этим понятием стоят конкретные люди и структурные подразделения. Отвечая на вопрос о том, кто осуществляет госзакупки на практике внутри госучреждения, закон 44-ФЗ выделяет две ключевые фигуры: контрактного управляющего и контрактную службу.
Если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей, он вправе назначить контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за весь цикл закупок. Этот специалист занимается планированием, разработкой документации, проведением процедур и заключением контрактов.
Если же годовой объем закупок превышает 100 миллионов рублей, заказчик обязан создать контрактную службу — отдельное структурное подразделение (или группу сотрудников), которое выполняет те же функции, но уже коллективно. Создание контрактной службы не требует формирования нового отдела, ее функции могут быть возложены на уже существующих работников.
Главное требование к этим сотрудникам — наличие высшего или дополнительного профессионального образования в сфере закупок. Именно эти люди являются «мотором» закупочного процесса на стороне государства, от их компетенций и добросовестности напрямую зависит эффективность расходования бюджетных денег.
Аналогичные отделы или специалисты есть и в компаниях, работающих по 223-ФЗ, и в коммерческих организациях-поставщиках, где их называют тендерными специалистами или менеджерами по тендерам. Их задача — находить выгодные коммерческие закупки и государственные торги, готовить заявки на участие и обеспечивать победу своей компании.
Навигация в сложном мире государственных и коммерческих закупок требует значительных временных затрат, глубоких знаний законодательства и постоянного мониторинга множества площадок. Неправильно оформленная заявка, пропущенный аукцион или упущенная из виду перспективная закупка — все это может стоить компании упущенной прибыли и даже привести к попаданию в реестр недобросовестных поставщиков.
Чтобы этого избежать, бизнесу необходимы надежные инструменты и профессиональная поддержка, которые позволят сосредоточиться на главном — на исполнении контрактов и развитии своего дела, а не на рутинном поиске и бюрократических процедурах.
Чтобы не утонуть в море информации и не пропустить ни одного выгодного тендера, воспользуйтесь профессиональным сервисом для поиска закупок от компании BiCo. Наша интеллектуальная система ежедневно собирает и анализирует тысячи закупок со всех государственных и коммерческих площадок России, позволяя вам находить релевантные торги за считанные минуты благодаря гибкой системе фильтров и умным уведомлениям.
Мы экономим ваше время, предоставляя всю необходимую информацию в удобном интерфейсе, а наши эксперты и тендерные специалисты всегда готовы оказать юридическую и консультационную поддержку на всех этапах участия в закупке, от анализа документации до подписания контракта. Доверьте рутину профессионалам BiCo и сосредоточьтесь на победах.
Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!
| bicotender.ru - Первая и самая полная поисковая система тендеров и закупок России и СНГ |
Москва ул.Марксистская, д.34 Телефон: (495) 660-06-03 |