Вход в личный кабинет
Главная | F.A.Q. | 44 ФЗ | Что нужно знать о закупках по 44-ФЗ?

Что нужно знать о закупках по 44-ФЗ?

Вопрос:

Что нужно знать о закупках по 44-ФЗ?

Краткий ответ:

44-ФЗ, или Закон о контрактной системе, — это свод строгих правил для всех закупок государства и муниципалитетов. Его основа — открытость через ЕИС, жесткая конкуренция и четкая регламентация, что делает рынок предсказуемым для добросовестных поставщиков.

Иван Кузьмин
На вопрос отвечает: Иван Кузьмин
Должность: специалист по тендерному сопровождению
Стаж работы с тендерами: 5 лет
Подробный ответ:
Содержание

Что такое 44-ФЗ и кто по нему закупает?

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — это, по сути, главный закон, регулирующий, как государство тратит бюджетные деньги. Если вы видите, что тендер объявила школа, больница, местная администрация, министерство, полиция или фонд социального страхования, то с вероятностью 99% эта закупка проходит именно по правилам 44-ФЗ. Также под его действие подпадают некоторые госкорпорации (например, «Росатом» и «Роскосмос») и государственные унитарные предприятия.

Основная цель закона — не просто купить товар подешевле, а обеспечить эффективное расходование средств налогоплательщиков, предотвратить коррупцию и создать равные условия для всех, кто хочет стать поставщиком государства. В отличие от коммерческих закупок или торгов по 223-ФЗ, в контрактной системе практически нет места для гибкости и договоренностей. Каждый шаг заказчика и участника строго прописан в законе, и любое отклонение от процедуры — это нарушение, которое можно и нужно обжаловать. Для поставщика это означает предсказуемость и защиту от произвола.

Ключевые принципы контрактной системы

Чтобы понять логику закона, важно знать его фундаментальные принципы. Именно на них строится вся система госзакупок, и все нормы так или иначе направлены на их реализацию. Участник, понимающий эти принципы, лучше ориентируется в документации и своих правах.

  • Открытость и прозрачность. Вся информация о закупках, начиная от годового плана-графика и заканчивая результатами исполнения контракта, в обязательном порядке публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Любой желающий может бесплатно найти тендер, изучить документацию и посмотреть, кто и по какой цене победил.
  • Обеспечение конкуренции. Закон направлен на создание равных условий для всех участников. Запрещено устанавливать требования, которые искусственно ограничивают количество потенциальных поставщиков, или «затачивать» техническое задание под конкретного производителя.
  • Профессионализм заказчика. Заказчики обязаны привлекать к своей работе квалифицированных специалистов в сфере закупок (контрактных управляющих), которые обладают необходимыми знаниями и несут персональную ответственность за соблюдение закона.
  • Единство контрактной системы. На всей территории России действуют единые правила и подходы к планированию, проведению и контролю закупок. Это упрощает работу поставщиков, которые могут участвовать в торгах в любом регионе страны.
  • Ответственность за результат. И заказчик, и поставщик несут полную ответственность за достижение целей закупки и надлежащее исполнение своих обязательств по контракту.

Основные способы определения поставщика по 44-ФЗ

Закон предусматривает несколько способов проведения закупок, но на практике поставщики чаще всего сталкиваются с тремя основными конкурентными процедурами. Все они проходят в электронной форме на специальных электронных торговых площадках (ЭТП).

Электронный аукцион — самый массовый и популярный способ. Его главная особенность в том, что единственным критерием для определения победителя является цена. Участники подают заявки, заказчик проверяет их на соответствие техническому заданию, а допущенные компании выходят на торги, где в режиме реального времени снижают начальную цену контракта (НМЦК). Кто предложил наименьшую цену — тот и победил. Этот способ используется для закупки стандартных, серийных товаров, работ или услуг, где качество легко стандартизировать (бумага, бензин, текущий ремонт).

Электронный конкурс — более сложная процедура. Здесь победителя выбирают не только по цене. Помимо стоимости, заказчик оценивает участников по нестоимостным критериям: квалификация, опыт выполнения аналогичных работ, наличие необходимых специалистов и ресурсов. Цена по-прежнему важна, но ее вес в общей оценке может составлять 40-60%. Конкурсы проводят, когда заказчику важны не только деньги, но и компетенции исполнителя, например, при закупке проектных работ, научных исследований или реставрации.

Запрос котировок в электронной форме — это упрощенная процедура для небольших закупок (до 10 млн рублей с некоторыми исключениями). Здесь все просто: участники одновременно подают свои ценовые предложения, и побеждает тот, кто предложил наименьшую цену. Никаких длительных торгов нет. Это самый быстрый способ получить небольшой госконтракт, но и самый конкурентный с точки зрения цены.

Финансовые аспекты: о чем важно знать поставщику

Чтобы составить полное представление о закупках по 44-ФЗ, нельзя обойти вниманием их финансовую составляющую, а именно обеспечительные меры. Закон предусматривает два основных вида обеспечения: заявки и исполнения контракта. Это финансовый инструмент, который страхует заказчика от недобросовестных действий поставщика. Обеспечение можно предоставить либо «живыми» деньгами, либо в виде независимой (чаще всего банковской) гарантии. Деньги блокируются на специальном счете участника.

Обеспечение заявки (от 0.5% до 5% от НМЦК) — это залог, который подтверждает серьезность намерений участника. Он нужен для того, чтобы компания, победившая в торгах, не уклонилась от заключения контракта. Если победитель отказывается подписывать контракт, он теряет эти деньги и попадает в Реестр недобросовестных поставщиков. Всем остальным участникам обеспечение заявки возвращается. Обеспечение исполнения контракта (от 0.5% до 30%) — это более крупная сумма, которая служит гарантией того, что поставщик выполнит свои обязательства качественно и в срок. Эти деньги или гарантия «замораживаются» на весь период действия контракта.

Контроль и ответственность: кто следит за правилами и как защитить свои права

Жесткость контрактной системы компенсируется развитой системой контроля и защиты прав участников. Главным надзорным органом в сфере госзакупок является Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее территориальные управления. Если участник считает, что заказчик нарушил его права (незаконно отклонил заявку, установил некорректные требования в документации), он имеет право подать жалобу в ФАС.

Подача жалобы — это эффективный и быстрый инструмент для защиты. Она подается в электронном виде, и ФАС обязана рассмотреть ее в течение 5 рабочих дней. Если жалоба признается обоснованной, антимонопольный орган выдает заказчику предписание об устранении нарушений, которое обязательно для исполнения. Это позволяет отменить неправомерные действия заказчика и восстановить справедливость, не доводя дело до длительных судебных разбирательств.

При этом и для поставщиков предусмотрена суровая мера ответственности — Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Попадание в этот «черный список» на два года закрывает компании доступ к участию в любых госзакупках. Основания для включения в РНП просты: уклонение победителя от заключения контракта или одностороннее расторжение контракта заказчиком из-за существенных нарушений со стороны поставщика. Поэтому к своим обязательствам на всех этапах закупки нужно относиться с максимальной серьезностью.

Работа по 44-ФЗ требует высокой дисциплины, внимательности к деталям и глубокого понимания процедур. Постоянный мониторинг ЕИС, анализ тысяч извещений и скрупулезная подготовка документации отнимают огромное количество времени. Сервис BiCo создан, чтобы снять с вас эту рутинную нагрузку. Наши умные алгоритмы и гибкие фильтры позволяют мгновенно находить целевые закупки, оценивать надежность заказчиков и анализировать протоколы прошлых торгов, предоставляя вам всю необходимую аналитику для принятия решения. Это превращает хаотичный поток информации в удобный рабочий инструмент и позволяет вам сосредоточиться на самом главном — подготовке победных заявок.

Наши эксперты

Сергей Лебедев
Сергей Лебедев
Должность: специалист по технической поддержке участия в торгах
Стаж работы: 5 лет
Анна Петрова
Анна Петрова
Должность: ведущий специалист по тендерному сопровождению
Стаж работы: 7 лет
Мария Орлова
Мария Орлова
Должность: специалист по аккредитации и выпуску ЭЦП
Стаж работы: 4 года
Задать вопрос специалисту

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!



Связаться с нами:
Получить доступ