Новшества в контрактной системе: изменения в 44-ФЗ в 2016 году
С 2016 года вступило в силу множество важных поправок и новшеств, которые регулируют закупки в рамках 44-ФЗ. Мы подготовили для вас подробный обзор наиболее значимых нововведений.
Контракт на лекарства
ФЗ-390 от 29.12.2015 г. вносит в состав 44-ФЗ целый ряд существенных изменений. Так, отказ от подписания госконтракта при повышении предельной отпускной стоимости медицинских препаратов, которые содержит перечень ЖНиВЛП, а также отстранение от участия в закупке лекарственных средств могут осуществляться только при взаимодействии с поставщиками медикаментов либо в случае госзакупок с начальной ценой более 10 млн рублей. Соответствующий ценовой порог обеспечивают муниципальные или региональные органы власти.
Также ФЗ-390 допускает при подаче заявки на участие в конкурсе предоставление незаверенных копий платежных банковских поручений, свидетельствующих о перечислении денежных активов в счет обеспечения конкурсной заявки участника.
Единственный поставщик для розыска
ФЗ-469 от 30.12.2015 г. добавил в 44-ФЗ еще одно основание для заключения госконтракта с единственным поставщиком. Закон частично изменяет статью ч.1 п. 46 ст. 93 «Осуществление закупок, товаров, работ, услуг за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность».
Полный перечень закупок, которые возможно осуществлять в соответствии с нормативным актом, утверждается уполномоченным руководителем определенного органа федеральной исполнительной власти, ответственным в сфере осуществления оперативно-разыскной деятельности.
Во время проведения таких закупок заказчик освобождается от необходимости привлечения внешних экспертов, а также от требований о финансовом обеспечении от контрагентов. Кроме того, заказчик не обязан публиковать отчеты в ЕИС об исполнении госконтрактов.
469-ФЗ вступил в юридическую силу с 1.01.16.
Закон для МСП
ФЗ-408 от 29.12.2015 г. предусматривает:
- корректировки к закону 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и касается основных условий отнесения участников госзаказа к указанным категориям, а также порядка размещения сведений о данных субъектах службой ФНС. Начиная с 1 августа 2016 года, к учету будет приниматься доход от деятельности предпринимателей за прошедший год, суммированный по всем видам профессиональной деятельности, а также применяемый по всем режимам налоговых выплат, а не выручка без учета НДС, либо балансовая стоимость всех активом предприятия;
- расширение полномочий Корпорации МСП;
- перенесение сроков вступления в юридическую силу положений, предписывающих необходимость закупать по 44-ФЗ для заказчиков, работающих по 223-ФЗ и нарушивших обязанность совершать закупки у субъектов МСП в нормативно закрепленном объеме, на 1.01.2017 года.
Больше контрактов жизненного цикла
Постановление Правительства (ПП) № 1480 от 29.12.2015 г. дополняет существующий перечень случаев, при которых допускается заключение государственных контрактов жизненного цикла. В частности, заключить госконтракт жизненного цикла возможно в отношении следующих объектов закупки:
- услуги, связанные со строительством, проектированием и реконструкцией объектов недвижимости, относящихся к сфере здравоохранения; сюда же включены объекты, предназначенные для санаторно-курортного оздоровления, а также закупка медоборудования;
- услуги, связанные с выполнением строительных и проектировочных работ в отношении недвижимости, выделенной для социальных нужд;
- услуги, связанные с выполнением строительных и проектировочных работ, а также реконструкцией объектов капстроительства, относящихся к культурному наследию, и приобретение оборудования, необходимого для проведения мероприятий, прописанных в проектной документации;
- услуги, связанные с выполнением строительных, проектировочных и реконструкционных работ недвижимости, которая предназначена для жилья военнослужащих и их семей, размещения объектов технического, медицинского, хозяйственного и тылового назначения, боевой учебно-материальной базы, проведения мероприятий по воспитательной работе и службы подразделений;
- услуги, связанные с выполнением реконструкции и проектировочных работ в отношении объектов исторического наследия различных народов РФ, а также закупка соответствующего оборудования.
ЕИС по правилам
ПП-1414 от 23.12.2015 г. вводит общие правила использования Единой информационной системой (ЕИС), которые утверждают функциональные и организационные основы ЕИС в сфере госзакупок.
Правила предусматривают с 1 января 2017 года контроль со стороны ЕИС соответствия следующей информации:
- о размерах финансового обеспечения в составе планов закупок;
- о размерах финансового обеспечения для проведения закупок, которые утверждены и доведены до сведения заказчика;
- о контрактах, заключенных госзаказчиками, и включенных в официальный реестр, а также их условиях;
- содержащейся в планах и планах-графиках закупок;
- включенную в закупочную документацию, протоколы определения поставщиков и официальные извещения;
- связанную с условиями проекта контракта, приложенного к закупочной документации.
ПП-1414 также предполагает разработку и ведение каталога услуг, работ и товаров, закупаемых для обеспечения государственных нужд, в рамках ЕИС. Данный каталог находится на стадии формирования. Как заявляют представители Минэкономразвития, сейчас в него внесено уже порядка 36 тыс. позиций, в апреле Правительству РФ представят пилотную версию каталога.
В Правилах, прилагаемых к постановлению, фигурирует новый термин «участники единой информационной системы». Все субъекты данной категории делятся на пользователей официального ресурса и непосредственно субъектов ЕИС.
Для того чтобы получить доступ в ЕИС, субъектам необходимо пройти нормативные процедуры, связанные с регистрацией, аутентификацией, идентификацией, а также авторизацией на сайте. Пользователи могут заходить на сайт без регистрации. Последнее не касается субъектов, являющихся участниками обсуждений госзакупок.
Кроме того, ПП-1414 устанавливает организационные основы взаимодействия системы с торговыми электронными площадками.
Вся информация должна размещаться на общероссийском электронном ресурсе с доменным именем zakupki.gov.ru.
Правила вступили в силу с 31 декабря 2015 года.
Условия для аванса
ПП-1456 от 28.12.2015 г. определяет перечень случаев, при которых возможно авансовое перечисление части платежей подрядчикам по госконтрактам на поставки или оказание услуг. В нем же описаны условия, на которых может осуществляться авансирование в размере 30% от стоимости договора. Одно из них – открытие расчетного счета в территориальном подразделении Федерального казначейства.
Требования по инвестпроектам
ПП-1333 от 7.12.2015 вводит изменения в ПП-99 от 4.02.2015 года в части проведения конкурсов с ограниченным участием. В состав Приложения № 2 введен дополнительный пункт, в котором говорится об обязательном проведении публичного ценового и технологического аудита в отношении крупных инвестпроектов с государственным софинансированием. При проведении конкурсов с ограничением участием в отношении подобных объектов закупки заказчики будут устанавливать ряд дополнительных требований к поставщикам. Среди них:
- присутствие в штате экспертной организации от 10 и более специалистов, имеющих официальную аттестацию на право разработки экспертных заключений по проектной документации и инженерным изысканиям, которые включены в специальный реестр аттестованных лиц, либо работников, имеющих профессиональный опыт в сфере оказания услуг ценового или технологического аудита;
- опыт работы в сфере осуществления ценового и технологического аудита инвестпроектов либо в сфере проведения экспертизы проектных документов не менее семи лет, в течение 5 лет из которых участник должен иметь опыт подобной работы с инвестиционными проектами дороже 1,5 млрд рублей.
Турецкий запрет
ПП-1457 от 29.12.2015 г. содержит официальный перечень видов услуг, работ и поставок для государственных нужд, которые запрещено производить на территории РФ организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, или под управлением гражданами Турции. На контракты, которые заключены до 20 декабря 2015, ПП-1457 не распространяется.
Оборонке – российское
ПП-1470 от 29.12.2015 вводит изменения в ПП-1224 от 24.12.2013 на запрет и ограничение закупок иностранных товаров, а также услуг, оказываемых гражданами иных государств в целях реализации госконтрактов на предмет обеспечения нужд военной обороны и безопасности РФ.
Исключением являются государства, входящие в Евразийский экономический союз. На них запреты и ограничения не действуют в том случае, если необходимые товары или услуги не могут быть закуплены на российских производствах. Прежде чем произвести закупку странах ЕАЭС, необходимо подтвердить отсутствие соответствующего производства в РФ. Таким подтверждением может являться только официальное заключение Минпромторга.
ПП-1470 вступило в силу 1.01.2016 года.
Преимущества для инвалидов
ПП-1343 от 09.12.2015 г. вносит изменения в существующий перечень услуг, работ и товаров, в процессе закупки которых организации инвалидов получают преимущества на торгах.
Данный список излагается в новой редакции, где к нему применяются коды ОКПД2. Кроме того, в перечне увеличилось число позиций.
Плановый порядок
ПП-1367 от 12.12.2015 г. устанавливает порядок контроля над соответствием информации, заключенной в планах графиках и планах закупок, проектах контрактов и их реестрах, в текстах извещений, документах о финансировании, а также идентификационных кодах закупок.
Постановление утверждает объекты и субъекты, а также общие правила контроля (предусматриваются ч. 5 ст. 99 44-ФЗ), вступающие в силу с 1.012017. В тот же срок вступает в юридические права и соответствующее постановление.
Объекты контроля предполагается вносить в ЕИС в случае соответствия информации. В противоположном случае субъекты получат протокол о необходимости устранения нарушений в установленный срок.
Льготы для Союза
Приказ Минэкономразвития № 847 от 13.11.2015 г. определяет льготы для участников госзакупок из стран ЕАЭС союза. В их числе указывается и Киргизия.
Приказом установлено, что в качестве подтверждения страны-производителя участник обязан предоставить декларацию, где страна происхождения товара указана в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ).
Полный перечень товаров, закупки которых могут проводиться с преференциями, прописан в новой таблице с проставлением кодов ОКПД2. Описан ряд случаев, когда замена страны происхождения не допускается.
Ставка ставке – рознь
ПП-1340 от 8.12.2015 г. определяет новый порядок использования банковских ставок. К экономическим отношениям, которые регулируются законодательством РФ, с 1.01.2016 будет применяться ключевая ставка, а не ставка рефинансирования Банка России, как это было ранее. Нововведение, в том числе, касается и принципа расчета пени в случае просрочек при исполнении госконтрактов.
Обсуждения на раз-два
Приказ Минэкономразвития № 795 от 30.10.2015 г. утверждает новый единый порядок публичного обсуждения госзакупок стоимостью свыше 1 млрд рублей в 2016 году.
Документ водит обязательное двухэтапное обсуждение: в заочном порядке в специальном разделе ЕИС и посредством очных общественных слушаний. Итогом этих мероприятий могут стать изменения извещений, планов-графиков, закупочных документов или даже отмена части закупок.
Срок действия Приказа – с 1.01 по 31.12 2016.
Контракт без обеспечения
ПП-182 от 11.03.2016 г. устанавливает возможные случаи заключения госконтракта, при которых его обеспечение не требуется. Основанием для освобождения от финансового обеспечения контрактной ответственности служат:
- нахождение в числе участников тендера только социально ориентированных организаций некоммерческого типа или представителей малого бизнеса;
- отсутствие возможности авансовых выплат;
- проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
- при условии перевода аванса в пользу поставщика на счета территориального подразделения Федерального казначейства либо финансового органа субъекта РФ, муниципального образования в организациях Банка России;
- размер авансового платежа менее 15% от цены контракта либо иной суммы, установленной местной администрацией или высшими структурами исполнительной власти субъекта РФ;
- проведение заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) либо в ином размере, установленном высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. В этом случае проведение полного расчета производится только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и полного исполнения поставщиком иных обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением гарантийных обязательств);
- участие в закупке бюджетного или автономного российского предприятия, снизившего стоимость контракта в процессе торгов менее чем на 25%.
Постановление вступило в силу 29 марта этого года.
Условия для списания
ПП-190 от 14.03.2016 г. вводит порядок и устанавливает случаи возможного предоставления отсрочек выплат неустоек для поставщиков, нарушивших условия контракта. Предоставление отсрочки уплаты неустоек или списание начисленных сумм неустоек осуществляются заказчиком в следующем порядке:
- если общая сумма неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
- если общая сумма неуплаченных неустоек составляет от 5% до 20% цены контракта, заказчик:
- предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года;
- осуществляет списание 5% неуплаченных сумм неустоек при условии уплаты 50% неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года;
- если общая сумма неуплаченных неустоек превышает 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года.
Изменяемая цена
ПП-191 от 14.03.2016 г. определяет новые правила, в соответствии с которыми можно изменять цену, сроки, а также объемы госконтрактов при условии взаимного согласования обеими сторонами. Акт касается исключительно договоров, исполнение которых должно быть завершено до конца 2016 года.
Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника - bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
«Системная проблема» госзаказа
25.10.2016
Заместитель руководителя проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Иван Ястреб рассказал пресс-службе BiCo, можно ли искоренить из госзакупок «серые» схемы.